Срочно в номера: проекты гостиниц
Нынешняя потребность Москвы в гостиничных объектах огромна – порядка 7 млн. кв. м. Неудивительно, что на Рабочие рассмотрения у главного архитектора Москвы инвесторы так часто приходят с проектами гостиниц.
В то же время, к проектам такого рода требования по некоторым параметрам зачастую выше, чем к обычному жилью. Гостиничные комплексы нередко проектируются на участках с большой проходимостью потенциальных клиентов – в центре города и на крупных магистралях. Поэтому, во-первых, проект оценивается с точки зрения грамотности схемы транспортного обеспечения: чтобы, с одной стороны: учитывались специфические особенности гостиничного бизнеса, а с другой – не воздавалось дополнительной нагрузки на транспортные артерии района.
Во-вторых, с особой тщательностью проводится ландшафтно-визуальный анализ: опять же по причине центрового расположения объектов и – часто – значительной высоты.
И в-третьих – уникальное архитектурно-композиционное решение: многоэтажное здание, расположенное на видном месте, должно либо органично вписываться в окружающий контекст, либо становиться его доминантой.
Один из таких проектов, одобренный в обоих вариантах, – архитектурная концепция гостиничного комплекса с подземной автостоянкой на проспекте Вернадского, возле станции метро «Юго-Западная». Проект по заказу ООО Фирма «Илион Трейд» выполнили архитекторы бюро SPEECH C. Чобан и А. Ильин.
Авторы представили сразу три варианта решения корпуса здания. Первый (который проектировщики, исходя из собственных приоритетов, сразу назвали вторым) представляет собой круглую в сечении башню высотой 75 м, покоящуюся на четырехугольном основании.
Однако специалисты бюро провели тщательный ландшафтно-визуальный анализ и выяснили, что со всех точек зрения ничто не мешает «нарастить» башню до 120 м.
В этом случае у Чобана и Ильина – два решения фасадов (сечение в обоих случаях не круглое, а прямоугольное). Один навеян Seagram Building на Манхеттене, только четкую структуру здания подчеркивают не бронзовые балки, как у Миса ван дер Роэ, а стальные листы.
Второй вариант фасадов ближе к стилистике прочих работ бюро SPEECH: вместо стали окна обрамляют элементы из архитектурного бетона – гибкого и пластичного искусственного материала.
Линии обрамления строго прямые, однако рельефности бетонных элементов лишь в одной из плоскостей достаточно, чтобы весь фасад приобрел динамичный волнообразный рисунок.
«Волны» стали лейтмотивом еще одного гостиничного объекта, который уже рассматривался на Архсовете. Проект бюро ADM предусматривал реконструкцию существующего 16-тиэтажного здания гостиницы «Спутник» (новый оператор – Holiday Inn) и строительство двух новых объектов: еще одного гостиничного корпуса высотой 22 этажа (оператор Staybridge) и трехэтажного объема офисно-торгового центра, вытянутого фасадом вдоль Ленинского проспекта.
Торговый центр у членов Совета никаких возражений не вызвал. Однако решение нового корпуса, который своей формой в плане поддерживал ярко выраженные «волны» фасадов торгового центра, рекомендовали пересмотреть: форму упростить, а этажность уменьшить. В новом варианте проекта объем гостиницы заменили на прямоугольный и понизили на 10 м, а тему волн обыграли, опять же, на фасадах.
Другие комментарии на заседании Архсовета касались проработки схемы транспортного обслуживания гостиницы и проекта благоустройства прилежащих территорий – помимо внутреннего двора со сквером и водоемом.
Их авторы тоже учли: нашли способ организовать круговое движение с подъездом к гостинице и предложили сделать дополнительную общественную зону между реконструируемым зданием «Спутника» и Ленинским проспектом. Сюда можно попасть по сквозному проходу через здание торгового центра.
Таким образом, «мертвая» ранее улица ожила, а проект в доработанном виде был рекомендован на рассмотрение Регламентной комиссии.
Чуть раньше то же бюро ADM представляло на Рабочем рассмотрении у главного архитектора проект многоэтажной пристройки к двум корпусам гостиницы «Волга» на ул. Большая Спасская. Суммарная площадь существующего корпуса и здания апарт-отеля – чуть больше 19 тыс. кв. м, а общая площадь проектируемой пристройки – 25 тыс. кв. м.
Своей Г-образной формой она свяжет оба корпуса в единую композицию, заполнив пространство между ними, и именно ее предполагается сделать центральной функционально и стилистически – с парадным входом, артикулированными ризалитами фасадов, летней террасой и благоустроенной территорией. Что касается номеров, то за образец планировки брались номера существующей гостиницы.
С особым пристрастием рассматривались данные ландшафтно-визуального анализа, поскольку речь о строительстве объекта фактически в центре города, который попадает в видовые панорамы, открывающиеся от площади Трех вокзалов и с Садового кольца в районе пересечения с улицей Мясницкая. Однако ограничение по высоте в 64 м было выдержано – проект одобрили.
Центровое место – на Рогожском валу – было выбрано и под строительство отеля Hampton by Hilton. На треугольном участке площадью 0,26 га заказчик ООО «СпектрСтрой» планирует разместить здание гостиницы общей площадью 15448 кв. м на 150 номеров и 20 апартаментов.
Рядом – Покровский женский монастырь и храм Сергия Радонежского. И в то же время – станции метро «Площадь Ильича» и «Крестьянская застава». Согласно проекту транспортного обеспечения, выполненного ГлавАПУ, подъезд к гостинице и въезд в подземный паркинг осуществляется с Трудовой улицы, по внутреннему проезду. Сейчас он отделен от Рогожского вала зеленой полосой, однако при реконструкции Рогожского вала на ее месте появится дублер. Велика вероятность увеличения транспортной нагрузки – Рабочая комиссия предложила еще раз продумать этот момент.
Что касается самого объема здания, то авторы проекта ООО АК «Меерсон и Воронова» предложили два варианта решения. В первом варианте здание по высоте совпадает с 18-этажной соседней застройкой, первый этаж полностью остеклен, как и вся верхняя часть, в которой располагаются апартаменты. Гостиничная часть – «глухая», облицованная керамическими панелями и спланированная с учетом требований оператора Hilton для трехзвездочных отелей.
Второй вариант отличается от первого более динамичной формой. Верхняя стеклянная часть распадается на две составные части, одна из которых ориентирована вертикально и интегрирована в общий объем, а вторая – горизонтальная – выступает за его пределы.
В итоге Сергей Кузнецов порекомендовал авторам продолжить работу над первым, более «ровным» вариантом, предложив сделать его еще спокойнее и не выделять панорамно остекленный верх.
В шаговой доступности от Ярославского, Ленинградского вокзалов находится и участок с адресом ул. Краснопрудная, 12, стр. 1, на котором архитекторы ООО «Антика-плюс» спроектировали гостиничный комплекс.
У архитекторов – судя по портфолио, включенному в презентацию, – фирменным стилем является «историческая» псевдоклассика с вкраплениями современных деталей. Они уже построили в Казани несколько примечательных жилых и административных зданий (в частности, эклектичный и монументальный Дворец земледельцев рядом с Казанским Кремлем, вызвавший в свое время много споров: здесь элементы классицизма и ампира сочетаются с интегрированным в центральный портал концептуальным арт-объектом в виде дерева).
Проект комплекса на Краснопрудной улице в Москве площадью 24 000 кв. м, включающий в себя блок гостиницы, блок апартаментов, торговую галерею на первом этаже, бассейн с фитнес-центром на минус первом и еще два подземных этажа паркинга, не стал исключением. Его стилистику авторы охарактеризовали как «эклектику с элементами неоклассики».
С их точки зрения, в этой части года эклектический подход оправдан, поскольку и Щусев в здании Казанского вокзала, и Шехтель в здании Ярославского использовали элементы и мотивы уже существующих архитектурных сооружений: в Казанском – элементы наиболее известных зданий Казанского кремля, а в построении объема здания Ярославского вокзала применен характерный для древнерусского зодчества принцип соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек.
По аналогии со сложившейся традицией объем проектируемого комплекса составлен из нескольких зданий. Три первых этажа выполняют функцию базы и увязаны по высоте с соседними зданиями Московского универмага и небольшого 3-х этажного исторического здания 1917 года постройки. Ритм и тема арок первого этажа, а также фланкирующая башня, выходящая на Краснопрудный переулок, тоже взяты с расположенного слева по улице исторического здания.
Гостиничный блок, выходящий на проезжею часть, имеет меньшую этажность и увязан по масштабу и стилю с жилыми зданиями «сталинской» архитектуры, расположенными с противоположной стороны улицы. Наконец, блок апартаментов находится в глубине участка и решен на контрасте с гостиничным блоком: это стеклянная призма высотой до 70 м, завершенная в классической манере в виде аркады в два верхних этажа с коринфским карнизом.
Поскольку проектируемый объект среди в исторической застройки, Сергей Кузнецов однозначно постановил рассмотреть проект на заседании Архсовета. Однако прежде настоятельно рекомендовал найти альтернативные предложения по объемно-пространственной композиции и фасадам, поскольку «объекты в классическом духе у нас рассматриваются с опаской. Это очень рискованно для города».