ENG
 
От первого лица

Петр Кудрявцев: нам интересно говорить про долгосрочную перспективу

10 Февраля 2015

Петр Кудрявцев — урбанист, социолог, партнер бюро Citymakers, которое занимается комплексными концепциями развития территорий, рассказал Порталу Архсовета о том, как мастер-планирование и построение социо-культурных и экономических моделей работает на примере первого в Москве района для жизни и работы творческих людей — АртКвартала.

— Вы не совсем обычное проектное бюро — в основном, занимаетесь мастер-планированием, концепциями развития, экономическим и социо-культурным моделированием. Из этого можно заключить, что значительную долю вашей работы составляет исследование. С чего вы начинаете и как строите свою работу?

— Я часто размышлял, как бы я назвал свою профессию, потому что по образованию я социолог, работал журналистом, редактором, издателем, консультантом, девелопером, занимался долго урбанистикой вместе с Вячеславом Глазычевым. Очень сложно одним словом определить специализацию, к которой я отношу себя и своих соратников. Именно поэтому мы и придумали слово «ситимейкерс» — собственно, мы не только проектируем, мы создаем город и изучаем все дисциплины, с этим связанные.

АртКвартал

Наше бюро занимаемся комплексными концепциями развития территорий. Они основываются на трех составляющих: это само проектирование, второе — это социологическое или культурологическое программирование, то есть мы предполагаем, где какие функции должны находиться, и третье — это экономика, то есть как сделать так, чтобы спроектированное нами было в долгосрочной перспективе устойчивым, и приносило бы деньги будущим арендаторам, собственникам или городу.

Наиболее знаковый для нас проект, которым мы занимаемся уже три года — АртКвартал — во многом иллюстрирует нашу деятельность.

Этот проект включает в себя все этапы — и первичное исследование, и предконцепцию, и социальное программирование, и мастер-планирование, и работу с архитекторами над конкретными объектами, а также дизайн улиц и других общественных зон.

АртКвартал

В составе компании есть как архитекторы, так и планировщики — очень опытный ГИП, который понимает самые разные вещи с инженерным обеспечением и проектной документацией, экономисты, планировщики, архитекторы. Недавно к нам присоединился Мартин Стокли, который является нашим консультантом по инженерным вопросам и общественным пространствам. Мой основной партнер по Citymakers — это Андрей Гринев, опытный девелопер, который понимает, что такое реализовать проект и понимает, что является реальностью, а что — утопией.

АртКвартал

— После того, как вы разработали концепцию, что сейчас происходит с проектом АртКвартала?

В целом весь проект АртКвартала рассчитан на 10-15 лет и поделен на 11 микрорайонов. Мы за девять месяцев сделали общую концепцию развития этой территории, а сейчас работаем по каждому конкретному микрорайону. Сделана комплексная концепция развития 11-му, где находится дом «АртХаус», завершены 10 и 9 микрорайоны, где расположены объекты наших партнеров — «Артплей» и «Винзавод». Идет работа над 6 и 7 — так мы движемся от центра города к периферии. По распоряжению московского стройкомплекса, до осени мы должны завершить эту стадию работы.

АртКвартал

Также сейчас началась работа по конкретным архитектурным решениям.

Например, мы провели небольшой международный конкурс — на жилой комплекс в Большом Николоворобинском переулке, 9.

Нами было приглашены четыре команды — знаменитое голландское бюро MVRDV, Burgos & Garrido arquitectos, которые вместе с нами участвовали в конкурсе на Москву-реку, итальянское бюро Metrogramma и бюро из Праги Сiegler Marani Architects. Были достаточно интересные решения, но последние политические события внесли серьезные коррективы. Тем не менее, сам конкурс позволил очень многое понять — как минимум, объемно-пространственные решения. Это жилой комплекс с активным первым этажом, внутренним двором и с проектированием новых проездов. Он интегрирован в пешеходную зону Серебрянического переулка, которую мы сейчас активно прорабатываем.

Жилой комплекс АртХаус, бюро Сергея Скуратова

— А в чем заключается конкретная проработка микрорайонов?

— Для каждого делается комплексная концепция развития территории; прежде всего, это исследование и наблюдение. Мы в течение трех лет с помощью наших сотрудников и большого количества волонтеров изучили в натуре фактически каждый дом. Мы знаем, в каком он состоянии, кто его собственник, какие планы на него у города, что происходит с граддокументацией. Кроме того, мы занимаемся подсчетами транспорта и сами делаем транспортные модели, подсчитываем пешеходов, смотрим, как меняется динамика стоимости арендной платы. То есть это такая комплексная работа, на основе которой мы впоследствии делам базовые пространственные решения, улично-дорожную сеть, инженерную стратегию.

Жилой комплекс АртХаус, бюро Сергея Скуратова

Параллельно изучаем, каким образом менялся рынок недвижимости в данной ситуации, насколько есть спрос на жилье и офисы, какие на сегодня существуют «магниты» для жителей и какие могут быть созданы.

Отдельная важная работа — это программирование социальных функций и функций АртКвартала — галерей, арт-кластеров, творческих старт-апов. Но самое главное — это создание идентичности микрорайона. Иными словами, надо ответить на вопрос — почему именно сюда поедут москвичи и туристы и зачем им проводить здесь время и тратить деньги?

Door19 в комплексе АртХаус (проект бюро Сергея Скуратова)

На территории АртКвартала достаточно много забытых с точки зрения территорий, где, несмотря ни на что, существуют интересные креативные точки — небольшие арт-лаборатории, выставочные залы. Мы тоже с ними работаем и интегрируем в общую концепцию.

— Вы это делаете по заказу девелопера?

— У нас есть некоммерческое партнерство «Союз творческих территорий», созданное по инициативе Андрея Гринева, в состав которого входят «Артплей» и «Винзавод». СТТ и занимается продвижением идеи создания в Москве экспериментального района для жизни и работы творческих людей. Это наш основной заказчик, который принимает работу и вносит коррективы. АртКвартал — это живой организм, в нем постоянно что-то меняется. Это естественно, ведь на территорию в 500 га каждый день что-то происходит.

Door19

— В своем исследовании вы иногда делаете какие-то временные проекты — то есть вы что-то проектируете и открываете, собираете информацию и потом закрываете. Довольно необычный формат для российской практики...

— Задача таких временных проектов — тестирование новых городских форматов и сбор информацию о территории и аудитории. Они также показывают, что зарабатывать деньги получается не только там, где можно что-то построить.

В Москве существует огромное количество забытых мест, где можно создавать какую-то активность и еще и получать доход.

Первый временный проект, который мы сделали в рамках «Союза творческих территории» и нашей команды — это Door19, временный арт-клуб, ресторан и бар. Он расположился в двух пустующих пентхаусах в жилом комплексе «АртХаус», построенном по проекту бюро Сергея Скуратова. В марте и октябре прошлого года они превращались во временное арт-пространство, где использовались самые разные нестандартные решения — к примеру, строительные леса в качестве основного конструктивного элемента.

Door19

Каждую неделю сюда приезжали два новых иностранных шеф-повара, которые проповедуют новаторские подходы к кухне. Плюс к этому — большое количество разного сумасшедшего современного искусства на стенах.

Door19 стал очень популярным — прежде всего, потому, что нам удалось привлечь особенную аудиторию — состоявшихся творческих людей, которые, таким образом, узнали про АртКвартал и стали его поддерживать.

С середины февраля это же место будет работать в более демократичном режиме — возможно, как творческий ко-воркинг нового типа.

ЭМА

А в марте, неподалеку от Door19 откроется еще один поп-ап проект, который называется ЭМА — он появится на фабрике, которая ранее производила электромедицинскую аппаратуру. Наша идея — создать первый временный арт-кластер со своими резидентами. Архитектурную концепцию места придумало молодое бюро «Космос». Для нас это очередной эксперимент. В отличие от Door19, мы уже выходим за пределы интерьера — здесь события будут проходить и во дворе. На мой взгляд, это очень правильная идея использования территорий, на которых еще не началась стройка.

Door19

С одной стороны, мы создаем новую историю этого места и привлекаем к нему интерес; с другой, здесь есть и социальный подтекст — на ЭМЕ будут мероприятия и для пенсионеров, и для детей из этого района; проект позволит нам строить диалог с местными жителями.

Мы понимаем, что любая стройка всегда вызывает возмущение, а нам хотелось бы наоборот, чтоб люди понимали, что мы приходим к ним с интересными предложениями, что у нас будет такой разнообразный общественный первый этаж, который будет работать и на город в том числе.

Door19

— В завершившемся недавно конкурсе на концепцию развития Москвы-реки ваш консорциум с Burgos & Garrido arquitectos и EMBT вышел в финалисты, но не победил.... Как вы думаете, почему выбрали не его?

Я думаю, что для нас было интересно говорить про долгосрочную перспективу. В этом году мы справляем 80-летие генплана 1935 года, который, на самом деле, на многие десятилетия вперед определил то, как Москва будет развиваться. Поcле этого те градостроительные документы, которые выходили, не обладали такой мощью и волей. Конечно, в нем были свои проблемы, были вещи негативные, связанные с работой с исторической застройкой, но, тем не менее, это было чистое и понятное видение, соответствующее времени.

Я считаю, что конкурс на Москву-реку давал именно такой шанс — вновь определить будущее города на 50 и более лет вперед, и именно это стало приоритетом для нашей проектной команды.

Мы научись строить точечную застройку, сейчас мы только учимся делать большие проекты, как ЗИЛ, Зарядье или АртКвартал, но нужно смотреть вперед и предлагать смелые идеи. На мой взгляд, концепция Москва LLC — или линейного текучего центра, которую мы разработали, это проект до 2050 года, может быть, даже дальше. Идея заключалась в том, чтобы функции, которых Москве сейчас не хватает — культура и спорт, хорошее жилье и общественные пространства — можно было бы сконцентрировать на тех огромных резервных территориях, которые сейчас существуют на реке и объединить их правильной транспортной инфраструктурой. Включая даже линию метро, которая соединит не только существующие, но и новые станции.

Концепция Burgos & Garrido arquitectos, Citymakers и EMBT

Этот вопрос вызвал дискуссию в жюри, и тема активно обсуждалась после вынесения решения. Интересно, что многие иностранные члены жюри посчитали нашу концепцию очень логичной. Высказывались сомнения по поводу сложностей строительства новой ветки метро под рекой и ее стоимости. Но московское метро начало строиться более 80-ти лет назад — представляете, насколько изменились технологии? А стоимость реализации вполне сопоставима с ежегодным бюджетом, выделяемым городом на транспортные нужды, к тому же, эта сумма будет растянута на десятилетия вперед.

Концепция Burgos & Garrido arquitectos, Citymakers и EMBT

Проекты такого масштаба реализовываются во многих мегаполисах, например, в Лондоне, где метро продолжает развиваться как под рекой, так и в непосредственной близости от нее — например, была построена очень успешная Юбилейная линия. Или, скажем, проект Burgos & Garrido arquitectos, когда 8 км автомобильной набережной в историческом центре Мадрида были запущены в новый тоннель и сверху создан парк (речь о проекте парка Авенида Португалия — ред.). Это решение, которое положительно влияет на город на десятилетия вперед и приносит доходы, потому что формируется новая качественная среда, меняется имиджа города, появляется новый поток туристов, повышается стоимость недвижимости вокруг. Это миллиарды в городской бюджет в виде налогов. Сейчас мы боимся и откладываем на потом решение глобальных стратегических вопросов, и боремся с городскими проблемами поверхностными способом. А первоисточник этих проблем остается неизменным.

Парк Авенида Португалия

Концепция Москва LLC — это один из вариантов перераспределения той напряженности, которая существует в центре города, на резервные территории у реки. Таким образом, людям, живущим на окраинах, нет необходимости ездить в центр, чтобы получить то качество жизни, к которому они стремятся.

А земельных ресурсов в Москве, которые можно было бы в единой концепции развить, нет. Есть промзоны, которые разбросаны везде по городу, да и все....

— И все-таки вы учитывали этапность воплощения концепции, заложенную в конкурсном ТЗ? Там ведь предполагались и долгосрочные, но и какие-то первостепенные изменения набережных?

— Да, конечно, мы предлагали временные мероприятия, краткосрочные решения на Канале, Болотном острове, в Строгинской пойме, Москва-Сити. Но, на самом деле, в Москве мы научились быстрым победам — это показывает пример Парка Горького или новые пешеходные улицы. Среднесрочной победой можно назвать Крымскую набережную. Но нам нужна долгосрочная стратегия, которая борется с хроническими болезнями, а не купирует их проявления. Например, введение платной парковки в центре — правильное решение, которое применяется в мире повсеместно, но оно ограничивает горожанина, а не предлагает альтернативу.

Концепция Burgos & Garrido arquitectos, Citymakers и EMBT

Особенно сейчас, в 2015-16 годы, когда строительная активность будет невысокой, мы должны инициировать эту дискуссию, привлечь за круглый стол не только архитекторов, но и ситимейкеров, инженеров, экономистов, социологов, культурологов, поделиться мыслями с горожанами.

Я абсолютно убежден в том, что москвичи не очень понимают, что происходит с городом. То есть они понимают, что есть те или иные меры, которые касаются их — есть положительные темы, такие как новые общественные пространства; есть противоречивые темы, скажем, связанные с платной парковкой. Но что будет происходить с городом в будущем, понимания, куда он двигается, в каком городе будут жить их дети или внуки — вот этого не хватает. И именно это мы хотели сделать в рамках конкурсного проекта на Москву-реку.

Концепция победителя конкурса. Проект Меганом

— А в победившей концепции «Проект Меганом», на Ваш взгляд, есть эта долгосрочная стратегия?

— Мне кажется, что есть среднесрочная. Это очень сильный проект, в котором хорошо проработаны именно решения на 10-15 лет вперед, но он продолжает трактовку города как архипелага, то есть, когда у тебя есть система «портов», которые связаны друг с другом. Все-таки, нам казалось, что это должна быть равномерная мозаика. Конечно, там есть те или иные «магниты». Но это единая градостроительная структура, которая развивается вдоль всей реки, насыщенная функциями, решающая проблемы прилегающих к ней районов города и привлекающая к себе их жителей. Мне кажется, что вот в этом определенные различия с предложениями Юрия Григоряна.

река Яуза

— По итогам конкурса говорилось, что к дальнейшей работе над стратегией развития реки будут привлечены все шестеро финалистов....

— Мы были бы очень рады продолжить эту работу. Тем более, у нас есть опыт по Зарядью с Москворецкой набережной. У нас есть интересные проработки и по Яузе, к которой прилегает АртКвартал. Я считаю, что этот опыт может быть, несомненно, использован и при работе над Москвой-рекой.


Изображения: Citymakers


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.