Петр Кудрявцев: нам интересно говорить про долгосрочную перспективу
Петр Кудрявцев — урбанист, социолог, партнер бюро Citymakers, которое занимается комплексными концепциями развития территорий, рассказал Порталу Архсовета о том, как мастер-планирование и построение социо-культурных и экономических моделей работает на примере первого в Москве района для жизни и работы творческих людей — АртКвартала.
— Вы не совсем обычное проектное бюро — в основном, занимаетесь мастер-планированием, концепциями развития, экономическим и социо-культурным моделированием. Из этого можно заключить, что значительную долю вашей работы составляет исследование. С чего вы начинаете и как строите свою работу?
— Я часто размышлял, как бы я назвал свою профессию, потому что по образованию я социолог, работал журналистом, редактором, издателем, консультантом, девелопером, занимался долго урбанистикой вместе с Вячеславом Глазычевым. Очень сложно одним словом определить специализацию, к которой я отношу себя и своих соратников. Именно поэтому мы и придумали слово «ситимейкерс» — собственно, мы не только проектируем, мы создаем город и изучаем все дисциплины, с этим связанные.
Наше бюро занимаемся комплексными концепциями развития территорий. Они основываются на трех составляющих: это само проектирование, второе — это социологическое или культурологическое программирование, то есть мы предполагаем, где какие функции должны находиться, и третье — это экономика, то есть как сделать так, чтобы спроектированное нами было в долгосрочной перспективе устойчивым, и приносило бы деньги будущим арендаторам, собственникам или городу.
Наиболее знаковый для нас проект, которым мы занимаемся уже три года — АртКвартал — во многом иллюстрирует нашу деятельность.
Этот проект включает в себя все этапы — и первичное исследование, и предконцепцию, и социальное программирование, и мастер-планирование, и работу с архитекторами над конкретными объектами, а также дизайн улиц и других общественных зон.
В составе компании есть как архитекторы, так и планировщики — очень опытный ГИП, который понимает самые разные вещи с инженерным обеспечением и проектной документацией, экономисты, планировщики, архитекторы. Недавно к нам присоединился Мартин Стокли, который является нашим консультантом по инженерным вопросам и общественным пространствам. Мой основной партнер по Citymakers — это Андрей Гринев, опытный девелопер, который понимает, что такое реализовать проект и понимает, что является реальностью, а что — утопией.
— После того, как вы разработали концепцию, что сейчас происходит с проектом АртКвартала?
В целом весь проект АртКвартала рассчитан на 10-15 лет и поделен на 11 микрорайонов. Мы за девять месяцев сделали общую концепцию развития этой территории, а сейчас работаем по каждому конкретному микрорайону. Сделана комплексная концепция развития 11-му, где находится дом «АртХаус», завершены 10 и 9 микрорайоны, где расположены объекты наших партнеров — «Артплей» и «Винзавод». Идет работа над 6 и 7 — так мы движемся от центра города к периферии. По распоряжению московского стройкомплекса, до осени мы должны завершить эту стадию работы.
Также сейчас началась работа по конкретным архитектурным решениям.
Например, мы провели небольшой международный конкурс — на жилой комплекс в Большом Николоворобинском переулке, 9.
Нами было приглашены четыре команды — знаменитое голландское бюро MVRDV, Burgos & Garrido arquitectos, которые вместе с нами участвовали в конкурсе на Москву-реку, итальянское бюро Metrogramma и бюро из Праги Сiegler Marani Architects. Были достаточно интересные решения, но последние политические события внесли серьезные коррективы. Тем не менее, сам конкурс позволил очень многое понять — как минимум, объемно-пространственные решения. Это жилой комплекс с активным первым этажом, внутренним двором и с проектированием новых проездов. Он интегрирован в пешеходную зону Серебрянического переулка, которую мы сейчас активно прорабатываем.
— А в чем заключается конкретная проработка микрорайонов?
— Для каждого делается комплексная концепция развития территории; прежде всего, это исследование и наблюдение. Мы в течение трех лет с помощью наших сотрудников и большого количества волонтеров изучили в натуре фактически каждый дом. Мы знаем, в каком он состоянии, кто его собственник, какие планы на него у города, что происходит с граддокументацией. Кроме того, мы занимаемся подсчетами транспорта и сами делаем транспортные модели, подсчитываем пешеходов, смотрим, как меняется динамика стоимости арендной платы. То есть это такая комплексная работа, на основе которой мы впоследствии делам базовые пространственные решения, улично-дорожную сеть, инженерную стратегию.
Параллельно изучаем, каким образом менялся рынок недвижимости в данной ситуации, насколько есть спрос на жилье и офисы, какие на сегодня существуют «магниты» для жителей и какие могут быть созданы.
Отдельная важная работа — это программирование социальных функций и функций АртКвартала — галерей, арт-кластеров, творческих старт-апов. Но самое главное — это создание идентичности микрорайона. Иными словами, надо ответить на вопрос — почему именно сюда поедут москвичи и туристы и зачем им проводить здесь время и тратить деньги?
На территории АртКвартала достаточно много забытых с точки зрения территорий, где, несмотря ни на что, существуют интересные креативные точки — небольшие арт-лаборатории, выставочные залы. Мы тоже с ними работаем и интегрируем в общую концепцию.
— Вы это делаете по заказу девелопера?
— У нас есть некоммерческое партнерство «Союз творческих территорий», созданное по инициативе Андрея Гринева, в состав которого входят «Артплей» и «Винзавод». СТТ и занимается продвижением идеи создания в Москве экспериментального района для жизни и работы творческих людей. Это наш основной заказчик, который принимает работу и вносит коррективы. АртКвартал — это живой организм, в нем постоянно что-то меняется. Это естественно, ведь на территорию в 500 га каждый день что-то происходит.
— В своем исследовании вы иногда делаете какие-то временные проекты — то есть вы что-то проектируете и открываете, собираете информацию и потом закрываете. Довольно необычный формат для российской практики...
— Задача таких временных проектов — тестирование новых городских форматов и сбор информацию о территории и аудитории. Они также показывают, что зарабатывать деньги получается не только там, где можно что-то построить.
В Москве существует огромное количество забытых мест, где можно создавать какую-то активность и еще и получать доход.
Первый временный проект, который мы сделали в рамках «Союза творческих территории» и нашей команды — это Door19, временный арт-клуб, ресторан и бар. Он расположился в двух пустующих пентхаусах в жилом комплексе «АртХаус», построенном по проекту бюро Сергея Скуратова. В марте и октябре прошлого года они превращались во временное арт-пространство, где использовались самые разные нестандартные решения — к примеру, строительные леса в качестве основного конструктивного элемента.
Каждую неделю сюда приезжали два новых иностранных шеф-повара, которые проповедуют новаторские подходы к кухне. Плюс к этому — большое количество разного сумасшедшего современного искусства на стенах.
Door19 стал очень популярным — прежде всего, потому, что нам удалось привлечь особенную аудиторию — состоявшихся творческих людей, которые, таким образом, узнали про АртКвартал и стали его поддерживать.
С середины февраля это же место будет работать в более демократичном режиме — возможно, как творческий ко-воркинг нового типа.
А в марте, неподалеку от Door19 откроется еще один поп-ап проект, который называется ЭМА — он появится на фабрике, которая ранее производила электромедицинскую аппаратуру. Наша идея — создать первый временный арт-кластер со своими резидентами. Архитектурную концепцию места придумало молодое бюро «Космос». Для нас это очередной эксперимент. В отличие от Door19, мы уже выходим за пределы интерьера — здесь события будут проходить и во дворе. На мой взгляд, это очень правильная идея использования территорий, на которых еще не началась стройка.
С одной стороны, мы создаем новую историю этого места и привлекаем к нему интерес; с другой, здесь есть и социальный подтекст — на ЭМЕ будут мероприятия и для пенсионеров, и для детей из этого района; проект позволит нам строить диалог с местными жителями.
Мы понимаем, что любая стройка всегда вызывает возмущение, а нам хотелось бы наоборот, чтоб люди понимали, что мы приходим к ним с интересными предложениями, что у нас будет такой разнообразный общественный первый этаж, который будет работать и на город в том числе.
— В завершившемся недавно конкурсе на концепцию развития Москвы-реки ваш консорциум с Burgos & Garrido arquitectos и EMBT вышел в финалисты, но не победил.... Как вы думаете, почему выбрали не его?
— Я думаю, что для нас было интересно говорить про долгосрочную перспективу. В этом году мы справляем 80-летие генплана 1935 года, который, на самом деле, на многие десятилетия вперед определил то, как Москва будет развиваться. Поcле этого те градостроительные документы, которые выходили, не обладали такой мощью и волей. Конечно, в нем были свои проблемы, были вещи негативные, связанные с работой с исторической застройкой, но, тем не менее, это было чистое и понятное видение, соответствующее времени.
Я считаю, что конкурс на Москву-реку давал именно такой шанс — вновь определить будущее города на 50 и более лет вперед, и именно это стало приоритетом для нашей проектной команды.
Мы научись строить точечную застройку, сейчас мы только учимся делать большие проекты, как ЗИЛ, Зарядье или АртКвартал, но нужно смотреть вперед и предлагать смелые идеи. На мой взгляд, концепция Москва LLC — или линейного текучего центра, которую мы разработали, это проект до 2050 года, может быть, даже дальше. Идея заключалась в том, чтобы функции, которых Москве сейчас не хватает — культура и спорт, хорошее жилье и общественные пространства — можно было бы сконцентрировать на тех огромных резервных территориях, которые сейчас существуют на реке и объединить их правильной транспортной инфраструктурой. Включая даже линию метро, которая соединит не только существующие, но и новые станции.
Этот вопрос вызвал дискуссию в жюри, и тема активно обсуждалась после вынесения решения. Интересно, что многие иностранные члены жюри посчитали нашу концепцию очень логичной. Высказывались сомнения по поводу сложностей строительства новой ветки метро под рекой и ее стоимости. Но московское метро начало строиться более 80-ти лет назад — представляете, насколько изменились технологии? А стоимость реализации вполне сопоставима с ежегодным бюджетом, выделяемым городом на транспортные нужды, к тому же, эта сумма будет растянута на десятилетия вперед.
Проекты такого масштаба реализовываются во многих мегаполисах, например, в Лондоне, где метро продолжает развиваться как под рекой, так и в непосредственной близости от нее — например, была построена очень успешная Юбилейная линия. Или, скажем, проект Burgos & Garrido arquitectos, когда 8 км автомобильной набережной в историческом центре Мадрида были запущены в новый тоннель и сверху создан парк (речь о проекте парка Авенида Португалия — ред.). Это решение, которое положительно влияет на город на десятилетия вперед и приносит доходы, потому что формируется новая качественная среда, меняется имиджа города, появляется новый поток туристов, повышается стоимость недвижимости вокруг. Это миллиарды в городской бюджет в виде налогов. Сейчас мы боимся и откладываем на потом решение глобальных стратегических вопросов, и боремся с городскими проблемами поверхностными способом. А первоисточник этих проблем остается неизменным.
Концепция Москва LLC — это один из вариантов перераспределения той напряженности, которая существует в центре города, на резервные территории у реки. Таким образом, людям, живущим на окраинах, нет необходимости ездить в центр, чтобы получить то качество жизни, к которому они стремятся.
А земельных ресурсов в Москве, которые можно было бы в единой концепции развить, нет. Есть промзоны, которые разбросаны везде по городу, да и все....
— И все-таки вы учитывали этапность воплощения концепции, заложенную в конкурсном ТЗ? Там ведь предполагались и долгосрочные, но и какие-то первостепенные изменения набережных?
— Да, конечно, мы предлагали временные мероприятия, краткосрочные решения на Канале, Болотном острове, в Строгинской пойме, Москва-Сити. Но, на самом деле, в Москве мы научились быстрым победам — это показывает пример Парка Горького или новые пешеходные улицы. Среднесрочной победой можно назвать Крымскую набережную. Но нам нужна долгосрочная стратегия, которая борется с хроническими болезнями, а не купирует их проявления. Например, введение платной парковки в центре — правильное решение, которое применяется в мире повсеместно, но оно ограничивает горожанина, а не предлагает альтернативу.
Особенно сейчас, в 2015-16 годы, когда строительная активность будет невысокой, мы должны инициировать эту дискуссию, привлечь за круглый стол не только архитекторов, но и ситимейкеров, инженеров, экономистов, социологов, культурологов, поделиться мыслями с горожанами.
Я абсолютно убежден в том, что москвичи не очень понимают, что происходит с городом. То есть они понимают, что есть те или иные меры, которые касаются их — есть положительные темы, такие как новые общественные пространства; есть противоречивые темы, скажем, связанные с платной парковкой. Но что будет происходить с городом в будущем, понимания, куда он двигается, в каком городе будут жить их дети или внуки — вот этого не хватает. И именно это мы хотели сделать в рамках конкурсного проекта на Москву-реку.
— А в победившей концепции «Проект Меганом», на Ваш взгляд, есть эта долгосрочная стратегия?
— Мне кажется, что есть среднесрочная. Это очень сильный проект, в котором хорошо проработаны именно решения на 10-15 лет вперед, но он продолжает трактовку города как архипелага, то есть, когда у тебя есть система «портов», которые связаны друг с другом. Все-таки, нам казалось, что это должна быть равномерная мозаика. Конечно, там есть те или иные «магниты». Но это единая градостроительная структура, которая развивается вдоль всей реки, насыщенная функциями, решающая проблемы прилегающих к ней районов города и привлекающая к себе их жителей. Мне кажется, что вот в этом определенные различия с предложениями Юрия Григоряна.
— По итогам конкурса говорилось, что к дальнейшей работе над стратегией развития реки будут привлечены все шестеро финалистов....
— Мы были бы очень рады продолжить эту работу. Тем более, у нас есть опыт по Зарядью с Москворецкой набережной. У нас есть интересные проработки и по Яузе, к которой прилегает АртКвартал. Я считаю, что этот опыт может быть, несомненно, использован и при работе над Москвой-рекой.
- Темы:
- Citymakers |
- АртКвартал |
- Москва-река |
- конкурсы