ENG
 
От первого лица

«FUTURA-Architects»: мы фанаты ручных эскизов

12 Марта 2015

Молодые архитекторы из петербургского бюро «FUTURA-Architects», помимо проектной деятельности, активно занимаются общественными проектами, налаживая коммуникации в среде своих коллег. Еще они с особым чувством относятся к архитектурной графике: все в бюро — прекрасные рисовальщики. «FUTURA-Architects» издает собственный журнал об архитектуре, где все иллюстрации — нарисованы от руки. Про деятельность мастерской нам рассказал ее глава Олег Манов.

«FUTURA-Architects» основано в 2012 году. До этого руководитель бюро Олег Манов девять лет проработал в мастерской ведущего петербургского архитектора Евгения Герасимова, в частности, над такими проектами, как жилой дом «Венеция» и гостиница на площади Островского. У нас, конечно, родился вопрос, как проектирование в стилях, которым знаменит Герасимов, могло соединиться с футурными устремлениями начинающего бюро. На это Олег Манов нам заметил, что неверно ассоциировать «FUTURA-Architects» с футуристами, и что и в футурной архитектуре есть место орнаментам, традиционному членению и пропорциям фасадов. Главное правило — никого не копировать, в том числе и самого себя, и постоянно изобретать что-то новое.

Научно-исследовательский комплекс на ш. Революции

Олег Манов: «Мы фанаты ручных эскизов, скетчей, потому что по-другому ничего нового не придумаешь. Мы пачками рисуем эти эскизы, это целый процесс. В нашем бюро практически все — прекрасные рисовальщики, это, как правило, выпускники Академии художеств».

Манифест на сайте «FUTURA-Architects» гласит: «Сегодня все говорят о сохранении истории через воссоздание архитектуры. Но гораздо важнее сохранять прошлое, создавая будущее». Таким образом, чтобы быть футурным, нужно быть новым, однако проекту не обязательно иметь сложные бионические формы — новизна может проявляться в деталях и конструкциях.

Научно-исследовательский комплекс на ш. Революции

Олег Манов: «Конечно, копирование — это не наша тема, но мы соблюдаем традицию в прочтении деталей, текстур, членении здания на несколько зон — нижнюю часть, среднюю и аттик — они воспринимаются на разном расстоянии и поэтому мы всегда, например, выделяем нижнюю часть, потому что она ближе к зрителю. Здесь располагаются самые интересные детали».

«FUTURA-Architects» также придерживаются традиционных градостроительных принципов в формировании улиц, кварталов, дворов, площадей.

Олег Манов: «Для нас принципиальным является отделение общегородской территории от дворовой. Мы всегда за то, чтобы эти пространства разделялись, потому что они живут по-разному, они для разных людей и видов деятельности. Санкт-Петербург по традиции развивался именно пространствами — не отдельными домами, а улицами, проспектами, набережными, поэтому это очень важно».

Апартамент-отель

Все это, впрочем, не мешает мастерской заниматьсяи совсем передовыми направлениями архитектурной мысли, например, параметрикой. Так, по желанию застройщика крупного жилого квартала в Кудрово архитекторы разработали параметрический арт-объект высотой 15 м.

Олег Манов: «Несмотря на свой размер, объект оказался сложным, так как конструкция очень необычная, требует много расчетов и детальной проработки. После завершения работ по монолиту мы снимаем верхние отметки конструкции и делаем металл над ним. Потом будем снимать верхние отметки металлической конструкции, и выполнять более точные чертежи раскосов между мачтами. Проект предполагается достроить к лету. Заказчик называет его „яйцом Фаберже“ из-за его сложности и функции. Говорят, что нашу конструкцию уже видно с КАД, хотя она выполнена только на половину по высоте».

Инсталляция

— Что могло бы помочь молодым архитекторам начать уверенные профессиональные шаги, выйти на рынок?

Во-первых и во-вторых, это участие в составе крупных мастерских в реализации больших проектов, от первых эскизов, доведения их до рабочего проектирования и сдачи в эксплуатацию. Мне повезло — к открытию своей мастерской у меня за плечами было уже четыре таких объекта, один из которых довольно крупный и сложный — «Невская Ратуша». Это незаменимый опыт. И мне, честно говоря, очень трудно представить, как без этого опыта можно открыть архитектурную мастерскую после института и сразу заниматься большой архитектурой.

Инсталляция

— Участвуете ли вы в архитектурных конкурсах?

— В открытых конкурсах мы не участвуем. Пока мы не можем себе этого позволить, так как выполняем обязательства по текущим договорам. Мы принимаем участие только в закрытых конкурсах, когда нас приглашают лично или мы убедительно предлагаем свои услуги. Один из интереснейших проектов такого рода, это Научно-исследовательский комплекс на ш. Революции (заказчик УВЗ, общая площадь 80 тыс. кв. м). Этот заказчик занимается тяжелой техникой? как военной, так и гражданской, поэтому мы придумали некий бронированный дом. А потом такие же брутальные интерьеры. С этим проектом мы были на согласовании уже у двух главных архитекторов Санкт-Петербурга: Митюрева Ю.К. и Рыбина О.В. И сейчас мы ждем назначения нового главного архитектора города.

Инсталляция

— Работают ли, на ваш взгляд, конкурсы в роли социальных лифтов для молодых архитекторов?

— Если говорить о творческом развитии и опыте, я считаю, институт архитектурных конкурсов сам по себе эффективен, и не только в России. Но именно в России это больше похоже на искусство и спорт и в меньшей степени может являться лифтом для молодых архитекторов. Единственным исключением является Москва. В столице сегодня, благодаря личной инициативе Сергея Кузнецова, конкурсы значительно подняли качество архитектуры, и вместе с этим каждый год рождаются новые звезды среди молодых архитекторов. Это великолепно, и можно лишь пожелать, чтобы конкурсная практика Москвы приобрела всероссийский масштаб.

Инсталляция

— А в Питере сегодня какая-то конкурсная деятельность, например, на объекты локального масштаба происходит?

— Сейчас конкурсы в основном проходят в закрытом формате и с участием трех-четырех бюро. А открытые конкурсы — это, как правило, студенческие, на благоустройство и малые архитектурные формы. Конкурсов на объекты большого градостроительного масштаба сейчас не проводится, последним, насколько я помню, был Судейский квартал.

— Много из ваших концепций реализуется?

— За прошлый год мы выполнили 24 концепции, из которых сегодня на стадии реализации три. Одна — это архитектурная инсталляция в Кудрово, о которой я уже упомянул. И две другие — это интерьеры: входные группы бизнес-центра «Фландрия Плаза» и приспособление помещений под детский музейный центр в Петергофе.

Научно-исследовательский комплекс на ш. Революции

— Вы издаете в своем роде уникальный журнал об архитектуре, целиком рисованный. В чем его идеология?

— Наш журнал «FUTURA» задумывался как социальный проект, одна из форм общения и обмена опытом с коллегами. Он занимает много времени, но с другой стороны, позволяет нашей мастерской получать массу полезной информации из первых рук при подготовке материала к печати. Например, в последнем номере, в разделе «Рука мастера» были опубликованы прекрасные работы Лебиуса Вудса, предоставленные музеем Архитектурной графики в Берлине. Есть и чисто практические плоды: мы, например, перешли уже в плоскость делового общения по двум строящимся объектам с коллегами, участвующими в создании журнала.

Научно-исследовательский комплекс на ш. Революции

— Еще вы проводите ежегодные «Арх-Митинги». Расскажите о них....

— Примерно пять лет назад я занимался созданием сайта молодых архитекторов Archnest.com совместно с коллегами из Москвы, Хабаровска, Минска и других городов. У этого сайта появилась планшетная выставка и подходила очередь показать эту экспозицию в Санкт-Петербургском Союзе Архитекторов. Очередь мы занимали за полгода, и мне хотелось пригласить коллег из Москвы, предложить им рассказать про свои проекты. Так родился «Арх-Митинг» как продолжение общения в профессиональной среде, но не в интернете, а в реальном времени. Цель этих встреч — это обмен опытом и, пожалуй, самое важное, новые контакты. Наверное, если бы не эти контакты, опыт общения и презентации, то вряд ли бы я дерзнул открыть архитектурную мастерскую.

Фонтан

Эти встречи мы проводим один раз в год, в ноябре, начиная с прошлого года, в рамках Международной недели урбанистики Urban Week. На них выступают с презентациями архитекторы, конструкторы и девелоперы. Последние три раза «Арх-Митинг» проходил в Фонде «ПРО АРТЕ» в Петропавловской крепости. На встречах проходит и презентация нашего журнала"FUTURA«.

— А что такое архитектурный клуб «Максимализм», который вы основали?

— Идея архитектурного клуба родилась уже год назад, но осуществить ее удалось, реализуя еще одну — выставку архитектурной графики. В сентябре прошлого года нас пригласили организовать выставку молодых архитекторов Санкт-Петербурга на форуме A.city. И мы собрали работы своих уважаемых коллег под девизом «Максимализм» — как вызов современному минимализму. Это была выставка проектов с фотографиями, чертежами и визуализациями. Но так как мы фанаты ручной графики, то у нас появилась идея на следующем форуме, который будет проходить с 18 марта в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМЕ», сделать выставку под этим же девизом, но целиком из нарисованной графики. Нам прислали уже более ста работ со всей России. Но что самое главное, это не конкурс и не соревнование. Это именно Архитектурный дискуссионный клуб. В скором будущем мы думаем объединить его с нашим журналом «FUTURA».

Плакат выставки максималистов © авторов


Изображения: «FUTURA-Architects»


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.