ENG
 
Триумфальная, 1

На «Открытом городе» представили исследование о новом поколении архбюро Москвы

17 Ноября 2022
1 из 14
2 из 14
3 из 14
4 из 14
5 из 14
6 из 14
7 из 14
8 из 14
9 из 14
10 из 14
11 из 14
12 из 14
13 из 14
14 из 14
1 / 14

Увеличить

На фестивале «Открытый город» в Музее архитектуры им А.В. Щусева представили исследование деятельности компаний, активно работающих в Москве в сфере архитектуры и городского планирования в течении последних 10 лет. Исследование подготовлено по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Куратором исследования выступил Сергей Кузнецов, главный архитектор столицы.  

«Рождение и активная деятельность новых архитектурных офисов, которых за последние 10 лет в Москве появилось больше ста, — один из основных результатов системной работы Комитета по архитектуре и градостроительству и одна из тех задач, которые я ставил перед собой, занимая пост главного архитектора города. В новой системе ценностей, которую мы долго выстраивали, архитектор получает заказ в результате здоровой конкуренции. И колоссальное значение в ней имеют и репутация, и качество уже имеющихся построек. Мотивированность, нацеленность на реализацию, умение быстро и креативно мыслить и доходчиво излагать свои идеи — те ключевые характеристики сегодняшних новых профессионалов», –поясняет Сергей Кузнецов.                 

СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ                                                          

С 2012 года архитектурно-градостроительная политика в Москве взяла курс на системное повышение качества архитектурных решений. Комплексная стратегия затронула и систему регулирования архитектурно-градостроительной деятельности, и организацию процесса проектирования и строительства, и развитие профессиональной среды, и сам статус профессии архитектора, и отношение к архитектуре в обществе. Взаимосвязь появления в результате этой системной работы большого числа молодых талантливых бюро и, как следствие, конкуренции, повышающей качество архитектуры, очевидна, однако нуждается в изучении и уточнении. 

В результате масштабного исследования был сформирован список из более чем 120 молодых архитектурных компаний, основанных или ставших заметными в последние 10 лет. Впервые этот перечень был представлен на стенде Москомархитектуры «Звездный атлас архитектурной Москвы» и с тех пор, благодаря открытой информации о проекте, пополнился новыми именами. Среди участников исследования есть и уже такие маститые и заслуженные, как UNK, WALL, Kleinewelt Architekten, бюро «Крупный план», GAFA architects, «АПЕКС», ТПО «Прайд», и относительно новые, но яркие команды: YoYo Bureau,  Syntaxis,  PARSEC, p. m. (personal message), horovod.space, KRNV architect,  APRELarchitects, Архитектурная мастерская Кашириных, Архитектурное бюро Катерины Грень и др.

Кроме того, были проведены глубинные интервью с 20 экспертами, среди которых Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления архитектурного совета Москвы, Николай Шумаков, президент Союза архитекторов Москвы и России, Елизавета Лихачева,  директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Петр Кудрявцев, основатель компании Citymakers, Сергей Георгиевский, соучредитель группы компаний «Центр», представители молодых бюро, а также девелоперы и журналисты.                                        

Были проанализированы события, факторы и новые инициативы, повлиявшие на московский архитектурный рынок, выявлены новые задачи и запросы рынка, составлен коллективный портрет архитектурного бюро нового поколения. Например, среди инициатив, оказавших позитивное влияние на архитектурный рынок для молодежи, — развитие конкурсной практики, формирование спроса на новые услуги (консалтинг, социокультурное программирование, соучаствующее проектирование и др.) и расширение спектра востребованных типологий проектов (такие, как мастер-планирование и выставочный дизайн). 

В целом новые игроки на архитектурном рынке — небольшие, но эффективные и продуманные: в 80 % опрошенных бюро количество сотрудников — меньше 30. Зато почти столько же используют бизнес-планирование, причем 50 % прибегают к услугам сторонних бизнес-консультантов, готовы учиться дальше в этой сфере и отмечают в качестве фактора успешности своего бюро грамотно выстроенную стратегию развития.

В то же время малая численность бюро —  серьезное препятствие для участия в больших конкурсах и проектах. Однако у молодых бюро есть свой ответ на этот вопрос: они умеют и хотят коллаборировать. Это дает возможность сосредоточиться на нескольких наиболее перспективных направлениях — больше половины респондентов считает, что их должно быть не более трех. При этом некоторые выбирают и вовсе узкую специализацию,  внутри которой можно было бы безгранично расти — например, проекты редевелопмента, благоустройства или детских пространств.

Говоря о перспективных для себя типологиях, подавляющее большинство отметили туристическую инфраструктуру, хотя на момент создания бюро этого не планировали. Кроме того, молодежь делает ставку на социальные объекты и междисциплинарную деятельность: социологические исследования, партисипаторное проектирование, дизайн навигации и т.д.

Молодые архитекторы — исследователи по жизни. Так как подробный предпроектный анализ сегодня стал почти что правилом, то они охотно берутся за маркетинговые исследования и позиционирование, разработку функциональной и экономической модели. Причем могут заниматься ими в комплексе, включая стратегию привлечения инвестиций, выделять какую-то одну стадию или же проводить наряду с архитектурными конкурсами. 

Исследование также содержит рекомендации, как город может поддержать перспективные кадры. Так, востребованы обучающие семинары для архитекторов и девелоперов, разъясняющие принципы городской политики и современные тренды в проектировании. Расширению возможных входов на рынок для стартапов способствовали бы, в том числе, увеличение количества конкурсов на муниципальные объекты и преференции для застройщиков, которые сотрудничают с молодежью. Неоценимая помощь для только что образовавшегося бюро — гранты на исследования, квоты на участие в конкурсах и такие более прагматичные факторы, как налоговые послабления, льготы на аренду офиса и покупку специализированного ПО.  Узнаваемости молодым бюро также может добавить планомерная информационная поддержка со стороны Москомархитектуры – регулярные публичные дискуссии, упоминания в официальных соцсетях.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.