В Риме открылась выставка «Только Италия»
24 мая в Национальном институте графики Рима открылась выставка «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» из собраний Государственной Третьяковской галереи (Москва) и Музея архитектурного рисунка (Берлин).
В 2014 году в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи с огромным успехом прошла выставка архитектурной графики XVIII–XXI веков. Экспозиция, собравшая рисунки и акварели из Третьяковской галереи, Фонда Сергея Чобана (Берлин), московских частных коллекций и произведения современных архитекторов из их личных собраний, была посвящена Италии — родине современного архитектурного языка, на которую архитекторы и художники разных эпох совершали неоднократные творческие паломничества.
Успех проекта (кураторы: Ирина Седова (Фонд Сергея Чобана), Нина Маркова (ГТГ), Надежда Бартельс (Музей архитектурного рисунка) оказался настолько масштабным, что его показ в Италии был почти предрешен. И первый шаг к этому сделал никто иной, как знаменитый архитектор Сантьяго Калатрава: посмотрев по приглашению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова выставку в Третьяковской галерее, он прямо оттуда позвонил директору Национального института графики в Риме Антонелле Фуско и рассказал о проекте «Только Италия». Два года понадобилось на решение всех необходимых формальных вопросов, и вот выставка, посвященная Италии как ключевому источнику архитектурного вдохновения, добралась до Италии.
В Риме выставка показывается в несколько ином виде, чем в Москве, но ее изначальная структура сохранена. В первом зале представлены шедевры XVIII столетия, «золотого века» архитектурной графики (среди них работы Гюбера Робера, Шарля Персье, Пьера Франсуа Фонтена, Шарля-Луи Клериссо, Джованни Батиста Пиранези) и развитие архитектурно-художественного рисунка в России в XIX-XX веках (на примере работ Александра Бенуа, Анны Остроумовой-Лебедевой, Ивана Фомина и др.), причем автор дизайн экспозиции, архитектор Паоло Мортелотти условно отделил эпохи друг от друга с помощью горизонтальных витрин с избранными работами.
Второй зал занимают 12 произведений из собрания самого Национального института графики, а третий зал посвящен нашим современникам, которые в своей графике постоянно обращаются к культуре и наследию Италии. Это художники Таир Салахов, Виктор Иванов, Ирина Залутовская, а также архитекторы Максим Атаянц, Михаил Филиппов, Сергей Кузнецов и Сергей Чобан. Тем самым выставка наглядно подтвердит, что традиция черпать вдохновение в Италии в современной российской культуре и, в частности, архитектуре, по-прежнему жива и очень ценится — вне зависимости от того, какое стилистическое направление выбирает для себя проектировщик.
Выставка «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» продлится в Национальном музее графики Рима до 25 сентября 2016 года. Проект открыл культурную программу XXIV Генеральной конференции Международного совета музеев (ICOM), которая пройдет 03 — 09 июля 2016 года в Милане, и стал примером успешного сотрудничества музейных институций из трех разных стран — России, Италии и Германии.
- Темы:
- выставки |
- архитектурная графика |
- образование