Открытый город 2017 В СТАТЬЯХ
От первого лица

Победители конкурса на метро: ai-architects

14 Июня 2017
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
1 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
2 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
3 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
4 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
5 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
6 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
7 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
8 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
9 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
10 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
11 из 12
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»
12 из 12
1 / 12

Увеличить
Проект бюро AI ARCHITECTS – для станции «Шереметьевская»

Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».

— Расскажите о проектах, которые вы представили на конкурс.

Иван Колманок: В финал международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» попали два наших проекта. Обе станции мы предложили решить в эстетике минимализма, а в основе их цветовых решений — светлые тона.

При этом станция «Ржевская», выполненная в темных цветах, жюри не зацепила. Наверное, показалась слишком мрачной, потому что при разработке дизайна мы пошли от истории города Ржева, который был полностью уничтожен в Великую Отечественную Войну. В течение 17 месяцев в Ржеве и его окрестностях хозяйничали гитлеровцы — грабили, уничтожали старейшие памятники архитектуры, расстреливали горожан, сжигали целые селения.

Город был разрушен до основания. Именно перед освобождением Ржева Сталин подписал указ, в котором значилась фраза, ставшая впоследствии легендарной: «Ни шагу назад». Советские войска потеряли под Ржевом около миллиона солдат, из 40 тысяч местных жителей в городе и районе осталось в живых лишь 362 человека. Поэтому естественно, что жизнерадостный дизайн для одноименной станции метро мы не стали предлагать.

— И все-таки, на ваш взгляд, темные станции — не в эстетике московского метро?

Иван Колманок: Архитекторы в оформлении московского метро еще в советские времена старались уйти от ощущения мрачного подземелья — пассажиры должны были ощущать себя будто в подземном дворце. И немалую роль в достижении этого эффекта играла и играет колористика, продуманное освещение. Подземный дворец можно и из железобетонных панелей создать, как в вашингтонском метро. Архитектор Гарри Виз разработал модернистский дизайн-код, которого стараются придерживаться до сих пор.

Темные по колористике станции могут быть и там, где из-за другого исторического контекста, не возникнет ассоциаций с тяготами и горестями войны и бомбоубежищами. Чтобы спроектировать хорошую станцию или что бы то ни было, нужно понимать контекст. 

— А «Шереметьевская»?

Александр Томашенко: В концепции станции «Шереметьевская» ключевой мотив также продиктован контекстом — мы обратились с истории и традициям семьи, имя которой носит новая станция. Ведь Шереметьевская улица была важным транспортным путём на северной окраине Москвы и получила имя в честь графа Николай Петровича Шереметьева, хозяина останкинской усадьбы. Николай Петрович был меценатом, музыкантом, покровителем искусств, основал странноприимный дом. Поэтому одним из источников идей для нас стали традиции производства императорского фарфора, изысканная глянцевая белизна этого материала во многом определила колористику станции.

— Фарфор уже где-то использовался в оформлении станций московского метро?

Иван Колманок: Да, фарфор использовался в декоре станции «Театральная». Фигурки танцующих и поющих мужчин и женщин из союзных республик выполнены как раз из глазурованного фарфора. Фарфоровые медальоны с изображением спортсменов украшают и станцию «Динамо». 

— Многим очень нравится закругленная форма колонн, которую вы предложили для «Шереметьевской». 

Александр Томашенко: Колонны мы делаем округлыми, чтобы добиться звучания фарфора, попутно гуманнее рассекаем потоки пассажиров. Нижнее примыкание дутых колонн решены подсвеченным цоколем для удобства уборки платформы.  Дутая колонна и свод потолка разделяются полочкой, за которой спрятаны освещающие станцию светильники. Свод над путями решён дополнительным декоративным необязательным светильником, спрятанным от глаз машиниста за чёрным гранитом отделки стены. Сами колонны решены колотой мозаикой из гранита, по принципу брекчия. 

Иван Колманок: Мы понимаем сложность работ на колоннах, однако же, мы ставим себе целью быть на ряду с лучшими образцами сталинской архитектуры метро, поэтому используем натуральные материалы. Наши решения являются наиболее пригодными для ремонта. Мы побоялись использовать современную керамику ввиду вероятной невозможности её замены через 20 лет. Натуральный же камень в разы крепче и всегда доступен.

— Расскажите теперь подробнее про павильон.

Александр Томашенко: Конструктивная схема павильона предполагает периметральные колонны с шагом 6 метров и большепролетные фермы. Мы подразумеваем устройство видовых окон до отметки 2,5 метров, так как для комфорта человека этого достаточно, а более высокие окна дают более глубокое проникновение солнца, и, как следствие, избыточный перегрев. 

Иван Колманок: Отделка стен, потолка и фасада выполнена из перфорированных металлических листов. За ними легко развести и обслуживать все инженерные коммуникации. 

— Как организуется пространство перед выходом из метро?

Александр Томашенко: Выход из павильона приходится непосредственно на улицу Шереметьевская, а расположен он на участке жилой квартальной застройки. Не предусмотрены пешие маршруты на близлежащие участки кварталов. Ввиду этого мы предлагаем благоустройство территории, устраивая комфортную площадь, ориентированную на вход в павильон и удобные пешие связи участка с перекрестками. 

Площадь перед выходом поднимается на отметку крыльца павильонов, таким образом решая проблему пандусов и лестниц, соблюдая нормативные нормы. На торцевых глухих стенах устраиваются зеркала для создания неразрывного периметра остекления и удобства пассажиров. Место неудобного примыкания сферы к полу и потолку решено легкосъёмными сетками и решетками, таким образом это место легко почистить. 

— Что с точки зрения дизайна в метро самое важное?

Иван Колманок: Нам наиболее симпатичны станции сталинской эпохи, они гуманнее, комфортнее для пассажиров. Станции более позднего времени выглядят агрессивными. Поэтому мы в ai-architects определили для себя, что главное в дизайне — это комфорт. Если опять говорить о цвете, то все станции метро, которые послужили нам ориентиром, — не мрачные, но и не вызывающие. Яркие станции в моем представлении — это дань моде, а мы все-таки исходим из того, что станции строятся на века, и нужно быть осторожнее в колористических решениях. Важная составляющая комфорта и безопасности в метро — интуитивно понятная навигация, в этом направлении также нужно работать.

— Что не нужно/не эффективно делать в дизайне станций метро?

Иван Колманок: Самое главное — не нужно начинать с дизайна, отправная точка — анализ. Мы пересмотрели все станции метро, чтобы понять, какие из них сделаны наиболее удачно. Буквально. Распечатали и повесили на стенку. Наша работа во многом аналитическая: если я я разберусь, например, как Душкин сделал Кропоткинскую, меня ждет успех. А если мы будем размышлять только на тему дизайна, то ничего не получится.

— А в плане материалов?

Иван Колманок: К материалам, используемым в отделке станций метро, предъявляются строгие требования, в том числе, и в части пожарной безопасности. Например, мы рассматривали возможность использования искусственного камня, устойчивого к стиранию. Но у него мы не нашли пожарного сертификата, чтобы он был нулевой горючести. Зато можно использовать обычный камень, искать карьер в России. В оформлении нашего метро традиционно активно использовался местный камень, в основном мрамор, гранит, мраморный оникс.

— Какие элементы/конструкции вы бы добавили в московское метро?

Иван Колманок: Можно было бы сделать стенки, которые отделили бы перрон от рельсов. В этом плане питерское метро безопаснее, люди не могут упасть под поезд. Во-вторых, шумоизоляция лучше. Понятно, что в Санкт-Петербурге эти стенки возникли как защита от подтопления, а в московском они могли бы служить безопасности и защите от шума.

Однако, чтобы сделать нечто подобное, необходимо участвовать в создании станции еще на этапе проектирования, потому что это не вопрос дизайна, это инженерное сооружение.

— Чтобы вы посоветовали коллегам, которые только планируют принять участие в конкурсе на разработку архитектурной концепции станций метро?

Иван Колманок: Только одно — участвовать. Мы подавали наши работы на предыдущие конкурсы по станциям «Терехово» и «Нижние Мневники», «Солнцево» и «Новопеределкино», и анализируя наши удачи и ошибки, мы постепенно накопили достаточно опыта, чтобы сделать действительно что-то качественное и красивое.


Изображения: ai-architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.