ENG
 
Хроники конкурсов

Теория большого музейного бума

19 Мая 2014

Только-только отгремела Ночь музеев, 18 мая мир праздновал международный день музеев, но настоящий музейный бум еще впереди. В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурный конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым их проектов.

«Культурные объекты и учреждения, занимающиеся просветительской деятельностью, являются своеобразным маркером в архитектуре любого города. Москва в этом плане не исключение».

С. Кузнецов, главный архитектор Москвы

Центр Политехнического музея при МГУ: наука как искусство

Проект Политехнического музея МГУ, FUKSAS&SPEECH

В октябре 2012 года Политехнический музей и МГУ им. М.В. Ломоносова объявили о начале международного конкурса архитектурных концепций Музейно-просветительского центра Политехнического музея и Московского государственного университета. Будущий центр должен был стать дискуссионной площадкой и для научного сообщества, и для широкой аудитории. Причем популяризировать науку и технологии как таковые предполагалось не только привычными способами (проведение тематических выставок и лекций), но и в рамках программ science art – «научного искусства». Художники-инженеры, художники исследователи превращают искусство в научный эксперимент – а ученые, в свою очередь, допускают в свои исследования больше творческих элементов.

Проект Политехнического музея МГУ, FUKSAS&SPEECH

Очевидно, что пространство для подобных экспериментов должно быть гибким, динамичным, способствующим коммуникации на многих уровнях. Проект-победитель консорциума итальянской студии Massimiliano Fuksas Architetto и российского бюро SPEECH, выбранный решением жюри в конце марта 2013 года, всем этим требованиям соответствовал, и 8 месяцев спустя, 28 ноября 2013 года, Попечительский совет Политехнического музея его, наконец, утвердил.

Проект Политехнического музея МГУ, FUKSAS&SPEECH

Музейно-просветительский центр общей площадью 36900 кв. м появится на участке площадью 1 га на новой территории МГУ. Здание музея, будучи олицетворением новых технологий, откровенно контрастирует с окружающей «сталинской» застройкой. На венчающем несколько подземных уровней кубическом остекленном основании, которое символизирует накопленные столетиями знания, покоится полная ему противоположность – отделанный патинированный медью скульптурный объем, своей смелой пластикой выражающий свободный экспериментальный дух. 

Проект Политехнического музея МГУ, FUKSAS&SPEECH

Связи в нижней части – горизонтальные. Здесь размещены две самых больших публичных аудитории и пространство для временных выставок, а перед входом запланирована открытая площадь: на ней будут устраиваться уличные инсталляции и общественные мероприятия.

Верхняя скульптурная часть, напротив, структурирована по вертикали. Ее составная форма выражает многообразие образовательных форматов, поэтому в каждом из объемов размещены разные функциональные зоны.

Проект Политехнического музея МГУ, FUKSAS&SPEECH

На сегодняшний день с победителями конкурса заключен договор на разработку проектной документации здания Музейно-просветительского центра, которая уже была успешно разработана командой бюро SPEECH. По словам архитекторов бюро, все решения проекта выполнены в рамках первоначальной концепции, без каких бы то ни было изменений. В настоящий момент проект находится на экспертизе.

Третьяковская галерея: музейный квартал состоится

Музейный квартал вокруг Третьяковской галереи

Еще в 30-годы прошлого столетия в историческом районе Лаврушинского переулка было задумано создать большой музейный квартал. В 80-е годы был построен Инженерный корпус. Но завершающему зданию еще только предстоит появиться – им станет новый корпус, который разместится между Кадашевской набережной и Малым Толмачевским переулком.

Проект фасадов нового корпуса Третьяковской галереи, SPEECH

Объемно-планировочное решение нового пятиэтажного корпуса со входом со стороны Кадашевской набережной разработала компания ООО «Зарубежпроект» при участии «Моспроект-4»: в здании общей площадью 35100 кв. м на участке 1,16 га под экспозиции будет отведено порядка 9000 кв. м, а остальные пространства отдадут под запасники, реставрационные мастерские, конференц-залы, пресс-центр и кафе.

Проект фасадов нового корпуса Третьяковской галереи, SPEECH

В середине апреля на сайте госзакупок появилась информация о том, что Государственная Третьяковская галерея, наконец, определилась с бюджетом, и планирует провести электронный аукцион для поиска подрядчика на строительство нового корпуса. Стоимость контракта, согласно которому работы должны завершиться к декабрю 2018 года, составит 2,9 млрд. рублей.

Проект фасадов нового корпуса Третьяковской галереи, SPEECH

В связи с этим в ближайшее время, скорее всего, продолжится и работа заказчика с бюро SPEECH, которое стало победителем конкурса на архитектурно-художественное решение фасадов нового корпуса, объявленного в мае прошлого года.

Главная архитектурная идея победившего проекта – белые рамы окон различного формата, напоминающие оригинальную развеску картин. И это не случайность: на внешнее остекление и впрямь нанесены фрагменты шедевров, выставляющихся в Галерее.

Проект фасадов нового корпуса Третьяковской галереи, SPEECH

«Эти нестандартные окна – на самом деле картины, и ночью будет светиться картина, которая находится в собрании Третьяковской галереи. По сути, это будет реклама», – прокомментировал министр культуры Владимир Мединский, представляя проект лично президенту РФ Владимиру Путину.

Проект фасадов нового корпуса Третьяковской галереи, SPEECH

Президент проект однозначно одобрил, оценив вид со стороны Лаврушинского переулка: Третьяковка, затем пешеходная зона и новое здание. «Красиво. И сколько там площадей будет?», – заинтересовался он. «Фактически площадь Третьяковской галереи удваивается, у них колоссальные фонды», – ответил Мединский.

ГЦСИ на взлете

Проект ГЦСИ на Ходынском поле, Heneghan Peng Architects

В конце прошлого года победителем международного конкурса на разработку концепции «Новый ГЦСИ» на территории Ходынского поля – бывшего аэродрома – стал проект ирландцев Heneghan Peng Architects. По словам бессменного генерального директора ГЦСИ Михаила Миндлина, с точки зрения функционального решения он очень близок проекту, который разрабатывался бюро Михаила Хазанова для территорий музея на Зоологической и Бауманской улицах: «Внешне наш проект с Хазановым сильно отличался, так как имел металлическую оболочку. Но если ее снять, то можно увидеть, что этажи – это «блины» разной высоты, смещенные по отношению к вертикальной оси. У ирландцев тоже вертикальная структура и смещение этажей, только вместо «блинов» – параллелепипеды».

Проект ГЦСИ на Зоологической, мастерская Михаила Хазанова

А вообще задача перед 10 участниками, прошедшими во второй этап после первичного отбора по портфолио и эскизам, стояла нетривиальная. На Ходынском поле параллельно с музейно-выставочным комплексом ГЦСИ и в непосредственной близости от него реализуются и планируются несколько новых объектов: два гостинично-офисных комплекса, торгово-развлекательный центр, парк на месте бывшей взлетной полосы и новая станция метро. При этом на момент подведения итогов конкурса проект торгового центра был уже выбран, что, без сомнения, тоже повлияло на решение жюри.

Проект ГЦСИ на Ходынском поле, Heneghan Peng Architects

«Гигантский торговый центр, к которому музей буквально «прилипает», ориентирован горизонтально. Значит, чтобы стать самостоятельной архитектурной доминантой, наше здание должно было быть решено вертикально, как в проекте ирландского бюро», – прокомментировал Михаил Миндлин.

Проект ГЦСИ на Ходынском поле, Heneghan Peng Architects

Однако от нового здания ГЦСИ ждут гораздо больше, чем просто яркий архитектурный облик или расширение площадей, хотя уже сейчас центр вынужден арендовать помещения под хранение экспонатов. Новый ГЦСИ должен стать главным национальным центром современного искусства, предназначенным для всех его проявлений и любых мероприятий в этой области – от биеннале и национальных премий до лекций, кинопоказов, конференций и симпозиумов.

Проект ГЦСИ на Ходынском поле, Heneghan Peng Architects

Кроме того, выставочные пространства следовало проектировать с учетом самых разнообразных форм произведений и максимально приспособить их для экспозиции искусства XXI века, а фондохранилища и офисные площади сделать такими, чтобы они оставались современными и удобными даже через десятки лет.

В проекте Heneghan Peng Architects общественная деятельность ГЦСИ (аудитории, студии etc.) сконцентрированы на первом этаже. Из фойе по эскалатору посетители «взлетают» вверх, проезжая через зону хранилища и административные помещения как сквозь археологические слои, демонстрирующие то, что стоит за выставкой. И наконец, оказываются в выставочных пространствах – расположенных друг над другом галереях разной высоты и размера. Такая организация позволяет как посетить одну определенную галерею (причем для этого не требуется проходить через все здание – достаточно подняться на нужный этаж), так и просмотреть всю коллекцию целиком.

Проект ГЦСИ на Ходынском поле, Heneghan Peng Architects

С момента объявления победителя 23 декабря 2013 года прошло совсем немного времени, однако уже к концу 2014-го планируется завершение всех проектных работ. Ими сейчас активно занимается команда победителей вместе с генеральным проектировщиком – Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ). Будут определенные корректировки по инженерной составляющей проекта – сейчас с этой целью ведется активная работа с конструкторами.

Но важно одно: как и в случае с музейным центром Политехнического музея и МГУ и новым корпусом Третьяковской галереи, никаких изменений в концепциях, выбранных по результатам конкурсов, не предвидится.

Проект ГЦСИ на Ходынском поле, Heneghan Peng Architects

А это значит две вещи. Первая – что конкурсная практика в Москве наконец начинает «работать», и скепсис относительно привлечения в том числе иностранных специалистов (когда-то справедливый) больше неуместен. И вторая – у Москвы появились реальные шансы занять значимую позицию на музейной карте мира. И лишний раз подтвердить слова британского урбаниста и специалиста по городскому проектированию Чарльза Лэндри о том, что если раньше культура рассматривалась как затратная сфера, то теперь она стала ресурсом территориального развития. 


Изображения: Москомархитектура, archi.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.