ENG
 
Хроники конкурсов

Победители конкурса на метро: Blank Architects

26 Июня 2017
1 из 10
2 из 10
3 из 10
4 из 10
5 из 10
6 из 10
7 из 10
8 из 10
9 из 10
10 из 10
1 / 10

Увеличить

Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро Blank Architects — разработавших оригинальную концепцию для станции «Ржевская».

– С чем связан выбор темы Арки для станции «Ржевская»?

– Выбор Арки связан с символичным значением территории Рижской площади со времен Камер-Коллежского вала до наших дней. Мы усмотрели продолжительную ассоциацию данной территории с городскими воротами – отсылка к Крестовской заставе, не сохранившимся водонапорным башням Геппенера, и Рижскому вокзалу. Арка – как архитектурная форма, усиливающая значение входа, приветствующий символ. Простой и лаконичный элемент, между тем, очень выразительный.

Сложная криволинейная форма арки была продиктована, с одной стороны, желанием создать яркую архитектурную выразительность, с другой стороны, необходимостью вписаться в существующую конструкцию типовой станции. Таким образом, стремясь вверх к краям, арка достигает высоты 4х метров. К центру прохода, понижаясь до 2,5 метров, что обусловлено техническими требованиями. 

– Из каких материалов будут выполнены элементы станции?

– Сами арки – это металлоконструкция, облицованная листами нержавейки, с сатинированный эффектом.  Также используем Мансуровский гранит,  стеклянные  и металлические панели  для отделки стен и потолка. Все материалы российского производства, с высокими показателями антивандальности и устойчивости к вибрациям. Исключение составляет гранит Джильтау, используемый для отделки пола - единственный материал, поставляемый дружественной республикой Казахстан, так как аналогов на российском рынке розовому граниту не нашлось. Для нас очень важен был эффект, который создается за счет контраста холодного металла арок, и теплого розового пола.

– Расскажите о конструкции наземного павильона и используемых материалах? А также концепции благоустройства территории вокруг?

– Вход на станцию осуществляется через наземный павильон,  который представляет собой лаконичный стеклянный объем с габаритами, ограничивающими спуск в переход. Павильон  функционален и предоставляет защиту от дождя и ветра,  его архитектура  не “спорит” с окружением, оставляя визуальный контакт между вокзалом, сквером и павильоном станции Рижская. Вход в павильон выделен скульптурой Арки, которая повторяет основной посыл станции –  приветствующий символ. Скульптура полностью повторяет Арку, используемую на платформе,  и только здесь, на уровне земли,  зритель способен полностью оценить ее сложную форму.

Поскольку павильон запроектирован на месте существующего Рижского сквера, который, к слову, не пользуется большой популярностью на данный момент (что неудивительно, так как он зажат между двумя шумными магистралями), мы все равно считаем, что маленький зеленый остров способен зажить своей жизнью и стать приятным местом для ланча или отдыха – в условиях отсутствия зелени в округе и при условии дополнительного благоустройства. Наше предложение по благоустройству включает в себя создание  зеленого фронта по периметру сквера, которое поможет оградиться от дороги, новые посадочные зоны, мощение и дополнительное освещение. 

– Как обеспечены в дизайне станции следующие критерии: функциональность и удобство для пассажиров, безопасность, контекст, удобство эксплуатации, сомасштабность человеку.

– Функциональность и удобство пассажиров  стояли во главе дизайна – а именно, мы пытались создать чистое пространство, где элементы навигации будут доступны и легко читаемы. Пространство платформы полностью открыто, вся мебель встроена в ниши и не выступает, что не мешает пассажиропотоку. На обоих концах платформы расположены инсталляции, способствующие ориентации пассажиров. К примеру, при выходе в сторону Рижского вокзала,  нас будет встречать медиаэкран с изображениям, имитирующими информационного табло. С другой же стороны, пассажиры будут завлечены ярким желтым светом, ведущим в тоннель к Рижской станции желтой ветки.

Безопасность  выражена в соблюдении всех норм безопасности. Мы избегали в дизайне лишних углов, ниш, и выступов, за которые можно что-то спрятать. Контекст играл основополагающую роль в разработке основной идеи – как мы говорили, идея арки появилась из исторического и географического контекстов. Мы учитывали, так же, наличие пригородных поездов и вокзала в непосредственной близости от станции 

Мы учли все требования, необходимые для удобной эксплуатации станции – определенные высоты монтажа светильников, выбор легкодоступных и легкомоющихся материалов, наличие плинтусов и отбойников. Одним из требований, например, оказалось ограничение в выборе отделки эскалаторных тоннелей – своды крайне не приспособлены для  эксплуатации и монтажа декоративных элементов и осветительных приборов, хотя эскалаторные группы потенциально интересны, так именно на них пассажир проводит продолжительное время, рассматривая стены

– Расскажите подробнее о концепции освещения станции и ее помещений?

– Отсутствие излишней декоративности влечет за собой внимание ко всем деталям. Свет становится одним из художественных приемов, который играет существенную роль в восприятии станции. Концепция  освещения был сделана совместно с датским офисом AF Lighting, которые консультировали нас на предмет возможности достижения необходимого нам  эффекта. Мы активно придумывали сюжеты, связанные со световым дизайном. Так, например, чем ближе к выходам в город, там светлее становится пространство – создается эффект того, что пассажир все время следует за светом. На платформе, подсветка, встроенная в арки, должна иметь возможность интерактивно загораться в момент, когда поезд прибывает к станции. Адаптировать эти и другие  идеи на возможности российского  рынка нам помогли «Световые Технологии». 

– Был ли для вас источником вдохновения павильон станции метро «Красные ворота» архитектора Ладовского?

– Аналогия очевидна, но, признаюсь, мы не смотрели конкретно на станцию «Красные Ворота».  Скорее мы вдохновились станциями определенного периода с лаконичном дизайном  – Сокол (1938), Аэропорт (1938), Кропоткинская (1935), Автозаводская (1943), где архитектурная выразительность достигалась путем ритмичного повторения одного архитектурного элемента, а так же неочевидными художественными приемам – отсутствием декоративности и правильным светом. 


Изображения: Blank Architects


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.