ENG
 
Город

Операторы конкурсов: Агентство стратегического развития «ЦЕНТР»

30 Марта 2015

Портал Архсовета беседует с Сергеем Георгиевским — в составе Проектного центра «Архполис» он выступал руководителем оргкомитетов конкурсов на концепцию развития парков «Сокольники», «Митино», дизайн-проекты лофт-пространств бывшей промышленной территории завода «Кристалл». Та же команда сегодня образовала Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» и проводит конкурс на общественные пространства «Кристалла», с целью открыть реновируемую промышленную территорию городу.

— Вы выступили руководителем оргкомитета конкурсов на два больших парка в Москве. В чем специфика проведения конкурсов на тему общественных пространств?

-Открытые конкурсы на концепцию развития существующих парков во многом новшество для Москвы и России в целом. Задача такого конкурса — предложить парку концепцию развития на 15 лет вперед. Так называемый сценарий, руководство к действию, которое предопределяет любые изменения в парке.

Жюри по парку в Сокольниках

В случае с «Сокольниками» это было тем интереснее, что парк объединяет в себе несколько сложносоставных задач. «Сокольники» — крупнейший парк культуры и отдыха в Москве и один из крупнейших в Европе. Парк сохранил в себе три века истории, причем все эти эпохи он проходит как знаковое место, место коммуникации с пользователями через призму исторических, политических и культурных кодов, и через него, в общем, можно прочесть определенным образом историю страны. Наконец, это сочетание особо охраняемой природной территории, исторических памятников и зон для отдыха горожан.

В данном конкурсе цель, очевидно, выходила за рамки архитектуры и градостроительства. Невозможно было бы решить все задачи парка только планировочными методами без управленческой и финансовой моделей, программно-событийного наполнения и социологии.

Концепция-победитель по парку в Сокольниках. WOWHAUS+GRAUNDLAB+URBANICA

Получилось, что конкурс в «Сокольниках» был таким масштабным экспериментом — а возможно ли развивать парк открытым путем, так чтобы заказчик был коллективным. Посетители парка, профессиональное сообщество, власть и бизнес объединились в своем запросе, они участвовали на разных стадиях в формировании технического задания конкурса и добились при этом решения, которое возможно будет внедрить.

Концепция-победитель по парку в Сокольниках. WOWHAUS+GRAUNDLAB+URBANICA

В конкурсе выиграл консорциум, предложивший новое и при этом реальное в российской практики решение — «Посольство природы» в Москве. В него входили Wowhaus — архитектурное бюро, придумавшее визуальный облик для многих знаковых общественных пространств города, Groundlab — британская мастерская, специализирующаяся на продуманных решениях в области ландшафта, и Институт территориального планирования «Урбаника».

Жюри по парку в Сокольниках

При этом руководство парка показало невиданную для таких организаций прозрачность — открыло свой бюджет, дало участникам информацию об управленческой модели.

— А что с реализацией?

— Концепция принята — сейчас началась следующая после конкурса стадия, когда она превращается в проектную документацию.

— А как проходил конкурс на парк в Митино?

— Сразу замечу, что «Митино» — единственный ландшафтный парк в городе, там очень редкие для Москвы перепады высот и уникальное археологическое наследие.

Конкурс был определен как инструмент, необходимый для решения нестандартных, сложных задач, связанных с территориями, обремененными либо наследием, либо ограничениями из-за их статуса.

В «Митино» — это сочетание законсервированных курганов (по оценкам археолога А. Векслера, возрастом чуть ли не раньше основания города), к которым нельзя фактически прикасаться и атрибутов периферийного парка. Этот парк очень крупный (120 га) и единственный, по сути, для этого микрорайона, а еще центр общественной жизни.

Жюри по парку в Митино

Мы решили, что парк мог бы стать флагманом, показать, как развивать периферийные районы Москвы, и Департамент культуры задумался на эту тему, поддержал идею конкурса. Митино — типичный спальный район, находящийся за кольцевой, но это Москва! Через конкурс мы решили не просто выбрать лучшую концепцию развития парка, а вовлечь все слои: население, профессионалов, соединить их с властью. По сути сделать конкурс диалоговой площадкой.

А главное — показать, что для города нет градации: центр-периферия, что город полицентричен, что живущий в Митино человек получит «то же, что (условно) в Парке Горького». Это не значит, что здесь будет такой же парк — он будет другой, самобытный, но уровень и качество решений не будут уступать.

Идея вовлечения москвичей как созаказчиков изменений в общественных пространствах (что, в общем, логично, ведь общественное пространство — это общественное благо, оно существует в основном на наши налоги) в этом конкурсе вышла на новый уровень.

Жюри по парку в Митино

— Каким образом вы интегрировали разные мнения в техническое задание и результат конкурса?

— В обоих конкурсах у нас был экспертный совет и жюри. Совет формируется как группа различных специалистов с целью соблюсти баланс мнений по всем аспектам концепции. Поэтому если, например, в концепции присутствует работа с археологическим наследием — а в жюри главный археолог, то в экспертном совете должно быть альтернативное мнение, чтобы происходила какая-то дискуссия, рефлексия и результат не выглядел как предвзятость.

В жюри мы традиционно включаем чиновников, это нормально, потому что конкурсная процедура предполагает, в том числе, зеленый коридор прохождения согласовательных процедур.

Но наличие экспертного совета превращает эту процедуру в систему сдержек и противовесов: все знают, кто куда входит и кто какие мнения и оценки высказывает. Когда внутри оценки тоже есть профессиональная конкуренция, качество участия каждого из этих людей становится другим.

Концепция Красный парк. Проект-победитель в конкурсе на парк в Митино

Мы всегда включаем представителей местного сообщества в экспертный совет, в случае с парками мы делаем презентацию на специальных советах при парках еще до формирования технического задания, а также работаем с муниципалитетом, с общественностью. Например, в Митино опросы проводила и префектура, и «Активный гражданин», и самый популярный районный портал. В случае с Сокольниками мы взяли альтернативную платформу — «Йополис», и запустили там спецпроект, где каждый житель мог и проголосовать, и направить свое предложение. Параллельно сделали опрос со студентами социологического факультета ВШЭ и опрос префектуры.

Концепция Красный парк. Проект-победитель в конкурсе на парк в Митино

Каждый раз мы стремимся не формально соблюсти эти требования, а сопоставить результат, чтобы на выходе мы получили компромисс, который будет иметь какую-то ценность.

— И у вас получается достигать результат, который на сто процентов устраивает всех?

— Здесь всегда конфликт — между красивой архитектурой, тем, что нужно жителям, городу и самому парку, которому нужно окупаться. Но найти компромисс через такую публичную процедуру как конкурс всегда проще. Так, на этапе формирования технического задания и работы с жителями у нас происходили проектные семинары: здесь мы работали с картой идей и предложений, выясняли, где зона пересечения этих идей, в чем конфликт. И мы показывали на карте, как это может сосуществовать и пытались найти оптимальный баланс, ведь территория парка может покрыть все эти запросы.

Жюри по парку в Митино

Люди, когда видят на карте свое предложение, готовы переосмысливать то, что они предлагают, а профессиональный модератор позволяет им выйти на конструктивное решение. По «Митино» у нас было чуть ли не две тысячи идей — просто мы потом разграничили обязательное для исполнения и вспомогательный материал.

— Каких специалистов вы привлекаете на этапе исследования, которое предшествует формированию конкурсного ТЗ?

Наше агенство — это команда, вокруг которой благодаря работе над парком «Никола -Ленивец» и образовательной программе «Новые лидеры территориального развития» был сформирован профессиональный «нетворк». На данный момент у нас в базе более десяти тысяч специалистов, среди них ведущие эксперты в области архитектуры, градостроительства, дизайна, социологии, культуры, ландшафта, экономики, правового регулирования, менеджмента культурных и городских проектов и т.д. Мы обладаем внутренней экспертизой по ключевым направлениям и в ходе исследований привлекаем наших профильных партнеров к разработке отдельных направлений.

Жюри по парку в Митино

— У вас первый тур проходит в формате отбора по портфолио?

— На первом этапе мы всегда запрашиваем три вещи: портфолио, юридическую информацию о компании и эссе в котором просим показать некую проекцию, ключевые идеи концепции, которая будет разрабатываться на втором этапе. А также прописать, кто входит в консорциум и показать, каким образом в нем будут распределены роли на втором этапе и в случае победы. Нам важно, что команда способна реализовать этот проект, ведь призом всегда является право реализации, авторский надзор, разработка рабочей документации, и нам не хочется, чтобы это были третьи лица.

Конкурс работает как социальный лифт, это возможность новым командам заявить о себе. Как, например, в случае с «Митино» победителем стал консорциум из двух бюро — «Артеза» и FORM. Я считаю это серьезным прорывом, так как это две молодые, активно развивающие команды.

— А как вы относитесь к такому формату, как конкурсы идей?

-Конкурсы идей, на мой взгляд, имеют смысл как форум или конференция. Профессиональная среда в любом случае требует насыщения, диалога, осмысления, нельзя все подчинить рынку.

Конкурс идей полезен в том смысле, что, например, может вдохновить будущего заказчика на то, чтобы провести далее профессиональный конкурс с будущей реализацией или просто выбрать одну из этих идей или команд. Любой конкурс — это витрина возможностей: конкурс тем и хорош, это всегда колебание, какой-то импульс, который заставляет среагировать, обращает на себя внимание.

Жюри по конкурсу на лофт-пространства завода Кристалл

— Некоторые операторы проводят сегодня конкурсы удаленно, при помощи интернет платформы, куда участники отправляют свои работы, а жюри голосует. И никто не встречается друг с другом. Как вы оцениваете такой подход?

-Мы с этим не совсем согласны, потому что жюри — это не технический орган. В выборе работы участвует не только математика. Помимо того, что мы выстраиваем двухуровневую систему бальных оценок, у нас есть еще категории комментариев, рейтинга. Но главное, что происходит на очном жюри — это дискуссия. Может быть, это и жестко — у нас и жюри может заседать 6-8 часов и более, но когда речь идет о том, как будет развиваться крупнейший парк в городе, наверное, это очень мало. Для нас важно не то, что каждый остался при своем мнении, а высказал его.

Победитель в конкурсе лофт-пространств завода Кристалл. Лофт компактный.Бюро ARCHPOINT

Конкурс — это интеллектуальная платформа, это как мозговой штурм, он катализирует процессы, которые сами собой не происходят в такие сроки и на таком уровне интеллектуального напряжения. Очень часто на выходе дискуссии получается изменившаяся картина мира. Для того чтобы, скажем, департамент природопользования услышал, как соотносятся нормы регулирования его объектов с тем, как они используются в городе, чтобы археология понимала задачи архитектуры, а программно-событийное наполнение учитывало особенности ландшафта.

По сути, каждый член жюри и экспертного совета — своим именем и репутацией отвечают за его результат. И мнение председателя, его голос — он равный и не всегда совпадает с мнением всех членов жюри, общее решение принимается коллегиально.

Победитель в конкурсе лофт-пространств завода Кристалл. Лофт-мансарда. Бюро ARCHPOINT

Кстати, на жюри были предложения от самих членов по улучшению качества процедуры. Например, в конкурсе на «Сокольники» Евгений Асс внес дополнительный критерий — творческий потенциал команды — и обосновал, почему без этого критерия невозможно открыть потенциал новых команд, у которых при этом, возможно, нет такого сильного портфолио. И это вошло в практику уже 4-й конкурс подряд.

Победитель в конкурсе лофт-пространств завода Кристалл. Лофт с патио. Бюро АИ Студия

— Что нужно, чтобы конкурсная практика в России развивалась системно?

— Инициировать ключевые конкурсы в случае с особо значимыми объектами должно государство.

Сейчас в Музее архитектуры им. Щусева проходит выставка, посвященная советской конкурсной практике — наглядный пример того, как государство, формируя заказ на архитектурные конкурсы решало вполне понятные социальные и идеологические задачи.

При этом конкурсы того времени продвинули архитектурно-градостроительную практику далеко вперед: строились новые жилые кварталы, полностью менялся архитектурный стиль городов. И вот эта практика должна возрождаться. Наиболее значимые объекты должны становиться предметом открытых конкурсов.

И второй сегмент — это девелоперы, которые, на мой взгляд, уже движутся в этом направлении. Не все конкурсы, которые они проводят, открытые, громкие и публичные, но изменения в сознании девелоперов происходят. Яркими примерами стали завершившиеся недавно конкурсы на парк «Динамо» ( «ВТБ Арена Парк»), «Русский характер» («Мортон»), идущий сейчас конкурс на «Ривер-парк» («Речников-Инвест»).

Жюри по конкурсу на лофт-пространства завода Кристалл

— «Кристалл» — это как раз пример нового сознания девелопера?

Да, в условиях кризиса это вообще дерзкая идея, когда застройщик решается развивать объект также средствами культуры, работы с сообществом и с помощью конкурсной практики. «Кристалл» — это Лефортово, огромный индустриальный объект, памятник промышленной архитектуры. Рядом, через речку, проект АртКвартала (Artplay, Винзавод, Арма). «Кристалл» встраивается в эту концепцию. Она заключается в том, что из локального промышленного объекта «Кристалл» превращается в общегородское пространство, на примере которого формируется модель эффективного взаимодействия чиновников, отвечающих за градостроительную политику Москвы и реального девелопера, который работает с важным для города ресурсом — бывшими промышленными территориями.

В конце хочу сказать, что конкурс — не единственно возможный путь поиска решений по преобразованию городской среды. Но когда речь идет о сложных объектах, находящихся в сфере интересов широкого круга лиц и требующих разностороннего подхода, то следует отдавать предпочтение конкурсной практике.


Изображения: Агентство стратегического развития «ЦЕНТР»


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.