ENG
 
Город

Наталья Меликова : зачем сохранять фабрики на Москве-реке?

26 Января 2015

В декабре в Музее Москвы в рамках культурно-образовательной программы международного конкурса на концепцию развития набережных Москвы-реки прошла фотовыставка «Фабрики на реке». О том, как были запечатлены главные промышленные объекты столичной реки и в каком состоянии они находятся сегодня, Порталу Архсовета рассказала фотограф Наталья Меликова, выпускница Академии художеств Сан-Франциско, автор проекта The Constructivist Project.

— Наталья, как возникла идея зафиксировать на фотокамеру все расположенные вдоль Москвы-реки фабрики?

— Идея проекта принадлежит Марине Хрусталевой, историку архитектуры, члену правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS). Насколько я понимаю, сначала у Марины не было идеи превратить это в выставку, она просто стремилась запечатлеть актуальное состояние замечательных индустриальных построек, провести своего рода инвентаризацию объектов, которые на протяжении многих лет никому не были нужны. Иными словами, обобщить информацию об этом почти никому не известном, но при этом очень значимом пласте архитектурного наследия Москвы.

Кружевная фабрика Меттнеров / Фабрика Товарищества Московской кружевной фабрики  Конец XIX в. (утрачена)  Саввинская наб., 13

Примерно полтора года назад Марина обратилась ко мне с вопросом, было бы мне интересно сделать подобную серию фотографий, и я, не раздумывая, ответила согласием, поскольку рада любой возможности исследовать московские постройки начала XX века. И лишь в этом году, как Москва-река стала предметом масштабного градостроительного конкурса, который сопровождался специальной культурно-образовательной программой, Марина Хрусталева выступила с идеей представить итоги нашего исследования в виде выставки.

— Как Вы осуществляли собственно съемку? Ведь речь идет об огромных, не всегда открытых территориях.

— Я бы сказала, речь идет о совершенно закрытых территориях. Ни на одну из фабрик я не смогла попасть. Другое дело, что и задача так не ставилась: необходимо было снять именно речной фасад каждой из построек, поэтому я фотографировала фабрики с противоположного берега. При этом про многие из объектов изначально было так мало информации, что, признаюсь, зачастую я действовала наугад. Марина дала мне карту Москвы, на которой были отмечены приблизительные места расположения фабрик. Про большую часть объектов мы не знали, в каком они сейчас состоянии, сохранились ли вообще. Иногда доходило до смешного: я сначала снимала объект на телефон и отправляла фото Марине для того, чтобы удостовериться, что передо мной действительно то, что нужно, и лишь затем расчехляла камеру.

Оружейный завод Второва / Завод № 8 Оргавиапрома / Завод

— Вы хотите сказать, что по внешнему состоянию объектов не всегда можно было догадаться о том, что перед Вами фабрика? Если судить по Вашим фотографиям, то можно предположить, что впечатления от состояния этих объектов у вас остались не самые радужные...

— Подавляющее большинство фабрик действительно находятся в удручающем состоянии. Некоторые — просто в плачевном. Не секрет, что почти все они не имеют охранного статуса и прямо на глазах лишаются каких-то своих фрагментов, а то и целых корпусов. И это невероятно грустно, поскольку каждая фабрика обладает по-настоящему уникальной архитектурой, той неповторимой аурой подлинной индустриальности, которая во всем мире так привлекает горожан и туристов.

Конечно, думаю, наивно ожидать, что каждый из этих объектов мог бы стать таким же центром притяжения, как, скажем, Красный Октябрь или ArtPlay, но в том, что они обладают огромным потенциалом для города, сомнений нет. Особенно если учесть их расположение на реке.

— А сама река и ее набережные, которые Вам пришлось исходить вдоль и поперек, какое впечатление произвели?

— Это абсолютно пустые, забытые городом пространства. Там ездят машины и формально есть тротуар, но им никто не пользуется. Я сняла больше 20 объектов, прошла вдоль Москвы-реки не один десяток километров, но встреченных людей могу пересчитать по пальцам одной руки. И ведь я была там в сентябре-октябре, то есть в еще достаточно теплый и светлый сезон, когда, казалось бы, сам бог велел гулять!

Трехгорный / Бадаевский пивоваренный завод  Кутузовский пр., 12  Вторая половина XIX в.

Мне казалось, что я нахожусь вообще не в Москве: настолько тихими, пустыми и заброшенными являются набережные реки за пределами исторического центра. А ведь я снимала лишь те фабрики, которые расположены вдоль Москвы-реки в пределах Третьего транспортного кольца, то есть от Москва-Сити до ЗИЛа.

— Собственно, одним из основных посланий Вашей выставки, помимо собственно состояния фабричных построек, стало то, насколько эти объекты визуально не связаны ни с городом, ни с его водной артерией...

— В этом смысле я очень надеюсь на прошедший конкурс. Вовлечение как самих зданий фабрик, так и набережных, на которых они расположены, в активную городскую жизнь, способно не только продлить жизнь памятникам индустриальной архитектуры, но и качественно преобразить целые районы, создать в них очень привлекательные благоустроенные территории, которые сделают Москву более уютным и обжитым мегаполисом.


Изображения: Наталья Меликова


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.