ENG
 
Триумфальная, 1

Как достроить театр? Архсовет снова отклонил проект завершающей очереди здания Et cetera

15 Июля 2015

Повторное рассмотрение второй, завершающей очереди театра А. Калягина рядом с метро «Тургеневская» опять выявило в проекте массу вопросов. Отношение совета к двум другим проектам было более благосклонным — Технопарк на Варшавке и жилой комплекс на набережной Яузы будут дорабатываться на основе предложенных концепций.

Здание театра Александра Калягина, облик которого всегда считался довольно спорным, имеет не менее острые проблемы технического характера. В свое время театр вводился в строй на двух третях площадей, тогда как одну треть от него «отрезала» соседняя с ним стройка метрополитена. Вторая очередь, которую сегодня рассматривал Архсовет, по сути — недостающая часть здания, восполняющая недостаток в административных, технических помещениях, карманах сцены, гардеробе, санузлах и организующая главный вход с парадной стороны — Тургеневской площади (сейчас вход в театр осуществляется с Боброва переулка).

Вариант 3

Эта самая площадь, открывшаяся перед зданием, которое долгое время было скрыто застройкой, теперь стала главным «обременением» проекта: она является важнейшим общественным пространством Бульварного кольца и сейчас рассматривается со второй очередью совместно. Хотя, по заявлению представителя театра, площадь никак не является его частью, и сам театр лишь может оказывать техническую поддержку проводимым здесь городским праздникам.

Вариант 1

Авторы, по их словам, оставаясь в габаритах первоначального проекта, попытались нивелировать переход нового фасада к площади с помощь пандусов. Была также сделана попытка сохранить единую с первой частью здания полуциркульную линию фасада, отчего и пристраиваемая часть обрела округлый абрис. Но по единогласному мнению членов совета ни с планировочным решением достройки, ни с благоустройством этого пространства авторы опять не справились.

Вариант 4

Евгений Асс: «Ни одной картинки, как это здание живет в ансамбле Тургеневской площади, я не увидел. В то время как сейчас оно заняло доминирующую позицию, это почти площадь перед Большим театром! Понятна вся нелепость с пандусами, которые никуда не ведут, и меня беспокоит ландшафтное решение пространства перед зданием — абсолютно беспомощное, бессмысленное и несоизмеримое с масштабами этого театра. В целом я считаю, здесь должен быть спокойный фасад — нет никаких оснований создавать такую невротичную композицию. А во-вторых, нужно осмысленно и серьезно отнестись к пустому пространству площади, нельзя просто так рисовать абстрактные пятна на полу».

Вариант 4

Андрей Гнездилов: «Фасад должен быть гораздо более спокойным, это должен быть результат объемно-пространственной композиции. Авторам нужно найти способ максимально упростить и упорядочить ее. Я надеюсь, что в результате этой работы мы получим менее эксцентричное фасадное решение, для него я не вижу повода на этой площади, и это очень плохо влияет на нее».

Сергей Кузнецов: «Сложная площадка и, к сожалению, пока у авторского коллектива нет ответов на те вопросы, которые ставят коллеги. Принят аргумент полезности для самого театра, но на самом деле в этой планировке ничего удобного нет. Масса существующего здания вполне себе спокойна, но в проекте второй очереди откинута его рациональность, и авторы ухватились за форму абсолютно вторичную, развив из этого жеста гигантскую интригу, от которой пространственно и эстетически одни минусы. Я даже не против элементов декора, это вопрос второй, просто я призываю не усложнять, сделать спокойный фронт театра, выходящий на почти прямоугольную площадь. Если авторам нравятся эти окна и эти карнизы — разместите их на композиции, более релевантной этому пространству».

Поскольку благоустройство городской площади авторам, по мнению совета, оказалось не под силу, было предложено выделить ее в отдельный проект. По словам Сергея Кузнецова, такое предложение со стороны совета будет сделано заказчику. У Москомархитектуры уже есть положительный опыт проведения творческого соревнования уже после заключения госконтракта — на благоустройство Триумфальной площади, напомнил главный архитектор, однако вопрос конкурса остается на усмотрение заказчика.

Рассматривавшийся вторым вопросом — проект Технопарка на Варшавском шоссе, 36 в целом получил одобрительное заключение.

Комплекс Технопарка строится рядом с метро Нагатинская и платформой «Нижние котлы», на участке между Варшавским шоссе и путями Павелецкого направления, Университетом Натальи Нестеровой и Варшавскими банями. Планируется, что в составе технопарка будут объединены научно-исследовательские и проектные институты, объекты индустрии, деловые организации, выставочные и учебные площадки, инфраструктура, временное жилье и банковские услуги.

Вариант 1

По мнению авторов, участок располагает к незамкнутой композиции со свободно расположенными зданиями. На участке располагаются три 4-хэтажных корпуса, поддерживающие формат примагистральной застройки, и один 20-тиэтажный в юго-западном углу участка. Он представляет собой блок из двух башен сложной конфигурации, с Z-образным планом. Общая площадь — 45 тыс. кв. м. Низкоэтажная застройка имеет общую площадь 15 тыс. кв.м.

Вариант 1

В комплексе будут расположены деловые, учебные и производственные помещения. Они будут делиться на модули и адаптироваться под конкретных предпринимателей. Фасадное решение представлено в современном варианте и варианте с добавлением неоклассического декора.

Вариант 1

Андрей Гнездилов: «Я поддерживаю решение генплана в виде четырех фигур на таком простом участке с выходом на Варшавку, в этой этажности и в этом масштабе. Но мне кажется крайне странным решение башни в виде буквы Z. Это решение связки — вредное для композиции, оно превращается в колоссальный объем и отсутствие просвета между двумя башнями делает его очень громоздким. Можно было бы рассмотреть вариант с двумя отдельными объемами, а также подумать над расположением входа, сейчас оно крайне неудачно».

Вариант 2

Юрий Григорян: «С образной точки зрения авторам должно помочь то, что технопарк — в принципе очень технологичная коробка, у них вообще нет пластической игры, это против образа. И когда вы применяете классический язык, это вообще становится похожим на жилье».

Вариант 2

Сергей Кузнецов: «Мы можем согласиться с генпланом и композицией, но есть вопросы по планировочным деталям и стилистическим. В рабочем порядке нужно их доработать, убрать излишние сложности, которые изначально не присущи теме технопарка».

Наконец, третий рассмотренный проект — жилой комплекс, выходящий на Серебряническую набережную реки Яузы, также был оценен советом благосклонно, хотя и не одобрен.

Речь идет о застройке целого квартала, ограниченного Серебряническим переулком с севера, Яузской улицей с запада (здесь комплекс окружен невысокой исторической застройкой 19 века), и с южной стороны — набережной.

Вариант 1

В непосредственной близости располагается важный исторический памятник — Церковь Троицы в Серебряниках, чья колокольня формирует доминанту этого района. Еще по соседству на набережной располагается известный современный дом, построенный Сергеем Скуратовым и обозначающий границу АртКвартала.

Участок входит в зону строгого регулирования застройки, и комплекс спроектирован таким образом, чтобы не загораживать обзорные точки на исторические панорамы, дополняя их постепенным понижением этажности к реке Яузе.

Максимальной высотной отметкой, разрешенной ГЗК, является 29.7 м, однако рекомендации ландшафтно-визуального анализа снижают ее до 22.5. Комплекс имеет в итоге максимальную высоту в 27.6 м.

Вариант 1

Авторы постарались основать композицию на морфотипах зданий, сложившихся здесь в разные периоды времени. Таким образом, в квартале появляется маломасштабный трехэтажный дом с нежилым цоколем, здания среднего масштаба — как 3-6 этажный доходный комплекс 19 века, и более крупные. Все они объединены в два П-образных блока переменной этажности. В одном варианте они повёрнуты разомкнутыми дворами навстречу друг другу, в другом — обращены к переулку, а к реке приоткрыты арками.

Застройка вдоль переулка и набережной отступает от красных линий вглубь участка и отдает городу под благоустройство ряд пространств. Все первые этажи также работают на город, здесь располагаются общественные функции.

Вариант 3

Стилистически первый вариант выполнен в едином «историческом» стиле, сомасштабном ритму исторической застройки. Современным является только аттиковый этаж с пентхаусами. Во втором появляются современные акценты в виде стеклянных связок между зданиями и акцентов на фасадах.

Совет отметил сильной стороной проекта выбранный градостроительный принцип большого квартала, собранного из зданий разной архитектуры. В то же время неясным остался вопрос землевладений, поскольку заезды в квартал и благоустройство выполнены за границами отведенных участков.

Вариант 2

Юрий Григорян: «То, что вы отступили застройкой вглубь квартала, оставив зеленый буфер, и эта разноэтажность объемов мне кажется сильной стороной проекта. Механическое применение стеклянных „нахлобучек“ как раз противоречит вашей идее, также как и разделение зданий стеклом — лучше уж разрезать их на отдельные объемы. „Красный дом“ мне показался очень удачным и самостоятельным — трактовать всю ситуацию как конгломерат домов с разными акцентами было бы продуктивно».

Вариант 3

В то же время Юрий Григорян отметил, что, видимо, проект придется понижать, и отступы застройки скорей всего буду нивелированы — «корпуса станут „толстыми“ и весь тот воздух, который вы щедро отдаете городу, исчезнет. В этом я вижу опасность».

Сергей Кузнецов: «Я считаю, что идеология большого квартала, собранного из зданий разной архитектуры, здесь должна абсолютно четко читаться. Принцип, когда разноразмерные здания компонуются и комбинируются на территории, правильный, но остается много вопросов. Надо начать с общего построения объемов, проработки режимов и регламентов и понять, что является внутри этих кубиков единицей — потому что по меркам центра города объем, который вы сажаете сюда, огромный. Если бы это происходило сто лет назад, над кварталом работал бы с десяток архитекторов. К этому нужно отнестись максимально ответственно и, может быть, подумать, чтобы усилить авторский коллектив».

Сергей Кузнецов заявил, что варианты должны быть дополнительно рассмотрены в Управлении Архсовета, с коллегами из Департамента культурного наследия, «после чего мы будем принимать решение в Москомархитектуре, как дальше двигаться. Видно, что проект с потенциалом, в нем есть интересные находки».


Изображения: Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.