Места
Александр Змеул: «В этом году исполняется 80 лет московскому метро. Говоря про архитектуру метро, обычно вспоминают сталинские станции, или иногда обсуждают новые. При этом больше полувека истории подземной архитектуры выпадают из внимания. Например, станция „Первомайская“ на востоке Москвы сегодня воспринимается как рядовая „кафельная“ станция хрущевского времени. О таких станциях, как о пятиэтажках, обычно не принято рассуждать в плоскости архитектуры. Тем не менее, „Первомайская“ (арх. М.Ф. Марковский, Я.В. Татаржинская, инженер-конструктор Л.В. Сачкова), открытая в 1961 году — своеобразный памятник эпохе, это первая типовая колонная трехпролетная станция мелкого заложения из сборного железобетона с 40 парами колонн (отсюда прозвище — „сороконожка“), ребристым потолком, путевыми стенами, выложенными кафельной плиткой, и колоннами, облицованными мрамором.
Конечно, эти станции отличались жесткой, почти бескомпромиссной функциональностью, и постепенно архитекторы, а вместе с ними и художники отвоевывали свое. Уже к концу 1960-х годов на станциях стали появляться художественные вставки, к середине 1970-х путевые стены стали облицовываться мрамором, а не керамической плиткой, к началу 1980-х разнообразнее стало решение потолка. К середине 1980-х новые „сороконожки“ выглядели уже совсем не типовыми.
В постсоветское время „сороконожки“ модернизировали, заменив плитку на путевых стенах на камень или композитные материалы, что вполне оправдано с точки зрения эксплуатации. Но, хорошо бы, чтобы „Первомайская“ осталась в своем первозданном виде, как напоминание об эпохе „оттепели“, о надеждах (пусть и не до конца сбывшихся) архитекторов того времени, о важном этапе отечественной архитектуры».
Фото © А. Савин /Wikipedia
- Темы:
- транспорт и метро
публикации по теме
-
РИА новости, 25.11.2014
-
ТВ Центр, 24.11.2014
-
РИА новости, 28.10.2014