ENG
 
Печатные СМИ
от 05 Сентября 2012
 

«Город любят за места с характером»

05 Сентября 2012
Сколково

На XIII Международной Архитектурной биеннале, открывшейся на прошлой неделе в Венеции, Россия не только показала миру во всех подробностях проект инновационного центра «Сколково». Но и познакомила международный арх-бомонд с новым главным архитектором российской столицы Сергеем Кузнецовым. «Аргументам и фактам» Сергей  рассказал о том, что ждёт инноград, Москву и москвичей в обозримом будущем. 

Не в группе риска

- Реализация стройки века под названием «Сколково» рассчитана на годы. Если все пойдет хорошо, то в 3 км от Москвы на территории 500 га появится город-лаборатория, где внедрят разработанные здесь же технологии. Примерно 21 тыс. человек будут проживать в иннограде, еще столько же станут приезжать на работу. Но то, что сегодня кажется интересным и ошеломляющим, завтра не устареет, если не физически, так морально?

- Вопрос сложный. И на разных объектах мы (С. Кузнецов - партнер  архитектурной мастерской «SPEЕCH Чобан & Кузнецов» – Авт.)  проходили, что проекты иногда развиваются непредсказуемым образом – многие хорошие идеи не реализуются или реализуются по-другому. Где-то нам приходилось даже отказываться от авторства. Но, возвращаясь к Сколково, мне кажется, что этот проект не из группы риска. Здесь собрана команда звезд мировой архитектуры, а весь проект курирует руководство страны. Любой сбой – и стыдно будет перед всем миром. Хотя именно тот факт, что задействовано много иностранных архитекторов говорит о том, как много работы предстоит. Трудиться в России без сопровождения с нашей стороны они не могут. Но у нас не так много специалистов, способных довести до реализации замыслы иностранных коллег.

- С ними непросто договориться? Они же звезды. В Сколково проектируют и декан Гарвардской школы дизайна, и партнеры известных во всем мире архитектурных бюро, и лауреаты самой престижной профессиональной премии – Притцкеровской.

- Это вопрос работы в команде. В России в этом смысле короткая скамейка запасных. Например, нам в иннограде достался в партнеры Дэвид Чипперфильд (британский архитектор, работал с Норманом Фостером, в 1984г. основал собственное бюро, среди известных объектов – музеи и галереи в Великобритании, Франции, Италии – авт.). Не могу сказать ничего плохого – у нас получился хороший продукт (район D-1 под  названием «Южный» с жилыми домами, офисами, лабораториями и местами досуга – авт.), созданный по-настоящему в соавторстве, а не то, что, кто-то что-то придумал, а остальные вынуждены были согласиться. Надеюсь, на других площадках то же самое. Во всяком случае, я не слышал ни о внутренних, ни о внешних конфликтах. И вот что еще хочу сказать. Люди звездные – это те, кто в жизни много достиг. А чтобы это получилось, нужно быть и политиком, и дипломатом, и трудягой.  И не иметь склонности ни к конфликтам, ни к дрязгам. Вот возьмем Притцкеровского лауреата Пьера де Мерона (куратор Университета в Сколково – Авт.). Такие, как он, очень профессиональны - качественно выполнил свою работу на одном объекте, перешёл к другому. Что-то кому-то доказывать и лишний раз пиариться им ненужно.

- Вспоминается Эрик Ван Эгераат, который судился с инвестором, чтобы получить деньги за проектирование сразу двух объектов – башни в деловом центре «Москва-Сити» и элитного поселка под столицей.

- Да, у этого голландского архитектора сложный трек-рекорд по России. Но я не знаю деталей историй. Поэтому не стану комментировать. А если мы попытаемся поискать, что иностранные архитекторы в России реализовали,  увидим, что список короткий. Хотя работают много и шума вокруг них много. Но процесс напоминает рождения слоном мухи.  Причина этого в том числе и в том, что не находят грамотных российских партнеров.

- Норману Фостеру, значит, не повезло? Ведь его башня «Россия» (кстати, проект выставлялся здесь же в Венеции четыре года назад) в Москва-Сити стала бы самым большим зданием в мире.

- У меня нет сомнений в квалификации Фостера, но есть сомнения  в российской составляющей.

Работа над ошибками

- Кстати, какое-то время назад, проект Москва-Сити был таким же громким и масштабным, как сейчас Сколково. Но спустя какое-то время, его признали градостроительной ошибкой. А ведь с момента архитектурного конкурса с участием иностранцев прошло-то к тому времени меньше 10 лет.

- Нет, это было в 1992-м году.

- Я имею ввиду не проект делового центра целиком, а ту его часть, в которую должны были переехать чиновники и народные избранники - квартал правительственных зданий мэрии и Мосгордумы, конкурс на который прошел в 2002 г.

- А… там победил Михаил Хазанов.

- Да… Так как не делать подобных серьёзных градостроительных ошибок? С чего вы как новый главный архитектор начнете? У вас есть план?

- Пока я мыслю короткими захватками. Для любой работы нужен инструмент. В данном случае – команда. Ведь один в поле не воин. В Москомархитектуре много высококлассных специалистов. После реновации команды, следующий шаг  - корректировка Генплана. Начинать можно и с точечных вещей. Я не имею ввиду зло, именуемое точечной застройкой. Это явление вызывает дикое раздражает. И у меня тоже.  Имею ввиду такие проектные события, которые позволят москвичам лучше относится к своему району, а значит и к городу в целом. Дом, в котором мы живём, тоже воспринимается не так отдельное строение, значение имеют все детали – фасад, окна, двери, даже ручки. Так и город любят за особые места, со своей атмосферой, характером и неповторимым набором больших и малых компонентов, понятных и близких человеку. Вот хороший пример – Парк Горького. Привели его в порядок, много людей туда потянулось. Я верю в такие точечные позитивные события. И их можно организовать. Например, промзоны нуждаются в реконструкции. И таких площадок по Москве не мало. Нужно начать с малого, сделать это хорошо, чтобы сформировать позитивный тренд к деятельности архитекторов. Я верю в то, что сделать что-то хорошее можно только на всеобщем позитиве. Сейчас мне кажется у горожан всеобщее настороженно-негативное отношение.

- С чем это связано? Со сменой власти?

- Нет, это как раз добавило позитива. А негатив очень долго копился. В городе появлялись точки, но со знаком минус. Пример? Манежная площадь. Замысел хороший, к реализации много вопросов. Продвинутые москвичи, те, кто своим трудом создают статус города, атмосферу и обеспечивает его жизненную активность, нельзя сказать, что они его сильно любят.  Они же не приветствовали, что сломали гостиницу «Москва». И вот таким людям – драйверам экономической и культурной жизни столицы, нужны в городе адреса. Пусть они живут, собираются, устраиваются выставки...

- Таких адресов, по вашему мнению, недостаточно?

- Если знаете - назовите?

- В голову пришёл Центральный Дом художника…

- Кстати, ЦДХ – еще неплохо работающее место. Но это на уровне отдельных зданий. А городу нужны кварталы. Если вы возьмете, например, Манхеттен, он сам по себе состоит из подобных кварталов – есть деловая часть, есть торгово-развлекательная (Мидтаун), есть атмосферные районы (типа Сохо, Челси). Москва скудна в подобном разнообразии. Это не относится к архитектуре, и это хорошо. В остальном – все разнесено по полюсам: либо спальные районы, либо перегруженный и надрывно деловой центр. Вот над смешением функций и предстоит поработать.

- Разделение постов главного архитектора и главы Москомархитектры для чего потребовалось? Это размывание ответственности?

- Нет. Это перераспределение нагрузки. Есть правополушарные люди, есть левополушарные. У кого-то склонность к технике, у кого-то к творчеству. В одной голове это сложно уместить. Александру Кузьмину удавалось справиться с колоссальным объёмом работы. И то, что он это тянул много лет, вызывает огромное уважение. Все высказывания его, которые я слышал, были конструктивные. Специалистов класса Кузьмина нужно еще поискать. Если я когда-нибудь выйду на такой уровень понимания урбанистики, что смогу управлять всеми процессами в одиночку, буду считать это колоссальным достижением в жизни.

- А как вам кажется, кто должен платить за новые точки на карте Москвы? Бюджетных денег на все не хватит. Если же целиком зависеть от инвесторов, то будут плодиться центры, галереи, театры и технопарки, к которым как гарнир подаются офисы и торговые центры в десятки раз превышающие их по площади.

- Когда что-то делается на деньги инвесторов, у последних возникает серьезное желание их вернуть и побыстрее. Но, в то же время, они создают для общества потребления комфорт и  атмосферу. И с этим нельзя не считаться. Чтобы не возникало дисбалансов, когда задумывается театр или кружок вышивания, а рядом строится 100-этажное здание, должно быть четкое планирование. Городскую программу необходимо сразу составлять с учетом всех заинтересованных сторон. Нужны торговые площади – хорошо, но под них необходимо инфраструктуру «подогнать». И проблем не будет.

- Вам кажется, у вас получится изменить систему?

- Я в это верю.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.