ENG
 
Печатные СМИ
от 29 Ноября 2013
 

Прощайте, промзоны!

29 Ноября 2013
«Красный октябрь»

Алексей Сёмин, генеральный директор консалтинговой группы «Апхилл», для газеты «Известия»

Вопрос о реорганизации промышленных зон давно остро стоит перед столичными властями. Это и понятно, несмотря на плотную застройку, в Москве насчитывается 209 таких зон, занимающих около 15 тыс. га пустующей или малопривлекательной территории не только на окраинах столицы, но и в ее центре. Год назад мы обращались к этой теме, и вот наш автор продолжает рассказ о будущем еще шести столичных промзон.

Всамом начале 2013 года был принят проект, согласно которому в ближайшее время полностью или частично реконструируют 69 промышленных территорий в самых разных частях сто­лицы. 

Среди них промзоны Павелецкая, Верхние Котлы, Бирюлево, Чертаново, Котляково, Коровино, Печатники, Капотня, Калошино, Гайвороново, Силикатные улицы, Медведково, Донские улицы, Тушинский аэродром, Прожектор, Воронцово, Кунцево, Красный строитель, Коптево и др.

В основном развитие промзон предполагает комплексный подход, то есть будут строиться офисы, коммерческая и жилая недвижимость как эконом-, так и бизнес-класса, парковые зоны. Улучшится и транспортная ситуация, появятся новые станции метро, дороги, магистрали.

Рассмотрим основные производственные зоны, которые собираются реорганизовать в ближайшее время.

Завод АЗЛК «Москвич» (в промзоне «Южный порт № 26»)

Промзона «Южный порт» находится на юго-востоке Москвы. Район имеет неплохое месторасположение: рядом – станции метро «Кожуховская», «Текстильщики» и «Печатники», ТТК. На территории ведется активное коммерческое и жилищное строительство, предполагается размещение современных производственных площадок.

Промзона относится к числу наиболее загрязненных. Здесь находятся производства почти всех отраслей промышленности. Большая площадь позволяет выделить значительные территории под озеленение, организацию парковых зон. Однако эксперты больше склоняются к размещению современной коммерческой недвижимости и офисов.

Большую территорию занимает бывший завод АЗЛК «Москвич». Завод был признан банкротом еще в 2006 году, после чего частично отдан в аренду, например, автостроительной компании Renault «Автофрамос». Сейчас же завод полностью перестраивают, на 30 га его территории строится инновационный технополис «Москва», который будет уже открыт в 2015 году. Здесь будут размещаться объекты коммерческой недвижимости, в бизнес-центре предполагается создать условия для проведения различных семинаров, конференций, культурных мероприятий.

Промзона № 64 «Строгино»

Территория расположена в районе Строгино СЗАО. Впервые о застройке промзоны заговорили в 2000 году. В то время территорию решили использовать под коммунально-складское назначение. На месте песчаного карьера были построены трамвайное депо, ТЦ, автопарк, здание ГИБДД, городок ОМОНа, множественные склады, строительные объекты. Кроме того, зданию техникума, построенному еще в конце прошлого века, нашли новое применение – сейчас это современный техноцентр площадью 17 тыс. кв. м.

В октябре власти Москвы всерьез задумались о судьбе промзоны «Строгино». Проект по реорганизации района уже запущен, и для его реализации потребуется 5–7 лет. В первую очередь планируется модернизировать Строгинское трамвайное депо. На территории также предполагается построить офисно-деловые центры, небольшие торговые и промышленные объекты. Большое внимание уделяется транспортной доступности: развязка с МКАД будет расширена, проложат новые дороги.

Анализ показывает, что благодаря новым производствам в районе появится немало рабочих мест, поэтому целесообразно построить на территории жилой массив. Вряд ли уместно здесь размещать склады, но офисы и торговые объекты для лучшей доступности можно расположить по границам территории, прилегающей к МКАД, а жилые кварталы оставить в середине. С точки зрения экологии промзона довольно чистая. Несмотря на наличие районной тепловой станции, территория окружена тремя лесопарками, что предотвращает влияние выбросов.

Промзона «Нагатинская пойма»

Промзона находится на юго-востоке Москвы в районе Нагатино-Садовники и считается одной из самых загрязненных. Сейчас там размещаются старые, почти не работающие склады, производства, судостроительный и судоремонтный заводы. О застройке промзоны заговорили лишь в прошлом году. Согласно Генплану завод собираются перебазировать и полностью освободить территорию под жилой микрорайон с развитой социальной инфраструктурой.

По оценкам экспертов, рационально использовать данную территорию под строительство улучшенных производственно-складских комплексов и офисов класса А и Б. Это способствовало бы увеличению количества рабочих мест. Здесь нет проблем и с транспортной доступностью – до центра столицы относительно недалеко, на территории района находится станция метро «Коломенская».

Кстати, похожая ситуация на промышленных территориях «Коломенское» и «Верхние котлы № 33». Промзоны расположены в районе ЮАО неподалеку от Нагатинской промзоны. Поэтому строительство жилой недвижимости здесь не совсем уместно.

Промзона «№ 27 ЗИЛ»

Промышленная зона завода ЗиЛ представляется весьма выгодным вложением: привлекает прежде всего месторасположение – почти в самом центре, в Даниловском районе, на границе с ТТК. Район открывает широкие возможности для размещения различного рода объектов недвижимости. Планируется создать здесь жилой район с развитой социальной и бизнес-инфраструктурой, сохранив автомобильное производство при условии улучшения его работы с точки зрения экологии. Предусмотрено развитие транспортной доступности с открытием новой станции метро и появлением новых дорог.

По оценкам специалистов, территория дает огромные возможности для застройки. Можно размещать производственные и складские объекты, административно-офисные и торгово-развлекательные комплексы, жилую недвижимость. Наиболее эффективным представляется использование территории с целью строительства современных жилых комплексов с обширной инфраструктурой, включающей многофункциональные административные и торговые площади. Следует учесть, что в центральной части города строительство жилых объектов практически не ведется, хотя спрос на качественное жилье остается высоким. Размещение административно-деловых и бизнес-центров тоже возможно, но, учитывая, что центр города и без того насыщен офисами, практически невыгодно.

Промзона «Северянин № 52»

Реорганизация этой территории – проект крайне сложный и важный. Промзона расположена в северо-восточной части столицы, по обе стороны от проспекта Мира и Ярославского шоссе. Большое количество предприятий тяжелой и химической промышленности, промышленности стройматериалов делает район экологически загрязненным. Достаточно назвать нефтемаслозавод, Лосиноостровский электродный, приборный и электротехнический заводы, Ростокинский ЖБК.

Планируется провести частичный редевелопмент района. Это касается территории грузового двора у платформы «Северянин» и прилегающих к нему производственных площадей на пересечении Ярославского шоссе и Четвертого транспортного кольца. Площадь промзоны предполагается использовать под объекты административно-общественного назначения с частичной жилой застройкой.

По расчетам экспертов, промзона требует полной комплексной перестройки. Разумно построить жилые кварталы в районе парка «Лосиный остров», ближе к автодороге разместить офисы и торговую недвижимость.

Промзона «Бирюлево № 28а»

Печально известная сегодня промзона Бирюлево существует еще с начала 1990-х годов, район заброшенный, малопривлекательный и экологически грязный. Здесь находятся старые полуразваленные склады, множество заводов и баз, мощная ТЭЦ, предприятия по производству строительных материалов, мусоросжигательный завод. А потому строительство жилых массивов, развлекательных и бизнес-центров на территории не представляется целесообразным. Предлагается использовать площадку под размещение хороших, модернизированных складских помещений.

 

Инфографика: Василиса Дорошина

 

Cложно, но возможно

Реорганизация промтерриторий – процесс длительный и сложный. И трудности возникают не в оценке перспективности зоны, не в проекте и даже не в поиске инвесторов. Главная проблема – в собственниках, что значительно осложняет работу властей.

Тем не менее уже есть несколько удачно реализованных проектов. В первую очередь это здание бывшей фабрики «Красный Октябрь». Территория в самом центре столицы на Берсеневской набережной привлекла девелоперов. Сейчас здесь разместился арт-кластер с галереей современного искусства, студиями, клубами и ресторанами. Примечательно, что внешний вид здания менять не собираются, чтобы не нарушать исторический вид города. В будущем здание завода собираются использовать под застройку элитного жилья в стиле лофт.

В 2008 году на территории бывшего троллейбусного парка № 5 был возведен элитный офисно-жилой комплекс «Фьюжн Парк». Троллейбусный парк из-за закрытия станции «Лужники-Северные» переехал на территорию бывшего трамвайного депо. Размещение крупного бизнес-центра – проект, выгодный благодаря отличной транспортной доступности (в 5 минутах – станция метро «Фрунзенская», недалеко Садовое кольцо и ТТК).

На месте экспериментального завода напитков «Хамовники» возведен жилой комплекс «Литератор», вместо шелкокрутильной фабрики «Моснитки» – ЖК «Barrin House». Для застройки элитного жилья этот район считается престижным и благополучным.
Началась активная застройка промышленной территории Митино. Недавно возле станции метро «Пятницкое шоссе» был разбит парк площадью 4 га.

Не существует теперь и московского телевизионного завода «Рубин», производство которого еще в 1999 году было перенесено в Воронеж. Сейчас здание завода полностью реконструировано и достроено, в нем располагаются бизнес-центр «Рубин» с офисами класса Б+, деловой и торгово-развлекательный комплексы.

Не стоит забывать, что территория, на которой сейчас располагается ММДЦ «Москва-Сити», в начале 1990-х тоже считалась промзоной, на которой находилось более 20 предприятий и даже каменоломни.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.