ENG
 
Печатные СМИ
от 18 Декабря 2012
 

О будущем промзон, конкурсах и мастер-плане

18 Декабря 2012
Марат Хуснуллин

Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Марат Хуснуллин рассказал «Афише» о том, чем метро лучше автобусов, почему в промзонах строят жилые дома и зачем чиновники расширяют улицы.

— Много говорят о том, что Москва должна стать полицентричной, чтобы меньшему количеству людей нужно было ездить с окраин в центр. Когда это может случиться и как?

— У нас сегодня половина рабочих мест находится внутри Третьего транспортного кольца, а 80% населения проживает за его пределами. И только строительством дорог и метро мы эту проблему не решим. Именно поэтому встал вопрос о создании других центров развития: зона около Шереметьево, Рублево-Архангельское, Сколково, Внуково и так далее. Плюс промзоны: мы приняли решение, что, условно говоря, половину каждой промзоны мы застраиваем жильем, а на другой половине будем строить то, что создает рабочие места.

— А как же арт-кластеры, театры, музеи — говорили, что они тоже должны появиться в промзонах.

— Я просто называл основные функции — жилье и работа. А главный вопрос, чтобы вообще был максимально сбалансированный микрорайон. Чтобы человек мог и жить, и работать, и отдыхать, и спортом заниматься. Если посмотреть на новые строящиеся города, например в Китае, то там закладывают пешеходную доступность 50% и выше, то есть половина населения города добирается туда, куда им нужно, пешком. И нам надо стремиться достичь таких показателей.

— Это ведь все очень сложные проекты, мы разве умеем такое делать — и как строители, и как менеджеры?

— А почему мы считаем, что не умеем? У нас страна такая: надо было построить БАМ — построили, нужно было полететь в космос — полетели. Чего не умеем — тому научимся, чему не успеем научиться — наймем специалистов. Надо просто организовать системную работу. У нас есть генеральный план, утвержденный до 2025 года. Понятно, что там есть ряд упущений, что его надо пересмотреть. Более того, сейчас мэром поставлена задача сделать мастер-план, то есть оценить, как город будет развиваться с точки зрения экономики. Мы должны четко понять, куда будет вложен каждый рубль, что каждая стройка даст городу с точки зрения качественных показателей.

— С генпланом ведь была проблема, что никто из москвичей его не понял, — с мастер-планом так не получится?

— Мы сделаем макет развития города, будет публичное обсуждение. Но на самом деле рассуждать о генплане, не будучи специалистом, очень сложно. Можно увидеть кусок своей улицы, но увидеть весь масштаб — для этого нужно иметь определенный уровень подготовки. Вот, например, у нас часть жителей возмущается против строительства хорд. И они правы, дорога, создающая дополнительный шум, — это, безусловно, минус. Но Северо-Западная хорда охватывает сектор в 30% процентов города, и в нем улучшится транспортная доступность. Это может быть не видно жителям домов, мимо которых пройдет дорога. Хотя мы стараемся максимально идти навстречу жителям: окна ставить шумозащитные, пытаемся уйти, где возможно, от дополнительных боковых проездов. Или вот другой пример — метро «Ломоносовский проспект». Люди тоже вышли с протестами, об этом узнали жители Солнцево, приехали и говорят: «Вы что? Мы 18 лет этого метро ждем!»

— Есть способ повысить качество решений — проводить конкурсы. Но у нас с этим тоже сложности — почему не получается делать хорошие архитектурные конкурсы и потом воплощать предложенные на них проекты?

— У нас проблема в том, что закон, по которому должны проводиться конкурсы, берет цену проекта как основной показатель. Но архитектура — это творческий процесс и его измерять килограммами и метрами невозможно — есть вопросы вкуса, профессионализма. Новому главному архитектору поставлена задача: сделать так, чтобы можно было все-таки проводить конкурсы по международным стандартам, с привлечением иностранных архитекторов.

— А вам хотелось бы, чтобы кто-нибудь из архитектурных звезд строил в Москве?

— Тут, как с одеждой, кто-то готов платить за бренд, кто-то не готов. Но проблема в том, что сегодня многие иностранные архитекторы в наши условия не уложатся.

— У нас вообще очень немного ярких проектов, зато по-прежнему строится много унылого панельного жилья. С этим мы что-то сделаем?

— Весь мир занимается панельным домостроением, по соотношению цены, качества и сроков ничего лучше не придумано. Гонконг или Сингапур во многом застроены именно панельными домами. Только многие даже не понимают, что это панельный дом, потому что они друг на друга не похожи. Вопрос в том, как эти панели сегодня адаптированы под современные условия, под современные требования. К сожалению, я должен сказать, что зачастую наши производители не хотят адаптироваться. Хотят строить по старинке, потому что и так все продается. Это для нас не приемлемо. Если они хотят дальше оставаться на рынке, они должны модернизироваться.

— Вы до Москвы работали в Казани, где при вас много чего изменилось. Сколько нужно времени, чтобы в Москве стали заметны изменения градостроительной политики?

— Москве, чтобы изменить лицо города, чтобы создать комфортную среду, понадобится не менее 10 лет, и это не сразу будет заметно. Главное — определить приоритеты, потому что если браться за все разом, то результата не будет. Например, обустройство и развитие центра города: мы выбрали 57 основных улиц, которые шаг за шагом будем приводить в порядок, Садовое кольцо, пешеходные маршруты. Город постепенно будет меняться. Вот в 2015 году закончим строить транспортную инфраструктуру в Сити, и он станет комфортным, удобным микрорайоном. Или Сколково: сегодня только отдельные строения, поле. А через 3–5 лет его будет не узнать, оно преобразится кардинально.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.