ENG
 
Электронные СМИ
от 02 Апреля 2014
 

Софья Троценко: мы хотим общаться с широкой аудиторией, а не только с узким кругом профессионалов

02 Апреля 2014
Софья Троценко: мы хотим общаться с широкой аудиторией, а не только с узким кругом профессионалов

Исполнительный директор «Винзавода» о новых проектах

Центр современного искусства «Винзавод» начинает делать собственную выставочную программу, в этом году выставки пройдут три раза, первая выставка откроется в бывшем винохранилище 17 июня и будет называться «Одно место рядом с другим». Она будет сделана куратором выставочной программы текущего года Анастасией Шавлоховой совместно с немецким куратором Лукасом Топфером. Тратить планируется около $1,5 млн в год. Кроме того, у фонда современного искусства «Винзавод» появится собственный попечительский совет. На базе уже существующей площадки молодого искусства «Старт» будет проходить кураторский марафон, а в рамках «Территории дизайна» — программа по продвижению public art. Обо всех изменениях АЛЕКСАНДРЕ ШЕСТАКОВОЙ рассказала исполнительный директор «Винзавода» СОФЬЯ ТРОЦЕНКО.

— Почему вы начали делать собственные выставочные проекты?

— «Винзавод» мы с самого начала задумывали как место, которое объединит ресурсы, связанные с современным искусством и культурой. «Винзавод» должен делать собственные выставочные проекты, и, как вы помните, мы открывались ставшим уже легендарным проектом Олега Кулика «Верю». Потом неожиданно наступила пауза, и, я думаю, причин этому две. В первую очередь у любой организации, как и у человека, есть периоды спада и периоды роста. Я отдаю себе отчет в том, что когда ты единственная площадка — это одно состояние, при появлении альтернативных площадок возникает иная ситуация. Для аудитории же неочевидно, чем «Винзавод» отличается от Artplay. Профессионал понимает, что «Винзавод» — институция в силу тех проектов, которые мы институционально поддерживаем. В общем, за почти восемь лет у нас накопилось достаточно опыта и представления о том, что такое современное искусство, и мы осмелимся сформулировать собственное художественное высказывание. С этого момента у программ «Винзавода» появится цикличность. Цикл этого года называется «Фокус на реальность», куратор — Анастасия Шавлохова. Это о том, что сейчас очень много всего происходит в мире и в жизни молодежи, связанного с digital, и вообще в мире много не столько реального, сколько виртуального. Мы хотим максимально приблизиться к реальности, насколько это возможно сегодня.

Я всегда старалась организовать деятельность «Винзавода» таким образом, чтобы никогда не было субъективного высказывания. Мы хотим общаться с широкой аудиторией, а не только с узким кругом профессионалов. Для меня важно, чтобы у людей при посещении «Винзавода» была возможность для формулирования личного представления о современном искусстве. Я вижу, что у нас недостаточно СМИ, пишущих о современном искусстве, телевизионных программ, музеев современного искусства. И при создании «Винзавода» у нас было желание привлечь самые лучшие организации, которые занимаются современным искусством, чтобы посетитель мог увидеть все разнообразие.

— Кроме выставочной у вас планируется еще и программа по продвижение public art. Не могли бы вы рассказать о ней поподробнее?

— Я хочу делать public art программу по двум причинам. Нам нравится быть первыми, вы же не будете спорить, что public art в этом городе никто на постоянной основе не занимался? И вторая причина — актуальность public art, которая никуда не пропала, более того, с назначением нового главного архитектора Москвы только усилилась. Начала работать система конкурсов, которой раньше вообще не было, что позволяет нам выступить с программой по благоустройству территорий вокруг «Винзавода», и мы это сделаем.

— В связи с появлением выставочных проектов изменится ли как-то ваша модель работы с галереями?

— Для галеристов ничего не изменится. Вообще, когда мы приглашали галереи, для нас в первую очередь были важны их выставочная программа и их коммерческая успешность. Несмотря на то что у нас галереи выполняют культуртрегерскую функцию, их задача во многом формировать рынок и заниматься продажей искусства. У нас остаются те галереи, у которых это хорошо получается. И да, продолжатся совместные вечера вернисажей и другие проекты.

— В последние годы сразу несколько галерей ушли с «Винзавода» или поменяли формат…

— Это не совсем корректная формулировка — «ушла с “Винзавода”», так как закрытие галереи или ее переезд, как правило, связаны с их возможностью или невозможностью работать как галерея. Это проблема не «Винзавода», а проблема с галерейным бизнесом и арт-рынком, который у нас на первой ступени формирования, притом, к сожалению, уже много лет. Мы делаем все, что изначально обещали. Галереям, которые не смогли дальше работать, не была поднята арендная ставка ни на один процент. Арендная ставка у нас ниже рыночной. По сравнению с ценой аренды для, например, рекламных агентств скидка составляет 50%.

— Какова будет роль попечительского совета фонда современного искусства «Винзавод» и кто туда войдет кроме Александра Светакова?

— Александр его возглавил, а не просто вошел в состав попечительского совета, который пока что только формируется, окончательно он будет сформирован к середине апреля.

— Кроме попечительского совета вы собираетесь создавать и экспертный совет. Кто туда войдет и какая будет у него роль?

— Я хотела бы, чтобы он оценивал и передавал попечительскому совету приходящие проекты, от которых мы все же не хотим отказываться. Что касается участников, мы пока что находимся на стадии договоренностей.

— Сколько примерно планируется тратить в год на выставочные программы?

— Раньше мы тратили около $800 тыс. в год, а сейчас — около $1,5 млн.

— В рамках работы над выставочными проектами вы собираетесь привлекать спонсоров или государственное финансирование?

— И то и другое было бы замечательно, но изначально мы надеемся только на свои силы, чтобы иметь возможность развиваться вне зависимости от внешних факторов. Вопрос спонсорства будет во многом решен с формированием попечительского совета. Вопрос с государственным финансированием сложный, потому что, как мы знаем, сфера современного искусства не очень поддерживается органами государственной власти.

— Что вы будете делать с уже существующими проектами?

— В рамках проекта «Старт» мы планируем кураторский марафон, так как прямо столкнулись с проблемой нехватки молодых кураторов. Наши коллеги сталкиваются с такой проблемой постоянно, но мы хотим ее решить — найти новые имена кураторов. Экспертный совет, в который я бы хотела, чтобы вошли представители всех институций, работающие с современным искусством в России, будет отбирать заявки молодых кураторов. В приоритетах, конечно, проект «Территория дизайна», в его рамках мы планируем заниматься как раз public art. Он претерпел изменения в процессе, дизайнеры-участники проходили стажировку в Москомархитектуре и теперь будут применять полученный опыт на практике.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.