Основная тема фестиваля в этом году сформулирована так: "Национальный ландшафт". Организаторы надеются привлечь внимание к проблеме утраты исконно российского стиля архитектуры. На форуме представлены экспозиции из 20 регионов России. В программе также 10 конкурсов, включая национальную премию в области архитектуры "Хрустальный Дедал".

В центре выставочного зала – зеленая трава. На ней разбросаны большие кубы. Внутрь первого можно заглянуть только через маленькие окуляры: с помощью сложной системы зеркал перед взором предстает бесконечный березовый лес. Но это, безусловно, иллюзия. В другом кубе – агрессивные черные призмы нависают над изящными белыми объектами – так авторы инсталляции представили некомфортную для человека среду обитания. Рядом – шар из войлока. Это модель планеты Земля - "Валеный глобус". Он выполнен из традиционного русского материала, который используется при изготовлении валенок. Границы России обозначены гвоздиками, звездочкой – столица страны Москва. Ещё одна геометрическая фигура собрана из панелей типового жилого дома. Так молодые архитекторы, кто с драматизмом, кто с иронией, раскрывают тему фестиваля – "Национальный ландшафт". Инсталляции сопровождаются видеосюжетами: на больших экранах – исторические ландшафты российских городов рубежа XIX-XX веков как примеры идеального пространства. Куратор фестиваля Ирина Коробьина рассказывает:

"Уникальность национального ландшафта во всех странах формируется главным образом архитектурой. Родные березы и осины мы можем увидеть и в Финляндии, и в Канаде. Но когда мы видим церковь Покрова-на-Нерли или Собор Василия Блаженного, или Адмиралтейство, мы понимаем — вот она, Россия. Архитектурное наследие несет в себе генетический код нашей культуры и представляет собой основу единства и непрерывности, преемственности государственной истории".

"Генетический код" российской архитектуры изрядно подпорчен: в XX-м веке – безликим типовым жильем, в XXI – безудержной и безвкусной коммерческой застройкой. Среда обитания жителя страны становится все более универсальной и далекой от национального ландшафта.

"Конечно, неудачные сооружения появляются и в русле мирового развития архитектуры", - замечает президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Но тем не менее…

"Мы должны чувствовать себя частью профессионального мирового сообщества, должны ощущать этот тренд, движение мысли, движение образов, которые формируют время. Но одновременно мы должны отчетливо понимать, что российское пространство, российский национальный ландшафт весьма специфичны. Наши города существенным образом отличаются и от азиатских, и от европейских городов".

Идею национального ландшафта поддерживают или, по крайней мере, не противоречат ей, работы номинантов на архитектурную премию "Хрустальный Дедал". Среди них и Олимпийские объекты в Сочи, и жилые комплексы, и церковные здания, а также станции метрополитена, мосты, библиотеки и культурные центры. Всего - 54 объекта. Все они уже построены. Конечно, для такой страны, как Россия, это немного. Но если учесть, что в фестивале участвует в несколько раз больше проектов, которые впоследствии получают реальный шанс стать постройками, то картина выглядит более оптимистично. Кстати, среди представленных архитекторами работ в этом году увеличилось количество проектов-реставраций, которые прямым образом влияют на сохранение национального ландшафта России.
Читать полностью: