ENG
 
Электронные СМИ
от 17 Февраля 2014
 

«Архитектурные конкурсы помогут Mоскве стать признанной архитектурной столицей»

17 Февраля 2014
Полуостров ЗИЛ

Публичные слушания сегодня - один из институтов демократии, который дает возможность гражданам влиять на решения, которые принимаются в городе. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал в интервью "Интерфаксу", почему власти уделяют внимание публичным слушаниям по значимым для города площадкам, почему продолжают внедрять конкурсную практику, а также рассказал, какие проекты власти Москвы представят на международной выставке MIPIM.

Сегодня большинство значимых для города площадок проходят публичные слушания. Тем не менее, некоторые эксперты считают необходимым отказываться от них. А какова ваша позиция?

Я уверен, что диалог между профессиональным сообществом и общественностью - это необходимость. Он всегда должен быть направлен на достижение общего результата - превращения нашего города в комфортную среду обитания. Добиваться этого результата мы стараемся через институт конкурсной практики, где учитываются мнения как общественности, так и профессионалов. Яркий пример такой работы - конкурс на концепцию реконструкции Триумфальной площади. Перед его объявлением мы провели круглый стол, где все заинтересованные и активные люди смогли обменяться мнениями, а все острые вопросы были включены в техническое задание. Мне кажется, это хороший пример взаимодействия.

В этом плане конкурс по Триумфальной площади похож на открытый конкурс по Зарядью.

Эти конкурсы совсем не похожи. Одной из целей конкурса на концепцию развития территории Зарядья было привлечение международных участников, поэтому и проходил он дольше. А в конкурсе на реконструкцию Триумфальной площади мы в открытой форме собираем предложения по благоустройству этой территории. Он будет проведен в один этап, и работу победителя возьмут за основу.

Разве реконструкция будет проведена в один этап? В ходе дискуссии некоторые архитекторы предлагали серьезные изменения: от перекрытия проезда по Триумфальной площади, до идеи капитального строительства.

Архитектурный ансамбль площади уже сложился, и пока я не вижу смысла его менять. В этом вопросе большинство специалистов со мной согласны. Участники же конкурса в своих предложениях могут ссылаться на историю этого места. В этой связи такие предложения могут послужить основанием для работы с площадью в дальнейшем. Тем не менее, надо понимать, что сегодня существуют инженерные особенности этой территории, с которыми придется считаться. Они могут быть предметом изучения в будущем, но пока намечено приведение площади в порядок в существующих габаритах.

В прошлом году в Москве прошло несколько архитектурных конкурсов. Эта практика продолжает набирать обороты и сегодня. Почему вы уделяете конкурсам такое большое внимание, и какие вы планируете провести в этом году?

В период инвестиционного бума 2000-х годов в Москве было больше архитектурных скандалов, чем архитектурных успехов. Тогда в городе не было построено объектов мирового уровня, и Москва не стала одной из признанных архитектурных столиц. В городе, наоборот, появился ряд зданий, которые до сих пор вызывают удивление. Кроме того, когда я пришел работать на пост главного архитектора Москвы, среди проблем, с которыми пришлось столкнуться, была скудость выбора архитектурных решений и разреженная профессиональная среда. Лучшим инструментом для решения всех этих проблем, как мне тогда показалось, была конкурсная практика. Во-первых, конкурс позволяет получить ряд ярких альтернатив, а его результат - это всегда выбор лучшего архитектурного решения. Во-вторых, конкурс позволяет проанализировать участок под строительство и подойти к проектированию более взвешенно как организаторам, так и участникам. В-третьих, конкурсная практика создает профессиональные лифты для молодых архитекторов. Немаловажно и то, что конкурс - это еще и площадка для общественных дискуссий. Ведь конкурс, как правило, публичная процедура. В рамках конкурсов проводятся выставки, а на Интернет-портале Архсовета можно ознакомиться с идеями архитекторов.

Публичные слушания, выставки и взаимодействие с населением предполагают обратную связь, и порой она приводит к совсем не тому результату, на который рассчитывали власти. Например, некоторые считают, что отмена реконструкции Ленинского проспекта - заслуга публичных слушаний и протестного движения.

Люди реагируют по-разному. Я не думаю, что в городе есть вопрос, по которому было бы единодушное мнение, как не было его и по вопросу реконструкции Ленинского проспекта. Как и большинство проектов, этот содержал спорные моменты, которые вызвали вопросы жителей. Поэтому сказать, что общественное мнение не повлияло на отмену решения о реконструкции, было бы неправильно. Этот проект как раз является примером того, что власти прислушиваются к мнению общественности.

Какие масштабные проекты вы будете выносить для публичных обсуждений и на конкурс в этом году?

Общественные слушания у нас проходят все проекты планировок. А вот масштабный конкурс "Москва-река" - это вопрос публичных дискуссий. У нас уже идут конкурсы на реконструкцию Рублево-Архангельского, конкурс на концепцию реконструкции завода "Серп и Молот", конкурс на реконструкцию "Бассейна Лужники". Это все заметные большие конкурсы.

На какой стадии сейчас реконструкция Большой спортивной арены "Лужники"?

Ситуация с реконструкцией Лужников абсолютно понятна. Риска уничтожения объекта не существует в результате успешных переговоров с ФИФА, а концепция реконструкции согласована и не предусматривает чего-то, что бы вызвало общественную тревогу. Вопрос проведения на нем соревнований по легкой атлетике по поручению мэра там решен довольно мягко: стадион будет предусматривать проведение соревнований по этой дисциплине по временной схеме. Если соревнования потребуют большого количества зрителей, что бывает нечасто, то там можно будет смонтировать легкоатлетическое ядро.

Какие у властей Москвы сегодня планы по развитию территории Болотного острова. Ранее там хотели построить парламентский центр, но сегодня комплексная застройка исключена. Что ждет эту территорию?

Сегодня разработаны режимы, регламенты и объемы застройки острова. В целом структура застройки выглядит не вызывающе. Это будет щадящий режим, согласованный с историческим контекстом. Вопрос функционального наполнения сейчас мне сложно комментировать, но можно быть спокойным - там не появятся что-то неуместное.

До международной выставки по недвижимости MIPIM остается ровно месяц. Какие проекты вы планируете представить на выставке?

В этом году как и в прошлом город презентует два павильона, один из которых будет посвящен инвестпроектам, а другой теории градостроительства Москвы. Если в прошлом году тема второго павильона была посвящена конкурсу на концепцию развития агломерации, то в этот раз мы взяли тему комфорта городской среды. Объектом внимания на выставке станут пешеходные зоны, общественное пространство, благоустройство в центре города, комфорт и удовольствие от общения с городской инфраструктурой. Там будут представлены некоторые архитектурные конкурсы. Кроме того на выставке мы планируем провести сессию по спортивным объектам, включая "Лужники" и территорию бывшего завода "ЗИЛ". Особое внимание будет уделено транспортно-пересадочным узлам как новым возможностям для инвестиций. Этому вопросу будет посвящен отдельный круглый стол, где мы обсудим международный опыт создания транспортных хабов, актуальные проекты создания ТПУ в Москве, коммерческие схемы реализации проектов и многое другое. Программа выставки еще не утверждена на правительстве, но темы мы предлагаем такие: "Практика международных архитектурных конкурсов как механизм повышения качества развития городских пространств", "Инвестиции в развитие объектов культуры и спорта" (с акцентом на Чемпионат Мира по футболу), "Инвестиции в комплексное развитие больших территорий", "Международные инвестиции в московскую недвижимость".

В прошлом году большое внимание уделялось пешеходным зонам. Заметны усилия властей сделать город комфортным для хождения пешком. Вместе с тем появилась и критика. Например, автомобилисты критикуют власти за то, что у города при реконструкции Крымской набережной отняли важную автомобильную связку. Говорили, что у властей есть планы сделать пешеходным и Москворецкий мост.

Да, улицы делаются пешеходными, расширяются тротуары. А что касается Москворецкого моста, то в концепции развития территории Зарядья была идея сделать его пешеходным только лишь наполовину. Надо понимать, что все города, успешные с точки зрения транспорта, шли по этому пути. И это нормально. Безусловно, люди поначалу будут недовольны. Например, мэр Боготы Энрике Пеньялоса рассказывал, что, когда он вводил жесткие ограничения для личного транспорта в пользу общественного, он был самым непопулярным мэром за всю историю города, и его рейтинг падал как никогда. В итоге, когда люди привыкли и начали пользоваться общественным транспортом, он, наоборот, стал самым популярным мэром, и его рейтинг поднялся с начала. Любые изменения, к сожалению, люди, как правило, воспринимают в штыки.

В штыки сегодня многие автомобилисты воспринимают введение платных парковок и расширение зоны платной парковки до Третьего транспортного кольца.

Я считаю, что введение платной парковки совершенно необходимо для Москвы, и я убежден, что чем дальше тем больше людей будут с этим соглашаться. Конечно, это ведет к увеличению стоимости пользования частным автомобилем в городе, и это нормальная практика. За пользование городской землей приходится платить. В конце концов, это некое перераспределение. Если машина позволяет человеку быть более успешным, больше зарабатывать, то он этой успешностью может делиться с городом. Если нет - пользуйся общественным транспортом. Я являюсь сторонником платной парковки и считаю, что это абсолютно правильное нововведение.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.