ENG
 
Электронные СМИ
от 26 Ноября 2013
 

Архитекторы выступили за обмен культурами

26 Ноября 2013

Москва - город, где уместна любая архитектура, но иностранные зодчие должны относиться с уважением к существующему контексту. К такому выводы пришли эксперты, принявшие участие в дискуссии “Что иностранные архитекторы могут привнести в контекст Москвы сегодня?”.

Впрочем, прозвучало и мнение, что в Москве вообще нет контекста: российская столица мозаичный, эклектичный город, поэтому архитекторам следует рассматривать контекст территории, прилегающей к их проекту, а не города в целом.

Примеров смелых и ярких проектов, разработанных иностранными архитекторами, но так и не реализованных в Москве, немало - необычные модернистские объекты вступали в противоречие со сложившейся застройкой. “Существует теория, как надо вписывать новые здания в контекст: надо уважать масштаб, размер, пропорции, ритм, строительный материал, свет, и, наконец, размер окон. Если не попасть в размер окон, будет взорвана вся улица”, - объясняет историк архитектуры Наталья Душкина.

Как раз об этом - о культуре работы с пропорцией окна к стене, культуре наполнения первых этажей зданий, культуре работы с фронтом улицы - по ходу дискуссии много рассуждал декан Йельской школы архитектуры Роберт Стерн. Его архитектурный стиль характеризует преемственность традиций. Журнал Vanity Fair называет Стерна “звездой традиционализма”, а сам архитектор говорит о своем стиле, как о “современном классицизме”, подчеркивая значение традиций и наследия городов, в которых работает.

Роберт Стерн - основоположник “контекстного” движения, выступающего за традиционный город, и один из “пятерки” анти-модернистов, которым небезразличны как связь с историей места, так и визуальное соответствие проекта окружающим постройкам. Стерн приехал в Москву, чтобы представить свой первый проект в России – жилого комплекса Barkli Residence, идея которого основана на исторических параллелях между Москвой и Нью-Йорком. Он восторгается сталинской архитектурой. Одну из “семи сестер” - так Стерн называет знаменитые московские высотки - здание гостиницы “Украина” он вспоминал, работая над проектом жилого комплекса 15 Central Park West в Нью Йорке. “В нем теперь живут все ваши соотечественники”, - заметил он.

Со строительством первого дома американского архитектора Роберта Стерна в Москве - жилого комплекса Barkli Residence - возобновится архитектурный диалог Москвы и Нью-Йорка, начавшийся в 40-е и 50-е годы прошлого века. Работая над проектом, Стерн изучал опыт советского архитектора Вячеслава Олтаржевского. А тот, в свою очередь, в 1924-1935 гг. был командирован в США для ознакомления с современными строительными технологиями, работал на высотном строительстве в Нью-Йорке. По возвращении на родину, Олтаржевский создавал проекты сталинских высоток.

По словам Натальи Душкиной, в России нужно жить долго, чтобы понять, как можно и нужно строить, что можно привнести, что нельзя. Иностранные архитекторы, создавшие российские национальные ценности, ассимилировались, многие из них умерли в России. То, что процессы глобализации позволяют архитекторам создавать проект, даже не приезжая на место, эксперт считает неправильным. Доказательством тому может служить проект архитектора Роба Крие в центре Тбилиси, который вошел в противодействие со зданием, построенным по проекту Алексея Щусева. “Бывать на площадке, смотреть ее, проходить пешком - очень важно”, - согласен с ней главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. “Что касается работы западных архитекторов, очень точное замечание, необходимо, чтобы люди тут жили. Но мы живем в другое время, и сегодня, российские архитекторы перемещаются по миру много и свободно”, - говорит он. Сергей Кузнецов выступает за культурный обмен: “То, что у улицы должен быть фронт - она не просто транзит, а общественное пространство - это все приходит к нам из американской и европейской урбанистической культуры”. “Мы живем в глобальном мире, и мы должны быть внимательными к окружающим условиям, но иногда ты к ним более внимателен, и понимаешь их яснее, если приходишь извне”, - резюмировал Роберт Стерн.

Проектом иностранного архитектора, который не вписывается в контекст Москвы, Наталья Душкина считает розовый небоскреб Эрика ван Эгераата в Москва-Сити. “Розовый апельсин, красный куб, черный квадрат - все, что угодно можно поставить на московских улицах и лет через пятьдесят это будет восприниматься как наследие”, - такой точки зрения придерживаются многие девелоперы, по мнению Валерии Мозгановой, руководителя проекта “Недвижимость” на радио Business FM. Примеров, когда делается новое, не сочетающееся с окружающей застройкой особенно много на окраине, говорит она. Проект Barkli Residence эксперт называет “золотой серединой”. “Здесь точно нет речи об архитектурной агрессии”, - говорит она.

Архитектор Николай Лызлов считает переменчивость главной спецификой московского контекста. По его словам, московский контекст, как мощный желудок, выдерживает огромное количество исключений, всех их переваривает и адаптирует. Поэтому, считает эксперт, любое новое движение, включение в московском метаболизме не просто допустимо - оно необходимо.Архитекторы выступили за обмен культурами в рамках дискуссии за круглым столом с Робертом Стерном.

Москва - город, где уместна любая архитектура, но иностранные зодчие должны относиться с уважением к существующему контексту. К такому выводы пришли эксперты, принявшие участие в дискуссии “Что иностранные архитекторы могут привнести в контекст Москвы сегодня?”. Впрочем, прозвучало и мнение, что в Москве вообще нет контекста: российская столица мозаичный, эклектичный город, поэтому архитекторам следует рассматривать контекст территории, прилегающей к их проекту, а не города в целом. Примеров смелых и ярких проектов, разработанных иностранными архитекторами,  но так и не реализованных в Москве, немало - необычные модернистские объекты вступали в противоречие со сложившейся застройкой.  “Существует теория, как надо вписывать новые здания в контекст: надо уважать масштаб, размер, пропорции, ритм, строительный материал, свет, и, наконец, размер окон. Если не попасть в размер окон, будет взорвана вся улица”, - объясняет историк архитектуры Наталья Душкина. Как раз об этом - о культуре работы с пропорцией окна к стене, культуре наполнения первых этажей зданий, культуре работы с фронтом улицы - по ходу дискуссии много рассуждал декан Йельской школы архитектуры Роберт Стерн. Его архитектурный стиль характеризует преемственность традиций. Журнал Vanity Fair называет Стерна “звездой традиционализма”, а сам архитектор говорит о своем стиле, как о “современном классицизме”, подчеркивая значение традиций и наследия городов, в которых работает. Роберт Стерн - основоположник “контекстного” движения, выступающего за традиционный город, и один из “пятерки” анти-модернистов, которым небезразличны как связь с историей места, так и визуальное соответствие проекта окружающим постройкам.

Стерн приехал в Москву, чтобы представить свой первый проект в России – жилого комплекса Barkli Residence, идея которого основана на исторических параллелях между Москвой и Нью-Йорком. Он восторгается сталинской архитектурой. Одну из “семи сестер” - так Стерн называет знаменитые московские высотки - здание гостиницы “Украина” он вспоминал, работая над проектом жилого комплекса 15 Central Park West в Нью Йорке. “В нем теперь живут все ваши соотечественники”, - заметил он. Со строительством первого дома американского архитектора Роберта Стерна в Москве - жилого комплекса Barkli Residence - возобновится архитектурный диалог Москвы и Нью-Йорка, начавшийся в 40-е и 50-е годы прошлого века.  Работая над проектом, Стерн изучал опыт советского архитектора Вячеслава Олтаржевского. А тот, в свою очередь, в 1924-1935 гг. был командирован в США для ознакомления с современными строительными технологиями, работал на высотном строительстве в Нью-Йорке.  По возвращении на родину, Олтаржевский создавал проекты сталинских высоток.

По словам Натальи Душкиной, в России нужно жить долго, чтобы понять, как можно и нужно строить, что можно привнести, что нельзя. Иностранные архитекторы, создавшие российские национальные ценности, ассимилировались, многие из них умерли в России. То, что процессы глобализации позволяют архитекторам создавать проект, даже не приезжая на место, эксперт считает неправильным. Доказательством тому может служить проект архитектора Роба Крие в центре Тбилиси, который вошел в противодействие со зданием, построенным по проекту Алексея Щусева. “Бывать на площадке, смотреть ее, проходить пешком - очень важно”, - согласен с ней  главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.  

“Что касается работы западных архитекторов, очень точное замечание, необходимо, чтобы люди тут жили. Но мы живем в другое время, и сегодня, российские архитекторы перемещаются по миру много и свободно”, - говорит он. Сергей Кузнецов выступает за культурный обмен: “То, что у улицы должен быть фронт - она не просто транзит, а общественное пространство - это все приходит к нам из американской и европейской урбанистической культуры”. “Мы живем в глобальном мире, и мы должны быть внимательными к окружающим условиям, но иногда ты к ним более внимателен, и понимаешь их яснее, если приходишь извне”, - резюмировал Роберт Стерн.

Проектом иностранного архитектора, который не вписывается в контекст Москвы, Наталья Душкина считает розовый небоскреб Эрика ван Эгераата в Москва-Сити. “Розовый апельсин, красный куб, черный квадрат - все, что угодно можно поставить на московских улицах и лет через пятьдесят это будет восприниматься как наследие”, - такой точки зрения придерживаются многие девелоперы, по мнению Валерии Мозгановой, руководителя проекта “Недвижимость” на радио Business FM. Примеров, когда делается новое, не сочетающееся с окружающей застройкой особенно много на окраине, говорит она. Проект Barkli Residence эксперт называет “золотой серединой”. “Здесь точно нет речи об архитектурной агрессии”, - говорит она.

Архитектор Николай Лызлов считает переменчивость главной спецификой московского контекста. По его словам, московский контекст, как мощный желудок, выдерживает огромное количество исключений, всех их переваривает и адаптирует. Поэтому, считает эксперт, любое новое движение, включение в московском метаболизме не просто допустимо - оно необходимо.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.