Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.
Здесь вам курорт: как сегодня развиваются масштабные гостиничные комплексы
С 2020 года в России приступили к строительству сотен тысяч квадратных метров новых отелей, появление которых будет способствовать развитию внутреннего туризма. Одним из наиболее сложных и масштабных форматов для развития стали курортные комплексы: большие территории на десятки гектаров, которые должны предложить гостям не только проживание, но и полноценный разнообразный отдых, веллнесс и досуг в любой сезон.
Руководитель отдела проектирования объектов гостеприимства BLANK Георгий Гуласарян в авторской колонке рассказал о том, как архитекторы подходят к мастер-планам и архитектуре крупных курортных проектов, какой функционал закладывается в этот новый для России формат, где могут появляться новые перспективные комплексы и как их создание перекликается с мировой практикой.
С чего начинается курорт
Основная задача любого курорта, как в России, так и в мировой практике - подарить гостю незабываемый отдых и сформировать от него такое впечатление, которое захочется повторить не раз. Дать возможность «перезагрузится» от повседневной рутины и предложить полноценную заботу о комфорте для каждого отдыхающего.
Форматов существует довольно много: от самых распространенных прибрежных и горнолыжных до пока эксклюзивных эко-курортов, бальнеологических и других. Каждый такой проект уникален, поскольку во многом отталкивается в своей концепции от окружения и локации. Идеальных мест для создания курорта, по нашей практике, не бывает: на каждом из участков встречаются свои нюансы, которые требуют от архитекторов и девелопера большего внимания. Например, работая над созданием комплекса в поселке Агой, мы как архитекторы и девелопер должны были учитывать скалистую местность, накладывающую свой отпечаток на возможность «посадки» корпусов для максимального раскрытия видов.
Важнейшими факторами при выборе локации выступают ее доступность, идентичность, экологичность и видовые характеристики. Стоит отметить, что без фактора транспортной доступности сформировать привлекательный отель будет невозможно даже на самом интересном и впечатляющем участке. Поэтому значительная доля затрат в развитии курортной инфраструктуры ложится на региональные власти: от них застройщики ожидают помощи в строительстве дорог или субсидий на развитие транспорта. Второй аспект, который необходим для успешного обеспечения объекта всем необходимым, это инженерная составляющая. Прокладка коммуникаций является достаточно дорогостоящим и трудозатратным процессом, требует проработки санитарно-защитных зон, поэтому вопросами подключения курорта и создания новых сетей для туристических кластеров занимается застройщик в тесном контакте с местными властями. Сейчас подобную поддержку, например, оказывает государство в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
И только после решения всех этих вопросов можно начинать задумываться о функционале и архитектуре курортных комплексов. Отсутствие продуманности в вопросах дорог и коммуникаций – один из факторов, который уже негативно повлиял на развитие многих проектов глэмпинга и загородных отелей, которые при всей своей концептуальности терпят убытки из-за низкой транспортной доступности в зимний сезон и перебоев с подачей ресурсов.
Правила курортного тона
От обычных отелей в живописных локациях курорт отличается прежде всего функционалом: не каждая гостиница у моря или в горах может считаться курортом, как бы того ни хотелось владельцам. Качественные и продуманные объекты отличает разнообразие форматов для отдыха: гостиничные номера, апартаменты с кухнями, частные виллы. Также немаловажную роль играет инфраструктура: комплексы занимают десятки гектаров, где должны располагаться бассейн (лучше всего – всесезонный с зоной выплыва), спортивные площадки, пешеходные и велосипедные дорожки на территории, а также детские игровые комплексы, банные и SPA-центры. Уже к этой основе присоединяются различные «фишки»: например, рестораны высокой кухни с разными меню a la carte в дополнение к шведскому столу. Также это может быть санаторная зона с возможностью получения персонализированного набора процедур под наблюдением врача. Или, если речь идет о термальных и бальнеологических курортах – разнообразные водные объекты на территории.
Для комплексов в районах горнолыжных трасс очень важно предложить своим гостям дополнительные возможности помимо активного отдыха зимой – этот опыт уже хорошо отработан на европейских горнолыжных курортах. Например, это могут быть хайкинг-туры в летний сезон, или же продуманное SPA и детские развлечения. Такие опции помогут привлечь более широкую аудиторию, где в рамках одной компании или семьи не все участники могут разделять экстремальные увлечения.
Задача архитекторов – грамотно собрать все эти опции воедино, сохранив контакт человека с природой и окружением за счет ландшафта и видов. Так, для отеля 4* в Магадане мы уже на этапе строительства проработали портрет потенциальной аудитории, включив в него не только деловых туристов (и, соответственно, предусмотрев инфраструктуру для конференций в гостинице), но и потенциальных желающих отдохнуть на местных склонах, которые сейчас находятся в стадии своего развития. На курорте «Лучи» в Джемете в районе Анапы бюро BLANK тщательно продумало дополнительные опции для отдыха на территории в том числе вне летнего сезона. В их числе – «Сад скульптур» с регулярно обновляемой экспозицией и концертная площадка до 2500 человек. А в отеле «Майский» в районе Туапсе мы учли наличие на территории редких пород деревьев и кустарников и предложили включить в состав ландшафта дендропарк, сохранив таким образом аутентичность места и добавив ценности территории для гостей. Появляясь рядом с заповедными, нетронутыми местами с богатой природой, курорт не должен наносить удар по экологии места – напротив, важно в том числе архитектурно «встроить» его в существующий контекст.
Основы проектирования
Архитектура курортов должна основываться не только на эстетике и локации, но в первую очередь – на безопасности. Комплекс отдыха предполагает одновременное нахождение на территории очень большого количества людей, как взрослых, так и детей, поэтому под пристальным вниманием находятся нормы пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, доступность территории для маломобильных групп. Все это мы учитываем в том числе планируя ширину коридоров и лифтовых холлов, размеры и количество путей эвакуации, а также делая акцент на четко продуманной навигации. Чем больше территория объекта, тем больше альтернативных путей и маршрутов на ней можно построить, и все эти детали нужно проработать уже на этапе мастер-плана.
Задумывая архитектурный облик курорта, а именно фасады, необходимо основывать концепцию на принципах единства многообразия. Вдохновением для стиля архитектуры и цветовых решений может служить окружающая природа (горы, море, особенности растительности), а также история места. Например, для фасадов некоторых корпусов «Лучей» мы выбрали отсылки к элементам античной архитектуры, поскольку побережье Черного моря имеет прочную связь с древнегреческой культурой. При разработке морских курортов учитывается опыт традиционных направлений прибрежного отдыха – Турции, Египта, ОАЭ. В каждом регионе есть свои особенности при работе с архитектурой, но изучив отдельные проекты, можно четко проследить, насколько востребованы отели, «встроенные» в окружающий контекст, и какова судьба проектов, которые создавались без внимания к месту и без учета ландшафтных особенностей окружения. Одна из важнейших задач архитектуры курорта - максимально раскрыть потенциал местности как для номеров, так и для общественных пространств, учитывая видовые и шумовые характеристики. Поэтому расположение зданий на участке выбирается с учетом видов из окон (на море, на горы, во внутренний двор), а сама структура фасадов должна предусматривать террасы и балконы для улучшения характеристик номеров.
Нас радует положительная динамика девелоперов, которые стремятся создать качественную и достойную архитектуру курортов: это во многом упрощает процесс проектирования и позитивно влияет на результат работ. Все больше застройщиков предпочитают сотрудничать с исполнителями, которые имеют опыт проектирования полного цикла, начиная от идеи до разработки рабочей документации, авторского надзора и ввода объекта в эксплуатацию. В BLANK мы уже проработали процесс создания объектов на 360 градусов, что позволило значительно сократить сроки разработки документации, сосредоточив координацию всех процессов между департаментами в одном бюро.
Перспектива в сервисах
Важнейшая характеристика качественного и востребованного курорта – это набор сервисов, который он может предложить. Задача места – на несколько недель стать для гостей «вторым домом», поэтому на сервисах и комфорте сейчас делается заметный акцент.
Большой набор услуг требует и наличия достаточной площади для них. Например, встречи с гидами или большими группами туристов сложно проводить в лобби – для этого нужны конференц-залы, специальные комфортные комнаты, которые при этом легко найти. В отелях, специализирующихся на индивидуальном питании или процедурах для гостей, требуется предусмотреть большую площадь номеров, где гости смогут оздоравливаться в спокойной обстановке или принимать пищу в удобное для них время. Если отель делает акцент на комфорте пляжного отдыха, гостям должна быть доступна возможность заказа блюд с учетом разумного срока ожидания: значит, нужно предусмотреть на пляжах рестораны с возможностью организации кухни и т.д. Российский турист из крупных городов уже успел получить опыт отдыха за границей, и в России ждет сопоставимого по уровню сервиса, который можно обеспечить только при помощи квалифицированного персонала и достаточных мощностей.
Большой потенциал к развитию туристических кластеров мы видим не только в Краснодарском крае, но и в Калининградской области, Дагестане, Бурятии, Иркутской области. Программа Минэкономразвития до 2030 года предусматривает развитие в этих регионах базовой туристической инфраструктуры. Это позволит девелоперам в дальнейшем прийти с инвестициями в локации, где уже есть наработанная база транспортной доступности.
Нельзя не отметить растущую потребность в курортах в Московской и Ленинградской областях. Сейчас мы в BLANK ведем работу над двумя гостиничными комплексами 5* в Подмосковье, ориентированными на спрос со стороны гостей из Москвы и соседних региональных центров. Преимущество транспортной доступности здесь имеет большое значение – но также в условиях отсутствия каких-то природных факторов притяжения работа с проектами в российских регионах требует максимального внимания к инфраструктуре курортов и сервисам – на чем сегодня и необходимо делать акцент, думая об архитектуре новых мест для отдыха внутри страны.