Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.
В проектировании общественных пространств идентичность важнее авторского высказывания
Надежда Чадович – о том, как превратить типовые дворы Новокосино и Гольяново в места притяжения жителей, как в работе архитектора помогают социологи и антропологи, и чем могут быть полезны знания анатомии крупного рогатого скота.
Когда мы начинаем работать над новым проектом, всегда глубоко погружаемся в контекст, и, как правило, выходим за рамки границ территории проектирования: исследуем весь город или село, иногда даже весь регион. Для нас важно не только решить задачи по ТЗ, выполнить развертки, планы, разрезы, расставить МАФы – малые архитектурные формы: лавочки, урны, детские горки, качели и т.п., а вложить в проект определенный смысл, чтобы он служил проводником некой идеи.
Наш первый крупный проект, который стал своеобразными ключом для понимания того, чем хочет заниматься dot.bureau – благоустройство около 60 Га дворов районов Новокосино и Гольяново в 2019 году. Как правило, такие работы проводятся ГБУ «Жилищник». На выделенные из бюджета деньги производится ремонт ограждений вокруг детских площадок, меняются покрытия, бордюрные камни. Это происходит достаточно точечно и хаотично. Но администрация этих районов решила, что было бы здорово получить комплексный взгляд архитекторов.
Специалисты бюро вместе с антропологами провели анализ общественных пространств на территориях районов. Смотрели, как люди ходят, что и где они делают, где больше собираются подростки, а куда приходят мамы с малышами. Выявили ряд серьезных проблем. Оказалось, что площадки во всех дворах одинаковые, нет дифференциации по возрастам, системности. Так родилась концепция: у каждого двора должна быть своя «фишка», ради которой туда могут прийти жители, например, соседнего микрорайона. Такая система разных пространств, где люди могут ходить друг к другу в гости. Спроектировали места для разных групп – маленьких детей, постарше, подростков, зоны тихого отдыха для пенсионеров или тех, кто хочет поработать на природе с ноутбуком, спортплощадки. Площади перед административными объектами, например, зданиями местных администраций или МФЦ, которые обычно представляют собой пустое пространство, предложили наполнить различными конструкциями для проведения ярмарок выходного дня. А также предусмотрели небольшие детские площадки – например, если родителям нужно зайти по делам в МФЦ, они могут оставить ребенка поиграть на улице под присмотром одного взрослого.
Пока проект не реализовался в полном объеме, но некоторые идеи администрации взяли на заметку. Для бюро это был бесценный опыт, потому что мы работали с очень большой территорией, где пригодился и был отточен метод анализа.
Как найти лицо региона
Мы много работаем с региональными объектами, от Калининграда до Сахалина. И основная «боль» везде одна – проблема идентичности. Российские города застраивались комплексно, во многом была потеряна историческая индивидуальность. Когда мы общаемся с жителями, многие говорят, что не ощущают связи с местом, где они живут. И все объекты, которые появляются по программам «Комфортная городская среда», «Комфортное жилье» и т.д, не отражают идентичности района, региона, они типовые, независимо от точки, где появляются. Мы хотим избежать этого в своих проектах. Для нас это даже важнее, чем авторский голос и стиль.
Работа над проектом начинается с двух видов исследований – выездных, когда специалисты едут на место, делают фото, какие-то заметки, и кабинетных, когда мы ищем информацию о городе, селе или регионе в открытых источниках, причем, не только и не столько в официальных. Это может быть блог местного краеведа, неформальная организация активистов – любителей истории своего края и т.д.
Также вместе с командой социологов или антропологов мы проводим интервью. Часто люди рассказывают о том, что невозможно найти в открытых источниках, например, свои личные, семейные истории, связанные с местом, где они живут.
Четкой методологии поиска нет. Ищем во всех возможных источниках, потом из огромного количества информации вычленяем повторяющиеся паттерны и пытаемся вывести ключевые тезисы, которые характеризуют то место, которое мы проектируем.
Иногда исследование занимает одну треть времени всего проекта или даже половину, если сроки позволяют. Признаюсь, часто бывает сложно себя остановить, перестать искать и перейти к обработке данных.
Несуществующая мельница и путь коровы
Самая распространенная проблема – это определенный страх чего-то нового. Когда заказ дает администрация какого-то населенного пункта, зачастую, чиновники хотят одновременно, чтобы проект был оригинальным, но при этом, уже где-то реализованным, причем, не девелопером, а именно муниципалитетом, за государственные деньги. Это как бы гарантия качества, того, что средства не будут потрачены впустую. Бывает, что заказчик боится, что придет недобросовестный подрядчик, и испортит проект на этапе стройки, например, возьмет некачественные материалы. Такое отношение сильно тормозит креативные и инновационные решения.
Бывает, что у администрации и жителей разнится понимание концепции нового объекта. Так, во время работы над проектом благоустройства вокруг усадьбы и музея Пушкина в селе Большое Болдино, была сложная ситуация, потому что благоустройство получилось городское, жители были не очень довольны, считали, что они теряют идентичность села. А наш проект, который продолжал территорию, как бы уводил жителей, туристов от центральной части к более природной, где располагаются пруды и основная зона рекреации. Жители очень хотели, чтобы там было более-менее стандартное благоустройство в виде игровых зон, зон отдыха, но при этом, сохранилась идентичность села – не было большого количества плитки, каких-то модных форм и т.д.
При этом у администрации был другой взгляд. Она хотела сделать там музей крестьянского подворья, с репликами исторических построек и даже мельницей, которой, на самом деле, там никогда не было. И мы попытались найти компромисс. Предложили объекты с элементами идентичности, но по которым видно, что они новые. Потому что мы считаем, что апеллировать к истории, идентичность сохранять важно, но новое должно быть новым, а старое – старым, иначе получается такой лубочный «новодел».
Мы предложили повторить те сюжеты из жизни крестьян, которые там могли быть, рассказать про кустарное мастерство, про плетение лаптей, поставить самовары, устраивать чаепития, сделать разные мастерские, амбар, в котором будут стоять сани, на которые можно залезть. То есть сохранить атмосферу, но не делать полную копию крестьянского подворья. Мы хотели учесть и запросы жителей, которые хотели бы видеть там базовое функциональное благоустройство. Потому что оказалось, что в селе нет ни одного благоустроенного парка, природной рекреационной территории, на это был большой запрос. А тема с подворьем больше ориентирована на гостей, которые приезжают посмотреть пушкинскую усадьбу и могут вдобавок увидеть, как жили крестьяне.
Это был сложный проект с точки зрения большого количества разных запросов, но нам удалось прийти к компромиссу.
Периодически бывают проблемы локального характера. Например, при проектировании благоустройства городской площади в чувашском Цивильске, оказалось, что большое количество деревьев там облюбовали грачи, которых активно подкармливают жители. Пришлось предусмотреть на территории красочные плакаты, призывающие горожан кормить птиц в строго определенных местах.
А в городе Нязепетровск Челябинской области мы столкнулись с совсем экзотической ситуацией. В маленьком городке по дорогам, как собаки, свободно гуляют коровы, к этому все привыкли, однако проблема в том, что эти животные используют в пищу всю растительность вокруг. А значит, точно так же съедят и все озеленение, которым мы планируем украсить зону отдыха горожан. Обносить ее сплошным забором не хотелось, поэтому, посоветовавшись со специалистами, мы нашли оригинальное решение. Оказывается, двигательный аппарат коровы устроен так, что она не может ходить по ступенькам и преодолевать сложные препятствия. Поэтому все подходы к парку были сделаны ступенчатыми, а, чтобы сохранить доступную среду для маломобильных людей, в некоторых местах запланировали зигзагообразные проходы, которые животному тоже сложно пройти.
Как соединить индастриал с курортом
Наиболее необычные решения, даже для нас, удалось реализовать при проектировании набережной в городе Чайковский Пермского края. Обычно мы стараемся делать минималистичные решения, здесь же получились яркие формы, цвета. Набережная уже существовала, в наши задачи входило благоустройство отдельных зон. Помимо функциональных, практических вещей, которые были основаны на запросах жителей, когда мы придумывали дизайн павильонов, которые должны появиться на набережной, то обнаружили, что в Чайковском, жесткий индустриальный пейзаж сочетается с лиричными, романтическими природными мотивами, потому что город окружен с трех сторон водой. И это нас очень вдохновило. Мы решили, что павильоны как раз должны отражать этот контраст. Так у павильонов появился геометричный каркас и разные формы, которые его наполняют. Основные цвета – голубой и оранжевый, потому что в городе мы нашли очень много сочетаний этих цветов – и в живописи местных художников, и в оформлении самого города, в фирменном стиле. Жители наши идеи очень тепло приняли, мы получали много положительных отзывов, и еще около года были на связи с инициативной группой местных активистов, которые рассказывали, как развивается наш проект.