ENG
 
Все мнения

Световое мастер-планирование

Александра Ушакова
Александра Ушаковаруководитель, партнер UNK lighting
 
Дизайн-код световой среды — это удобный инструмент, способный организовать эстетически привлекательную и комфортную городскую среду

В настоящее время уже более 50% человечества проживает в городах, и эта цифра с каждым днем все возрастает, а сами города расширяются и уплотняются. Они, подобно живым организмам, постоянно адаптируются и изменяются под новые потребности жителей. Несмотря на общие мировые тенденции, города находятся в разных климатических зонах, различаются экономическими и экологическими ситуациями, культурой и историей, что обязывает искать индивидуальный подход к проектированию и планированию.

Высокий темп развития технологий в цифровую эпоху чрезвычайно ускорил социотехнологические трансформации, следствием чего стало резкое сужение горизонтов планирования. Одним из сегментов социальной жизни, претерпевающих радикальные изменения, становится город. Для специалистов, занимающихся проектированием освещения городской среды, сейчас наиболее важны нестандартные, инновационные решения, отвечающие происходящим сегодня переменам.

Преобразование городского освещения началось в конце 19-го начале 20-го века, когда произошел переход от газовых фонарей к электричеству. Тогда же стали появляться первые случаи использования освещения в декоративных и рекламных целях. Искусственное освещение использовалось для привлечения внимания покупателей. При появлении на рынке светодиодных светильников появилось многообразие приборов с разной оптикой и назначением, что позволило решить огромное количество задач, однако также привело к перенасыщенности рынка и световому загрязнению в городах.

В городской среде на данный момент типология освещения широкая: от уличного и архитектурного до навигационного и световых инсталляций. Освещение также можно разделить по типу применяемых приемов, таких как функциональное, декоративное, динамическое, интерактивное, проекционное. Светильники могут использоваться даже в роли элементов архитектуры.

С учетом культурных и климатических особенностей мировое сообщество сформировало разные подходы в освещении городских пространств. Из них можно выделить в качестве наиболее различающиеся три направления: Америка (США), Европа (страны ЕС) и Азия (Китай).

В США преобладает статичная подсветка в единой цветовой температуре, с акцентами на верхние и первые этажи зданий, подкрепленная ярким и насыщенным по цвету освещением вывесок и рекламы. Благодаря следованию строгому световому дизайн-коду уличное освещение выполняет свою функциональную задачу, а светильники одного типа можно увидеть в разных штатах страны.

Европейцы сделали упор на разнообразие декоративной подсветки ландшафта и благоустройства. Они ярко освещают площади, расставляют световые акценты на открытые галереи и первые этажи. В парках и зонах отдыха часто используют «низкий свет» и декоративные грунтовые светильники. Фасады верхних этажей освещают только если они являются непосредственными доминантами или историческими памятниками архитектуры. Индивидуальность городам придают световые инсталляции и проекции. Европейские города известны своим стремлением к экологичности и энергоэффективности, поэтому там широко применяются системы управления освещением, устанавливаются smart-опоры и используется энергосберегающее оборудование.

В Азии популярностью пользуется яркое и цветное архитектурное освещение, дополняемое рекламными габаритными медиафасадами. Ландшафт, здания и объекты инфраструктуры насыщены функциональной и декоративной подсветкой. Также активно применяется динамическое освещение и световые сценарии.

На смену хаотичному «лоскутному» проектированию в 21-м веке пришло световое мастер-планирование и дизайн-код. Дизайн-код световой среды — это удобный инструмент, способный организовать эстетически привлекательную и комфортную городскую среду. В этом документе прописываются правила использования и применения осветительных приборов в рамках города. Рекомендации касаются различных типов освещения: архитектурного, функционального, ландшафтного, праздничного, рекламного и навигационного.

Например, Доктор Каролина М Зелинска-Дабковска во второй главе книги «Urban Lighting for people» пишет о двух обязательных частях, составляющих мастер-планирование: технической и креативной, где технический раздел устанавливает нормы и критерии освещения, дополненные различными техническими рекомендациями, включая цели на развитие в будущем, а креативный — структуру с определенным набором гибких правил, способных подстроиться под отдельные объекты (здания, маршруты, площади и т. д.), объединяющий освещение в общую систему, гармонирующую с концепцией городской среды и ландшафта. Каролина М Зелинска-Дабковска приводит в качестве примера известный проект освещения Центрального общественного пространства Кингс-Кросс, разработанный компанией Speirs Major.

Разработка дизайн-кода начинается с обширного исследования участка проектирования. Важно детально изучить, понять и прочувствовать среду, историю места, сложившуюся архитектуру и особенности ландшафта местности. Световая среда всегда должна формироваться с учетом контекста, культурных и мировоззренческих особенностей. Только в этом случае предлагаемые решения будут органичны.

После тщательного сбора информации для светового мастер-плана городской среды разрабатывается комплексная многоуровневая концепция освещения с различным по типологии оборудованием, происходит зонирование, формируется четкая иерархия, определяется основной световой силуэт и доминанты. Проект освещения включается в общую систему управления с вариативностью сценариев, также соблюдаются паттерны и осуществляется контроль взаимодействия концепции с окружением.

Дизайн-код должен содержать в себе все приемы и типы освещения, которые могут повлиять на создаваемое пространство. В том числе оценивается и учитывается существующее или проектируемое интерьерное освещение, реклама и система навигации.

Все вышеперечисленные методы направлены на то, чтобы восприятие всех зон было единым и предотвратить разрозненность городского освещения. Однако, важно помнить, что концепция должна отражать сложность и многоплановость городской среды. Гибкость и индивидуальность решений, связанных в общую идею дизайн-кода, позволяют раскрыть глубину и характер города в любых масштабах.

Мастер-планирование световой среды применяется сейчас по всему миру, как в быстрорастущих городах Катара и Южной Кореи (к примеру, Лусаил и Сонгдо), так и при переосмыслении европейских городских пространств (Брадфорд, Лондон и т.д.). В России также запрос на комплексное проектирование освещения становится все более актуальным, и в нашем профессиональном опыте совместно с архитекторами и ландшафтными дизайнерами экосистемы UNK уже есть примеры таких проектов. ЖК «Остров» представляет собой комплексную застройку на территории площадью 40 Га. Основная идея проекта заключалась в создании многообразной световой среды, объединенной, общей узнаваемой концепцией. Для проекта была разработана обширная модель световых критериев, связанных с безопасностью, комфортом, экономической рентабельностью, пользовательским интересом и новыми формами в области энергоэффективности.

Еще один пример подобных проектов UNK lighting — Теннисный клуб «Спартак» в Калининграде. Он трансформировался в зону активного массового отдыха «О-4», чтобы стать единственной точкой на карте Калининграде с таким назначением. Для территории спортивного комплекса было разработано единое комплексное световое решение, включающее спортивное, ландшафтное и архитектурное. Благодаря такому подходу нам удалось добиться эффекта целостности визуального восприятия спортивного комплекса в темное время суток благодаря взаимоподдержке световых решений разных зон, а также спроектированным энергоэффективным решениям.

поделитесь c друзьями:
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.