Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.
Проект NEXT 2024
Спецпроект выставки АРХ МОСКВА – архитектурная премия, посвященная творчеству нового поколения талантливых российских архитекторов. Впервые в своей истории выбор участников проходит на конкурсной основе, также введен денежный приз от генерального партнера, компании АРХИТАЙЛ – 500 000 рублей. Куратором спецпроекта выступает архитектурное бюро p.m. (personal message) и его основатель Пабло Джонаттан Пухно Бермео. Команда стала одним из финалистов NEXT 2022. Также партнерское участие в проекте примут ООО ГК «ДИАТ» и Группа Компаний MARKS GROUP.
Время больших перемен
Я в шутку говорю о том, что хочу сделать из NEXT российского «Притцкера» для молодых архитекторов. Для себя и нашей команды я поставил цель сделать этот проект одним из самых значимых событий года, поэтому мы предприняли ряд глобальных изменений. Самое масштабное из них – отбор заявок на участие в премии не через куратора, а с помощью всероссийского открытого конкурса. То есть не я провожу отбор, а есть понятные технические критерии.
«Вес» награды складывается из множества аспектов, и на мой взгляд, самое важное – это прозрачность и беспристрастность процесса от начала и до конца. У нас появился сайт, где со временем появятся все конкурсные заявки, чтобы все видели, кто подавался, что происходит. Также там указаны члены жюри для очного и заочного этапов отбора. Максимальная открытость создает другое отношение к премии. Раньше это было не слишком очевидно, например, когда я сам участвовал в конкурсе, я вообще не понимал, что происходит: почему заявку одобрили, как выбрали победителя и так далее. С непрозрачной системой надо бороться.
Критерии отбора заявок были максимально понятными. Бюро с момента основания должно быть менее 10 лет, портфолио и прочие документы подавались в обезличенном виде. Если человек закидывал что-то с логотипом компании, то он автоматически не проходил. Задачка на внимательность. Также мы попросили разместить в портфолио один неудачный опыт и описать его. «Успешный успех» уже немножко надоел всем, и на самом деле многие команды раскрываются, когда смотришь на их боли и проблемы, именно там начинается интересный процесс познания. Кроме того, требовалось описание манифеста самой команды, что они такое, как себя видят, и почему они next – следующее поколение, которая наступает на пятки мэтрам. И последний важный критерий – это идея, как бюро отвечают на манифест куратора в выставочном пространстве.
Дальше началась работа 10 членов жюри, которые отсматривали отдельно портфолио, отдельно манифест и отдельно идею, и ставили баллы. Очень честный, прозрачный процесс, без имен и эмоций. Я не боялся, что кто-то проголосует за «своего», но это чисто человеческий фактор: когда ты знаешь бюро, у тебя есть с ним контакт, возникают личностные взаимоотношения.
На очном отборе, когда ребята уже сделают свои стенды и у них будет режим выступлений, на защиту проектов приедут 10 человек со всей России. Жюри больше не «московское», как это было раньше. Да, будет пласт важных с точки зрения индустрии столичных специалистов, главы компаний, ГАПы, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов возглавляет очное и заочное жюри, но мы также хотим привезти людей со всей России, чтобы премия росла в масштабе, расширяла свою географию.
Не только для участников, но и для жюри предусмотрены жесткие требования: они должны будут посмотреть все стенды, присутствовать на всех защитах.
Есть и другие новшества. В этом году у NEXT появился свой фирменный стиль. Хотелось создать сильный бренд, который станет узнаваемым и независимым. Тут мы подошли как истинные архитекторы-продуктологи: «упаковали» красиво и со смыслом, выстроили понятную систему, начали вести соцсети проекта. В этом подходе заложены и наши ценности как бюро.
Кроме того, мы считаем, что любая работа должна оплачиваться. В этом году мы нашли мецената, который помогает развивать премию и обеспечит премии денежное вознаграждение в размере 500 тысяч рублей. Наш генеральный партнер – это компания «АРХИТАЙЛ». У нас были внутренние споры относительно того, насколько денежная история – это про архитектуру, про ценности и все такое, но мы не должны забывать о том, что архитектура – это бизнес. Я считаю, что для молодого бюро, которое работает меньше 10 лет, такая сумма очень значимая.
Планы на будущее
В ближайшие полгода у нас будет несколько оффлайн-встреч с несколькими участниками конкурса, коллаборации с другими институтами, мы будем активно пиарить всех финалистов, у нас под это тоже есть отдельный бюджет. Задача куратора – подсветить всех, показать, почему эти десять молодых бюро на сегодняшний момент лучшие. Вы должны все о них знать.
В след году у победителя будет возможность сделать бесплатно стенд, но до этого момента о нем не должны забывать. Мы хотим, чтобы из концепции «победил, через год увидимся» мы перешли в парадигму «победил, и весь год за тобой пристально следят». Как ты развиваешься, что тебе дало участие в проекте? Мы не отпускаем эту историю, а показываем, как Премия NEXT действительно влияет на судьбы людей.
ПОЛЬЗА для всех
Каждый куратор по-своему раскрывает основную тему. Если мы возьмем книгу Витрувия и прочитаем, что такое польза, то там речь идет сугубо про эргономику – куда и что поставить, как располагаются комнаты относительно сторон света, освещения и так далее. В современном мире эти критерии – эфемерная история, которая в архитектуре уже давно должна была уйти, ее надо заменить чем-то другим. Мы предложили участникам поразмышлять над этим. Такая рефлексия на тему, немножко провокационная, но ведь NEXT – это время молодых, хочется немножко раскачать старые устои.
В январе пройдет первая встреча, на которой мы более подробно раскроем кураторский манифест, расскажем, что ждет ребят в течение ближайших четырех месяцев, и что будет в итоге на «АРХ Москве». Такие встречи-знакомства необходимы, таким образом создается крепкое комьюнити. Ведь главное – это здоровое конкурентное поле, где все друг с другом общаются, понимают, что происходит в отрасли и так далее, это супер важно.
Мы понимаем, что за год мы не сделаем Премию NEXT всемирно известной, но что мы точно можем – это сделать мощный рывок в эту сторону и потом стремиться сделать из этого небольшого спецпроекта «АРХ Москвы» отдельно взятую значимую награду. Хотелось бы, чтобы в будущем это была отдельная структура, которая живет своей жизнью, имеет репутацию, вес, бенефициаров, которые ее поддерживают.
САЙТ ПРОЕКТА
ТГ-КАНАЛ