ENG
 
Все мнения

Архитекторы — о ценных качествах материалов

Опыт архитекторов
Опыт архитекторовЮлий Борисов, Артём Морозов, Олег Шапиро
 
Любимые материалы архитекторов: стекло, бетон, дерево

Стекло

Юлий Борисов, архитектор, руководитель UNK

«Развитие современных технологий и материалов дает архитекторам большую свободу в создании уникальных зданий. Стекло — один из материалов, которые UNK часто использует в проектировании, чтобы визуально облегчить силуэт здания или „выпустить“ события, которые происходят внутри здания, во вне.

Павильон „Атом“, который сейчас строится на территории ВДНХ — это очень сложный с конструктивной точки зрения объект. Парящий потолок и две стены здания образует консоль с максимальным влетом в 55 метров, еще две стены — 12-метровые самонесущие стеклянные фасады. Благодаря безрамной конструкции стеклянная „витрина“ фойе стирает границу между зданием и улицей, позволяя создать „теплую городскую гостиную“ и привлечь больше посетителей, которые затем приобщаются к информационной среде павильона.

В Международном центре самбо и бокса в Лужниках мы использовали современные витражные конструкции, которые обеспечивают надежную теплоизоляцию помещений, при этом раскрывая во вне внутренние пространства тренировочных залов и позволяя прохожим наблюдать за тренировками спортсменов. Такой эффект стал возможен благодаря „спортивному перископу“ — зеркальной конструкции внутри залов. Со стороны ТТК здание минимально вторгается в городскую ткань, так как рядом расположен Новодевичий монастырь, и для нас было важно, чтобы Центр единоборств не конфликтовал с памятником ЮНЕСКО. На фасаде вместе со стеклом использовали алюминиевые ламели. По задумке UNK architects Международный центр должен взаимодействовать с городом и поддерживать интерес жителей к теме спорта».

 

 

Стеклофибробетон 

Последние 20 лет стеклофибробетон активно производится в России для реализации проектов общественных пространств и жилых комплексов премиум-сегмента. В Москве СФБ используют для облицовки муниципальных объектов —  поликлиник и станций метро. 

Артём Морозов, генеральный директор ГК «Морозофф», эксперт в области фасадных решений из стеклофибробетона:

«Архитектурные фасады из стеклофибробетона приобрели свою популярность как за разумное соотношение цена-качество, так и за эстетику. Материал может повторять фактуру и рисунок натурального камня и не требует высоких расходов на содержание. Материал позволяет создавать архитектуру в любом стиле от классики до хайтека благодаря способности принимать любык формы. К особым техническим характеристикам стоит отнести его легкость, негорючесть, надежность и ремонтопригодность. К тому же, очевидны преимущества СФБ и в условиях импортозамещения: существуют локальные производства материала, а стоимость остается стабильной.

В своих проектах мы работаем со сложной геометрией и объемными деталями. Например, сейчас в центре Москвы идет строительство нового образовательного учреждения, для которого наша компания будет производить фасады, один элемент будет достигать 15 кв.м — колоссальный размер детали.

Материал позволяет работать очень быстро и в плане производства и в плане монтажа. В самый разгар пандемии мы делали фасады для музейного комплекса „Зоя“. Главная сложность была в сжатых сроках: строительство здания и проектирование фасадов велось параллельно. В итоге фактурные бетонные панели стали точкой притяжения фотографов и посетителей: оригинальная геометрия и игра светотени позволяет делать кадры „из другого мира“.

Вообще, из стеклофибробетона можно было бы сделать и стены Кремля, и Собор Василия Блаженного, но в те времена материал еще не изобрели. А настоящее и будущее — это как раз время стеклофибробетона. Космическая архитектура из фантастических фильмов, изогнутые формы и большие технологичные элементы все чаще появляются в реальности.

У нас в планах создать обучающий центр по работе с материалом на производстве и при монтаже. Также мы ведем исследовательскую работу по производству экологичного стеклофибробетона, „облегчению“ этого материала и деталей из него».

 

 

Дерево

Олег Шапиро, партнер Wowhaus:

«Первое интервью, которое у меня было, я не помню, в каком журнале, называлось «Здравствуй, дерево». Мы только построили Институт Стрелка, и оказалось, что в городской среде Москвы дерево было редкостью. К тому моменту, скажем, в Скандинавии очень много городских домов делалось из дерева, сейчас там строят уже деревянные клееные многоэтажки. А в Москве тогда дерево использовали как-то скромно, на заднем плане, в лоджиях.

У нас же это получилось совершенно естественно. Никто никогда не думал, что вот сейчас мы возьмем и начнем внедрять новый материал в свою работу. Институт Стрелка был временной площадкой, через 3 года на его месте должны были строить гостиницу. Поэтому нам надо было сделать что-то быстро, просто и недорого. Строители туда не могли заехать с какими-то большими механизмами, все нужно было делать руками. Мы выбрали дерево, потому что его много, оно дешевое, оно экологичное и оно красиво стареет. В Стрелке мы спроектировали амфитеатр, а сидеть на дереве комфортнее. Так что, не особенно задумываясь, мы построили все из самого распространенного материала. Это произвело на всех существенное впечатление: оказывается, довольно крупное сооружение в центре города можно сделать из дерева!

Параллельно мы строили Оливковый пляж в Парке Горького, из этого же материала. Люди там не могли купаться, но могли загорать — и мы придумали сделать там условные дюны. Ну, а на чем можно вообще лежать? Песка там нет, на бетоне, вроде, лежать тоже странно. А вот на дереве загорать приятно. Мы его, к тому же, обработали немецкой жидкостью, и всего за 3 недели появился красивый серебристый оттенок за счет вымывания мягких структур у дерева, волокон.

Нам все это нравилось, мы работали в свое удовольствие. Это не было актом вдумчивого новаторства. Мы сделали то, что, как нам казалось, адекватно месту, времени, обстоятельству. То есть такое разумное использование отечественного материала.

После был каток в Парке Горького — и все вдруг захотели такие же катки, потом — летний кинотеатр Пионер, после чего все захотели открытые кинотеатры. И тут мы столкнулись с тем, что часто люди, самостоятельно реализовывающие наши концепции, не понимали, что дерево довольно технологичный материал и необходимо качественное строительство. Качественная конструкция из дерева с металлическими нормальными узлами стоит не дешево. Если качественного производства нет, то ничего не получится, будут стоять какие-то дрова.

Эстетическую ценность дерева мы видим в том, что оно подходит для разного контекста и смотрится гармонично. Например, в проекте Городской Фермы на ВДНХ мы использовали его в классическом виде: видимые несущие конструкции и связи, открытые узлы, грубая отделка. А в проекте входных групп в Усадьбе Архангельское дерево должно было выглядеть более «аристократично», чтобы быть уместным. Для достижения этого эффекта мы использовали другую отделку — планкен из лиственницы с кроющей краской, более «хитрые» сочетания дерева и металла в колоннах, чтобы уменьшить сечения несущих конструкций и придать образу больше изящности.

В отличие от бетона, металлов, минеральных соединений и пластика, на переработку которых требуются колоссальные средства, древесина — возобновляемый ресурс и экологична при переработке. В будущем минусы этого материала будут минимизированы: повыcятся показатели устойчивости к влажности, прочности, предотвращения горения. Кроме этого, существуют разработки, которые придают древесине до этого не свойственные качества, например, прозрачность».

поделитесь c друзьями:
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.