ENG
 
Все мнения

Как работать с контекстом в благоустройстве

Иван Охапкин
Иван Охапкинруководитель бюро Basis
 
Если можно мысленно перенести это благоустройство в другое место, значит, ты где-то схалтурил

Вы часто говорите, что бюро Basis создает общественные пространства, ориентируясь и вдохновляясь контекстом места. Что это значит?

На мой взгляд, современное благоустройство должно связывать разные, часто диссонирующие объекты, которые почему-то оказались на одной территории: дореволюционные дома, советские постройки, современные здания, природу. Мы изучаем доставшиеся нам артефакты и находим из них те, на которые будем опираться. Не каждая постройка является ценной для формирования пространства, мы выбираем те, что остаются востребованными, независимо от времени. Потом изучаем историю места, технологии.

Как глубоко вы «копаете»?

Насколько это необходимо. Например, во время работы в историческом центре Санкт-Петербурга в наше поле зрения попал первый дом Петра I на Петровской набережной — тот самый, где деревянные бревна стесаны и вручную расписаны под кирпич (настолько Петр I хотел видеть свою столицу каменной). Дом построен из тёсаных шестигранником сосновых бревен, характерных не русской архитектуре XVII века, а шведской и голландской. В своем проекте мы предложили использовать эти же шестигранные брусья в дизайне детской площадки, арт-объектов и других элементах благоустройства.

Или пример Зарайска: мы там поставили деревянные фонари. Часто заказчик хочет взять стандартные решения, условно «исторические» фонари из каталога производителя. Но в каталоге они — чугунные, «петровские». А нам было важно подчеркнуть идентичность, почерк уездного города и найти те материалы, которые там традиционно использовались. Ни в оградах, ни в фонарях чугун не использовали. Мы произвели медные фонари на деревянных столбах, которые смотрятся здесь органично, и со временем красиво состарятся.

Бюро Basis

В Коломне мы использовали только те материалы, которые здесь уже были — дерево и кирпич. В Звенигород мы привозили с собой из Москвы 100 кг разной плитки, прикладывали к близлежащим домам, подбирая точный оттенок. Каждый раз мы тестируем свои проекты так: можно ли взять и перенести это благоустройство в другое место — если да, значит, это не благоустройство для данного места.

Должно ли общественное пространство в историческом городе тоже притворятся историческим?

Важно понимать, чем ты занимаешься — архитектурой или реставрацией. Если это реставрация, то нужно глубоко изучить объект и сделать тоже самое, что делал человек 200 лет назад, в той же технологии. Нужно где-то добыть такой же стесанный шпатель, который сможет вывести не идеальную стену, а немного кривоватую, как тогда было принято. Технологии и мелкие детали дадут ощущение истории.

А архитектура — это чаще оммаж на исторический контекст: ты трансформируешь идентичность места дальше, делаешь пространство комфортным для современных требований, и даже уже думая на будущее (я не говорю про парковки, которых 200 лет назад не было). При этом, конечно, история, будет задавать определенный масштаб, МАФы будут выбраны под стать месту, озеленение будет высажено так, чтобы давать тень, но не перекрывать видовые точки на важные объекты. В своей работе мы тщательно подбираем приемы, материалы и пропорции.

Как создавать пространства в историческом месте одновременно современные и не раздражающие старшее поколение?

В Зарайске нам хотелось сыграть на контрасте, но мы постарались сделать это деликатно. Вокруг старинной водонапорной башни из кирпича мы насыпали оттеняющий ее белый песок. Стулья современной формы выкрасили по RAL в кирпичный: специально приезжали с палитрой и выбирали несколько нужных оттенков, чтобы визуально они сочетались с башней. Благодаря такому ходу люди в возрасте не замечают, что стулья современные, а молодые — видят архитектуру, в которой есть вызов, новая информация, определенная дерзость, которые им нужны в этом возрасте. Кроме того, пространство вокруг башни скрыто от улиц за пышным озеленением, человек попадает сюда, как в комнату. Поэтому смелые приемы видны только при приближении — они не диссонируют с обликом всего города. Мы поставили сюда белые фонари с приглушенным матовым стеклом, в которых не видно даже самого элемента. В велодорожке использовали не обычный ярко-красный цвет, а тот же оттенок кирпичного, под цвет башни.

Бюро Basis

Можно сказать, что вы работаете на молодежную аудиторию?

Я бы так не сказал, но мы ее знаем. На разных проектах — всегда разные цели. А у людей — разные вкусы, разные сценарии поведения, желания, разные ощущения от отдыха.

Как работать с контекстом в современных проектах?

По сути, так же. Благоустройство современного бизнес-центра Stone Савеловская нельзя перенести в Коломну или Санкт-Петербург, у него свои визуальные коды, свой характер. Для этого бизнес-центра с функцией it-кластера мы предложили идею, отсылающую к такому явлению, как флуктуация, (колебания, смещение и изменения заданной структуры). Основным образом любой упорядоченной структуры, типа офиса, является сетка. В нашем случае, прямоугольная сетка — образ цифровой среды и регулярного архитектурного языка — колеблется единой поверхностью пространства, рождая природные аномалии: внезапные зеленые острова в плотном урбанизированном пространстве. Другими словами, мы исходим из сценариев поведения современных людей, которые добровольно делают работу важной и интересной частью своей жизни, и которым хотелось бы проводить время не в офисной «сетке», а в комфорте, на природе.

Бюро Basis

Что самое главное в работе с контекстом?

Главное — понимать, куда придет человек. Если в историю, то он должен получить историю. Если на природу, то пусть это будут натуральные материалы, с минимальным количеством красок, масел, цвета; пусть деревянная лавочка рассохнется и треснет — она станет такой же неидеальной, как все вокруг, и это будет естественно. Если это жилая среда, то пространство должно быть комфортным, не раздражающим и наполненным необходимыми функциями. Если бизнес-центр, то благоустройство должно транслировать технологичный подход, быть выполненным из строгих современных материалов. Контекст — это не ограничения, а правила игры: чем лучше ты их понял, тем игра интереснее.

Какие примеры вдохновляют?

Например, французы хорошо работают с идентичностью. Они говорят — «мы про историю», и этим решают множество функций. Их города все-равно современны, люди катаются там на велосипедах, бегают вдоль набережных. Пусть это не так харизматично, как Хайлайн или Литтл Айленд, но, по-своему, хорошо — это и отличает Францию от других стран и притягивает туристов.

Например, в Париже в мощении исторически используется кремень, что довольно нестандартно для благоустройства, но его тут добывают. И даже в новом музее Fondation Louis-Vuitton авторства Френка Гери, несмотря на современную архитектуру здания, мощение вокруг — кремень, а заградительные столбики — из массива дерева, что еще раз напомнило, что Париж — город с историческим контекстом.

С какими проектами интереснее работать — c современными или с историческими?

Прежде всего интересны вызовы и возможности. Мы сейчас работаем и с бизнес-центрами, и с благоустройством ЖК, и с историческими городами, и с природными парками. Независимо от территории и масштаба проекта интересно там, где заказчик дает показать возможности современной архитектуры, где мы можем использовать полную палитру механизмов. Когда что-то блокируют и связывают руки, пропадает целесообразность проекта.

Есть ли территории, в которых с идентичностью «все сложно»?

Идентичность можно найти всегда — в истории, в использованных материалах, в первозданной природе и тд.

Какими хотелось бы видеть российские города?

Со своим узнаваемым российским почерком, который, мне кажется, сейчас ищут.

поделитесь c друзьями:
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.