ENG
 
Все мнения

Как арт-объекты влияют на культурную и инвестиционную привлекательность города

Алексей Нефедов
Алексей Нефедовгенеральный директор LEKS Studio
 
Городское пространство и его внешний вид важны для самоощущения жителей города

Оформление городского пространства важно и для населения, и для бизнеса, и для муниципальных органов власти. Для горожан декорирование окружающей обстановки значит возможность вернуться к привычной жизни, для компаний — шанс восстановить экономические показатели, а для государства — регулировать плотность населения и налаживать туристический поток. О том, как это работает, рассказал основатель LEKS Studio Алексей Нефедов.

Городское пространство и его внешний вид важны для самоощущения жителей города. Грамотное оформление делает окружающую среду комфортным, современным и привлекательным местом досуга. В результате снижается уровень стресса, укрепляются социальные связи между людьми. Это подтверждает исследование международного бюро SWA Group, которое изучило поведение людей в общественных пространствах в Нью-Йорке и выяснило, что арт-объекты делали городские площади и скверы заметно популярнее. Декорации также могут стать драйвером для бизнеса — способствовать увеличению среднего чека, преображению малопривлекательных районов, развитию малого бизнеса, увеличения потока туристов. Кроме того, арт-объекты также могут выполнять прямые PR и маркетинговые функции. Как это работает? Расскажем на примерах.

Влияние на экономическую привлекательность

Арт-объекты и городские инсталляции напрямую влияют на экономические показатели расположенных рядом компаний. Для розничных магазинов это может означать рост оффлайн-трафика, для компаний из сферы услуг — увеличение потенциальных клиентов, а для владельцев зданий — возможность установить более высокие арендные платежи.

Иногда поднять объемы продаж может не сама инсталляция, а мощный информационный шум вокруг нее. Так арт-объект «Юность Весны» для городского фестиваля «Московская весна» не соответствовал заявленному эскизу, что вызвало шквал критики в отношении эстетики конструкции. Из-за этого ее даже перенесли с Пушкинской площади на периферию столицы недалеко от ТЦ. Вскоре руководство торгового центра, расположенного неподалеку, обратилось в мэрию с просьбой оставить инсталляцию навсегда, поскольку несмотря на негативную оценку аудитории, продажи выросли на 40%.

Центр притяжения туристов

Помимо влияния на бизнес, арт-инсталляции могут стать драйвером привлечения туристов и дает возможность пополнить бюджет города. В 2004 году Чикаго стал магнитом для иностранных посетителей благодаря произведению британского скульптора Аниша Капура «Облачные врата» (Cloud Gate). Скульптура очень интерактивна: под ней можно гулять, разглядывать в отражении себя и город, делать фотографии. В 2016 году локацию посетило более 13 миллионов человек, а сам Чикаго стал привлекательнее — в нем появилось более 20 000 новых рабочих мест в сфере туризма.

Chicago - Cloud Gate | Cloud Gate en.wikipedia.org/wiki/Clou… | Filippo  Diotalevi | Flickr


Освоение заброшенных территорий

В растущем городе население часто тянется к центру, поэтому администрации популяризируют периферии, чтобы уменьшить плотность населения. Есть примеры, когда власть при помощи арт-объектов смогла сделать привлекательными даже заброшенные места. Так, администрация северного побережья Голландии организовала на пустующем пляже арт-лабораторию Badgast, используя для этого старые морские контейнеры. Это превратило территорию в творческий центр, вокруг которого начал развиваться малый бизнес. Такое решение даже задало мировой тренд на строительство арт-лабораторий из заброшенных морских контейнеров.

Преображение спальных районов

Однообразные формы, серые многоэтажки — все это непременные спутники спальных районов многих городов России. И если философию архитектуры изменить довольно сложно, то разнообразить цветовую гамму куда проще. Так поступили еще в начале 2000-х г. в подмосковном Раменском, где при поддержке местных властей альпинисты раскрасили жилые дома в разные цвета. На фасаде зданий появились целые картины, которые стали украшением города. Это привело даже к повышению цен на недвижимость, ведь количество желающих поселиться в таких домах увеличилось.

Арт-PR и маркетинг

Арт-объекты часто служат эффективным средством пиара и маркетингового продвижения. Для этого можно применять популярные объекты из кино, музыки и других развлекательных сегментов. Так поступило руководство телеканала «Рен-ТВ» — в 2015 году они заказали копию «Железного трона», приуроченного к показу нового сезона сериала «Игра Престолов». Его вместе с красной ковровой дорожкой установили на ВДНХ. Выставка пользовалась успехом — в первый же день инсталляция собрала более 5000 посетителей. Информация о размещении инсталляции попала в СМИ, а телеканал даже вел прямую трансляцию с мероприятия. Позже были изготовлены еще несколько тронов для презентаций в других городах России, а его установка в Москве стала практически традицией.

Таким образом, размещение арт-объектов и декоративных инсталляций способно закрыть сразу несколько задач: повысить инвестиционную привлекательность окраин и заброшенных территорий, преобразить спальные районы, увеличить количество продаж в магазинах и ТЦ, а также стабилизировать туристический поток. В контексте посткризисного восстановления задуматься над улучшением перечисленных показателей необходимо как бизнесу, так и муниципалитетам.

поделитесь c друзьями:
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.