Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.
Cтатус и качество новостройки зависят от уровня интерьеров не меньше, чем от архитектуры
Концептуальная проработка дизайна лобби давно стала отдельной специализацией архитектурных бюро. Общее впечатление, статус и качество новостройки зависят от уровня интерьеров лобби не меньше, чем от архитектуры. Средняя площадь и функционал мест общего пользования в жилых комплексах постоянно увеличиваются и усложняются, поэтому от архитекторов требуется найти баланс эстетики и функциональности пространств, которые будут востребованы.
Портал «Архсовета Москвы» поговорил с партнером и главным архитектором бюро MORS ARCHITECTS Дмитрием Макеенко о том, как сегодня проектируются лобби, которые отвечают интересам резидентов и становятся фактором привлекательности ЖК.
- Сложившаяся и довольно частая практика – приглашение для проектирования мест общего пользования отдельной команды архитекторов. Давно ли она сформировалась в России и как обстоят дела с зарубежным опытом?
Авторский дизайн лобби, как и создание комфортной среды для жителей и гостей новых комплексов, - уже не тренд, а обязательное условие для жилого квартала любого класса. Концептуальные решения интерьеров должны подчеркивать и усиливать идеи, заложенные в концепции проекта, его дизайн-коде и позиционировании, которое выбирает девелопер.
Современные покупатели чутки и ощущают, что им нужно, прекрасно разбираются в стилях, а их насмотренность архитектурой и дизайном невероятно высока. Чтобы соответствовать такому запросу, девелоперы приглашают для дизайна лобби профессиональные команды архитекторов, которые имеют в своем портфолио успешные и концептуальные проекты соответствующей тематики.
Практика эта, действительно, сложилась не только в России, но и за рубежом. Такие знаменитые бюро, как 1508 London, Hirsch Bedner Associates, Yabu Pushelberg выстроили свою многолетнюю репутацию и опыт именно на проектах по дизайну лобби и интерьерах для люксовых отелей и резиденций. В России выбор бюро для проектирования лобби и общественных зон сейчас очень широк, у нас такой подход быстро масштабировался на весь рынок, и некоторые команды осознанно развивают свою экспертизу именно в этом направлении, чтобы удивлять и восхищать своими интерьерными работами.
- Какими компетенциями должно обладать архбюро, чтобы выиграть конкурс на создание лобби ЖК?
Архитектурное бюро, которое проектирует внутреннее пространство, должно иметь большой опыт в разработке интерьеров лобби и выступать единой командой с девелопером проекта. Только в таком случае получается действительно качественный продукт.
Работа над такими пространствами характеризуется «ювелирным» подходом: на сравнительно небольшой площади дизайнерам нужно отразить и концепцию проекта, и отдать дань его архитектуре, и грамотно оформить функции, и в то же время передать индивидуальную концепцию. От команды, работающей над интерьерами, мы требуем понимания узлов, деталей, стилистических решений, оборудования, применяемых именно в интерьерах. Подобный опыт можно приобрести только с годами «набив руку», с каждым проектом все больше погружаясь в процесс и детали. Наконец, ценен опыт бюро в создании оригинальных концепций: в общественном пространстве всегда должна прослеживаться не только главная идея всего ЖК, но и собственная, создающая особенную атмосферу и настроение лобби.
- Что помогает сформировать оригинальность общественных зон в жилом квартале? Есть ли какие-то фишки и приемы, которые чаще всего используют архитекторы?
Самое главное – смотреть на проект интерьера шире. Недостаточно выбрать качественные материалы, дорогую мебель и хорошего подрядчика. Условная эффектная люстра, которая привлекает взгляд покупателей на рендерах, в реальности может оказаться ненадежной или неуместной, «давить» на посетителя пространства и т.д.
Современный интерьер лобби – это мечта, идея, которая должна зажечь человека и вдохновить на красивую и комфортную жизнь. Не секрет, что в любой новостройке после ввода наступает сложный этап массовых ремонтов, настройки систем эксплуатации и управления, а лобби и лифты в течение года могут находиться в защитной обшивке. Демонстрационные лобби, созданные как мокап для отработки решений, кстати, хорошо решают проблему с эстетической составляющей: любой резидент может еще до завершения всех ремонтных работ увидеть, каким будет его дом на самом деле и понять, что этот процесс не будет длиться вечно.
Необычные «фишки» для воплощения главной идеи лобби приходят в процессе работы над проектом, от большой идеи к небольшим элементам. Главное – создать крепкую базу, пространство, где все будет работать как часы, а каждая деталь взаимодействовать друг с другом и выполнять свою функцию. Например, для лобби «Дома на Зорге» мы предложили концепцию вытянутого по высоте интерьера и обыграли архитектуру объекта с помощью образов и мотивов березовой рощи. Ключевая идея – связь человека с природой, подчеркивается и выбором натуральных материалов. А для проекта «Мангазея на Речном», который строится в районе Северного речного порта, источником вдохновения стали северные побережья с их сдержанной природой и неяркими красками, фактурными скалами и приглушенной зеленью. Ключевая идея в проектах – связь человека с природой, подчеркивается и выбором натуральных материалов. Такие лобби будут узнаваемым и формировать у резидентов свои особенные ассоциации.
- Работа с архитектурой дома начинается за месяцы или даже годы до старта его строительства. А как обстоят дела с лобби – когда и как архитекторов привлекают на проект?
Наше бюро всегда начинает работу с основы проекта – определения потребностей будущих жителей совместно с заказчиком. Работая в тесной связке, мы вместе разрабатываем техническое задание и приходим к качественному планировочному решению. Технико-экономические показатели на этом этапе уже заданы: наша задача – использовать их на максимум, чтобы раскрыть потенциал помещений. Можно сказать, что наиболее часто работа над лобби начинается, когда проект выходит на стадию котлована.
Иногда мы видим проблемные места еще до начала работы над интерьером, и в таком случае всегда рекомендуем заказчику пересмотреть какие-то решения. Например, это может быть разбивка площадей между местами общего пользования и коммерческими блоками, или вопросы, касающиеся переноса шахт из неподходящих для их размещения зон. Такие решения иногда требуют минимальных усилий, но бывают крайне важны для комфорта конечного интерьера. Превентивное устранение «тонких мест» - то, что характеризует профессионализм приглашенного бюро значительно больше, чем подбор материалов или создание схемы освещения.
- Как эволюционировал функционал лобби в ЖК за последние 5-10 лет: есть ли какие-то элементы, которые стали ненужными? Повлиял ли отказ от них на площадь общественных зон?
Если мы посмотрим на лобби даже элитных комплексов, построенных в 2010-е, и сравним их с современными ЖК бизнес-класса, мы увидим разительные отличия не в пользу первых.
Стандартные общественные зоны проектов раньше – это высокие потолки, потенциал которых не использован, обилие торжественных декораций, напоминающих скорее о театральном фойе, чем о доме. Это нефункциональное использование пространств, посреди которых годами стоят дорогие столы с цветочными композициями, а ресепшионистов за высокими стойками заменяют охранники в форме. В некоторых башнях Сити, например, привлекательным пойнтом лобби апартаментов должны были стать фонтаны или водные каскады. От этих идей отказались, потому что резиденты не видели пользы в оплате их содержания – в итоге такие зоны просто заброшены и не работают.
Сейчас в лобби стремятся больше передавать домашнюю атмосферу, придавать им функцию комфортной переходной зоны. Все понимают, что мягкие зоны не будут использоваться резидентами без каких-то дополнительных функций. Если в лобби нельзя выпить кофе, понаблюдать за внутренним двором, комфортно дождаться курьера или, например, уединиться и поработать при необходимости, – то оно останется пустым и невостребованным пространством, эксплуатация которого, при этом, стоит денег для жителей.
Тренды поменялись даже за последние пару лет. Например, из лобби уходят камины, символы домашнего очага. Опыт их эксплуатации во многих ЖК показал, что не всегда это решение является рабочим. Та же участь постигает большие медиа-экраны: у управляющей компании не всегда есть подходящий контент для демонстрации. Этот опыт еще раз показывает, что дизайнерские фишки без заложенной сверхидеи могут и будут устаревать, а заложенные функции в проекте должны иметь возможность для гибких изменений, буквально как в живом организме.
- В чем ключевые отличия общественных зон в ЖК от других типов общественных пространств? О каких зонах нередко забывают, проектируя лобби?
Проект жилого дома имеет разные уровни, и лобби условно можно назвать первым после подземной части. Важно помнить, что лобби состоит не только из входной зоны – лифтовые холлы, лестницы, колясочные, почтовые комнаты, лапомойки – это тоже части единой концепции. Нельзя допускать контраста, когда, выходя на лестницу, жители видит уже не эстетичные дизайнерские материалы, а бюджетное исполнение пожарных норм, всегда стоит искать компромисс. Отделку на типовых этажах мы всегда неизбежно увязываем с дизайном лобби, и даже разные материалы должны создавать единый ансамбль.
Во вторую очередь стоит помнить, что лобби – в отличие от парка на территории или коммерческих помещений, – это переходная зона. В ней не задерживаются надолго, но ежедневное присутствие людей в нем неизбежно. Поэтому его необходимо наполнить дополнительными востребованными функциями. Например, в «Доме на Зорге» мы предусмотрели рабочие места – коворкинг с мягкими зонами, где можно уединиться, провести конф-колл, что важно для работающих из дома. Почтовая комната и зона встречи курьеров здесь также отделены от мест отдыха и работы, чтобы не нарушать комфорт жителей.
- Какой идеальный пул задач должны выполнять лобби сегодня? Все ли возможно учесть на сотне квадратных метров?
Современный жилой комплекс это уже не просто дом, а скорее мультифункциональное пространство. Сейчас места общего пользования ЖК должны быть одновременно хоум-офисом, местом, где весело и безопасно проводят время дети, пространством встреч и досуга с друзьями и компанией, и этот список можно еще долго продолжать. Иногда эти функции органично размещаются в самом лобби и имеют доступ к вертикальным коммуникациям, лифтам и лестницам, иногда же намерено выносятся в самостоятельный объем. Его можно назвать условно «общественные гостиные»: сюда имеют доступ все жильцы комплекса, а в некоторые зоны можно позвать гостей. Чаще всего такие решения применяются в элитных проектах, но и в бизнес-классе уже есть примеры интеграции отдельных функций. Именно такое решение мы воплотим в дизайне гранд-лобби проекта «Мангазея на Речном»: в сквозном лобби, доступном всем жителям разных корпусов, появятся детская игровая со скалодромом и горкой, стол для переговоров или настольных игр взрослых, лаунж с библиотекой, места для тихого отдыха и ожидания.
Учесть абсолютно все в одном проекте невозможно, и тогда на помощь приходят маркетинговые исследования аудитории. Поняв, кто сформирует основной состав жителей дома, будут это молодые и свободные профессионалы или большие семьи, архитекторы могут предложить тот функционал, который будет реально востребован, и зонировать его должным образом.
- Наконец, в чем архитекторы черпают вдохновения для bigidea лобби и что может ограничить их креатив?
Поле для творчества, по моему мнению, безгранично, даже если вы ограничены пространством. Но найти то самое единственно верное решение нам помогают опыт, исследования локации, окружения, контекста и истории места. Взять все и отсечь лишнее – таким принципом стоит руководствоваться профессиональным архитекторам. На старте проекта мы предлагаем заказчику несколько разработанных нами направлений идей на выбор, каждая из которых может повести за собой дальнейшее развитие дизайна интерьера. Все предложенные концепции имеют право на жизнь и любимы нами, но практически всегда мы с самого начала знаем, какой конкретно вариант выберет заказчик: когда ты находишь верный путь, уже не остается никаких сомнений, что эта идея просто «ждала», пока ее найдет автор.