ENG
 
Все мнения

Авторское право: проблемы взаимодействия архитектора и застройщика

Александр БалабинОснователь архитектурной практики «Северин Проект»
 
Имя архитектора должно быть нанесено на стену его произведения на самом видном месте, чтобы все знали, кому обязаны строением.

Отчуждение авторского права в российской архитектуре необходимо законодательно запретить. По крайней мере, до момента ввода объекта в эксплуатацию. Другого способа избежать профанации авторских архитектурных решений при строительстве нет.

Все без исключения проекты проходят через процедуру многоступенчатых согласований — сначала с заказчиком, а потом, и с городскими структурами и экспертами. Но после получения всех внешних согласований, снова наступает череда нескончаемых «оптимизаций» со стороны специалистов из служб заказчиков. Все без исключения инвесторы хотят потратить меньше, а заработать больше. Город формально контролирует этот процесс через офис главного архитектора, архитектурные и экспертные советы, процедуру согласования архитектурно-градостроительных решений (АГР) и т.п. Это делается исходя из того, что структуру и облик города нельзя отдавать на откуп исключительно девелоперам и архитекторам.

Девиз, под которым работают многие девелоперы на рынке — «нам все равно, что мы тут построим, главное, чтоб это быстрее продалось». Это циничная позиция встречается не редко и результаты этого солитерства видны на наших улицах, и мы во всем этом вынуждены жить. Но у каждого объекта есть свой автор, конкретный архитектор, имя которого, по моему мнению, должно быть нанесено на стену его произведения на самом видном месте, чтобы все знали кому обязаны строением.

Беда в том, что автор на самом деле сегодня бесправен. Девелоперы умалчивают о том, кто сделал для них проект, если только это не иностранец, которого ради имени и зовут, или, с совсем недавнего времени, один из немногих известных российских архитекторов. Во всех договорах, которые навязывают к подписанию девелоперы проектировщикам, в одном из первых параграфов текста оговаривается обязательное и полное отчуждение авторских прав в пользу заказчика-инвестора, переходящих к нему с первым же авансовым платежом, вне зависимости от суммы.

Часто авторство оценивают в 1 рубль, или в 0,05% от стоимости контракта. Так с авторским правом поступают потому, что так можно — закон позволяет. А зачем? Кому это нужно? Действительно ли без этих манипуляций, девелоперам-страстотерпцам не удержаться на плаву?

Автор проекта, концепции, отказываясь от авторского права отказывается и от контроля над последующими изменениями на этапах проекта, которые могут происходить без его участия. Эта морально устаревшая практика укоренилась в поздне-советское время, когда архитектуру делали не авторы, а институты. Архитектор, после праздника творчества и индивидуализма в архитектурном институте, вливался в работу такого проектного завода в качестве живого бота для вычерчивания отдельных блоков и элементов. В последние два десятилетия архитектор вновь становится демиургом, ваятелем пространств, новых возможностей, мастером городской среды. Стоит вернуть дореволюционную традицию ставить на здания марку авторов — архитектора и застройщика. Это и почётно, и ответственно.

поделитесь c друзьями:
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.