ENG
 
Все мнения

Архитектура современных школ и детских садов: какой сегодня основной запрос на проектирование

Сергей ОстроухГенеральный директор архитектурного бюро ИМАГО
 
Сегодня мы наблюдаем определенную трансформацию принципов проектирования образовательных объектов, и, находясь в эпицентре событий, попытаемся зафиксировать лучшие практики и основные тенденции развития рынка.

Интересные образовательные объекты – это тренд 

Пять лет назад образовательные объекты воспринимались как «социальная нагрузка» для девелопера. Они должны были быть максимально эффективными: небольшая площадь, типовые решения, коридорная планировка, минималистичная отделка и ограниченный бюджет. Экономили на всем. Например, в качестве внешней отделки просто все штукатурилось, о каких-то инновациях или благоустройстве не было и речи. 

К сожалению, такая практика все еще существует, особенно в регионах, где наблюдается высокий дефицит детских образовательных учреждений. Но последние 2-3 года мы уже можем говорить о новом тренде: современный качественный образовательный объект становится драйвером повышения привлекательности жилья. Девелоперы демонстрируют свою экологичность, заботу о развитии будущих поколений. Департамент образования начинает также акцентировать связь между архитектурным решением и новыми подходами в образовании, повышает планку требований к образовательным объектам. 

В сфере образования также происходят интересные модификации, меняются подходы и методики. Раньше все учились только в классах, кабинетах. Сегодня образовательных сценариев много, под них подстраивается архитектура. Например, появляются атриумы, которые становятся центральным пространством, объединяющим все потоки. Уходит коридорная система, чаще используются различные трансформеры, позволяющие организовывать пространство в общий зал или при необходимости наоборот, разделить на зоны и кабинеты. Сегодня это уже не инновация, а расхожая практика. Мы видим, как тенденции набирают оборот, на рынке идет активный поиск интересных практик, и мы стараемся находиться в эпицентре событий. 

Ветер перемен 

Еще с советских времен существует нормативная практика, при которой невозможно сдать жилой объект, не обеспечив его ключевой инфраструктурой, в том числе образовательными объектами. Для застройщиков это является необходимым мотивирующим фактором. Действительно, тогда в стране был высокий дефицит образовательных учреждений, сейчас он постепенно снижается. Покупатели жилых объектов становятся более разборчивыми, возникает конкуренция, под запрос появляются интересные варианты школ и садиков, детское образование становится модным. В районах, где снижается дефицит, застройщикам необходимо задумываться над тем, как создать привлекательный образовательный объект. 

Повышается эстетика жилых объектов, и вслед за этим растут требования к образовательным учреждениям. Люди хотят не только жить в красивых и удобных домах. Образовательные объекты должны также соответствовать этим стандартам. 

Таким образом, рост строительной отрасли и сильная конкуренция за покупателя среди застройщиков выводит образовательные объекты на передний план. Красивые современные детские сады и школы становятся одним из главных аргументов при покупке. Эта тенденция началась с новостроек, куда переезжали молодые семьи с детьми. Образовательные объекты стали точкой притяжения. Хорошим примером можно назвать образовательный комплекс «Мир»в новом российском городе: семьи переезжают в город Доброград только ради того, чтобы их дети могли учиться в этой передовой школе. 

 

Стейкхолдеры и их интересы

Мы выделяем несколько сторон, по-своему заинтересованных в появлении новых качественных образовательных объектов: застройщики, государственные органы, операторы, преподаватели и семьи с детьми. Каждая группа руководствуется своими критериями. Одна из самых сложных задач архитектурного бюро состоит как раз в умении вычленить то, что нужно каждой из этих аудиторий, и найти общее решение. 

Застройщику, чтобы сдать жилой комплекс, надо закрыть дефицит образовательных объектов при минимуме вложений. Объект должен быть небольшим и функциональным, но при этом – привлекательным.

Регулирование со стороны государственных органов относится к необходимому набору помещений, пожарной безопасности, доступу для инвалидов и т.д. 

Очень важно на самых ранних этапах проектирования выбрать оператора будущего образовательного объекта, с ним нужно обговорить образовательные сценарии, функционал пространства и так далее. Ведь проектирование может быть выполнено по традиционным нормативам, или же с использованием амфитеатров, ИТ-полигонов, современных решений для библиотек, больших пространств универсального назначения и т.д. 

И наконец, семьи с детьми. У них как правило есть пожелания к уровню комфорта и образования, также большую роль играет возможность дополнительного образования (кулинариумы, спортивные секции и т.д.). 

Мы стараемся активно отслеживать интересы различных аудиторий: ездим по объектам, общаемся с преподавателями и родителями, собираем на круглых столах девелоперов и кросс-функциональные группы. 

 

Процесс проектирования образовательных объектов

Чтобы достичь баланса интересов, на ранних этапах проектирования мы собираем всех участников и заинтересованные стороны, чтобы обсудить основные вопросы: как будут перемещаться технологические процессы, как будут распределяться люди и потоки, где будут центры активности. Всю информацию мы собираем на карте и весь дальнейший процесс работы выстраиваем, базируясь на этих запросах. 

Так шла работа над проектом образовательного комплекса «Мир» в г. Доброград: с чистого листа буквально в чистом поле. Сперва обсуждение концепции шло с заказчиком, потом активно подключились директор будущей школы и преподаватели. Была задача создать центр притяжения для семей с детьми, который стал бы драйвером переезда в Доброград, и это удалось. Само пространство активно  трансформируется и сейчас, в нем участвуют уже не только учителя и дети, но и все жители города. 

Мы разработали собственную формулу современного образовательного объекта, которая включает эстетику, комфорт и экономическую составляющую. Чтобы проект получился хорошим, он должен быть, с одной стороны, функциональным, комфортным, отвечать образовательным запросам. С другой стороны, быть максимально эстетичным и красивым, задавать определенный визуальный тренд. И, конечно, важно, чтобы была правильно выстроена коммерческая составляющая. 

Хороший пример такого проекта, где все три критерия работают в полной мере, – это  детский сад «Волшебная долина» в ЖК «Скандинавия» (Москва) на 220 мест. Он был сделан по заказу компании «А101» и получил звание лучшего учебно-образовательного проекта и несколько премий. Это очень компактный детский сад, на одного ребенка приходится 1,7 кв. метров. Хотя он выполнен в традиционном формате и имеет стандартную коридорную планировку, помещения удалось сделать максимально функциональными. С помощью мобильных перегородок пространство групп можно при необходимости поделить на спальню и игровую зону. А кровати хранятся во встроенных в стену шкафах и выдвигаются только на время сна. При небольшом бюджете и минимальной площади получилось сделать модный хороший объект. 

Другой проект детского садика в г. Южно-Сахалинск на 240 мест – хороший пример того, как изменился в целом подход к проектированию образовательных объектов. Здесь выбраны качественные дорогие фасады: хорошее стекло с дорогими рамами и дорогой керамогранит, который позволяет создавать классную геометрию в отделке. Керамогранит и дерево используются и внутри здания, что нехарактерно для детских садов. В планировке мы отказались от коридорной системы. В центре на первом этаже – большое коммуникационное пространство, «сердце» объекта, из которого идет распределение потоков. А между 2 и 3 этажами есть пространство со вторым светом: здесь можно размещать инсталляции, высокие новогодние елки, спускать какие-то элементы с потолка и так далее. 

В планировке используется много трансформируемых перегородок, которые позволяют открывать или разделять различные помещения, реализовывая разные образовательные сценарии. Музыкальный и спортивный залы объединены, они выделены в отдельный блок. Это «кампусный подход», он чаще используется при проектировании школ, но здесь он отлично подошел. Происходит функциональное разграничение этих залов перегородкой по длинной стороне, при этом она сдвигается не по горизонтали, а по вертикали и крепится к потолку. А на третьем этаже находится такой «аквариум», из которого можно наблюдать за тем, что происходит внизу. В этом проекте используется максимум современных мировых тенденций, которые только начинают проникать в проектирование школ и детских садов.  

Вместе с развитием строительной отрасли трансформируются и принципы проектирования образовательных объектов. Современные школы и детские сады  стремятся реализовать новые методические подходы в образовании, быть функциональными и при этом эстетически привлекательными. И архитекторы должны соблюсти баланс между интересами всех сторон, отобрав и реализовав именно те практики, которые позволяют решить задачи конкретного объекта.  

поделитесь c друзьями:
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.