ЖК «Западный порт»
Площадь участка — 10,2052 га
Общая площадь — 384 100 кв. м
Суммарная поэтажная площадь — 274494 кв. м
Плотность застройки — 26,9 тыс кв. м/га
Процент застроенности — 29,67%
Надземная площадь — 244 300 кв. м
Подземная площадь — 139 800 кв. м
Площадь жилого комплекса — 176 000 кв. м
Площадь помещений под аренду — 9 500 кв. м
Площадь ДОУ — 2 500 кв. м
Площадь квартир — 136 250 кв. м
Количество квартир — 1 363
Количество жителей — 3 406
Апарт-отель — 14 400 кв. м
Офисное здание — 41 900 кв. м
Количество м/м в подземной автостоянке — 3 500
Жилой комплекс спроектирован на бывшей территории порта, действовавшего в 1930-е годы, которая ныне представляет собой запущенную промзону. Несмотря на маргинальный облик, этот участок представляется важным в градостроительном отношении: он располагается в районе перспективного развития Большого Сити и выходит к набережной.
Участок ЖК «Западный порт» ограничен двумя крупными магистралями — Шелепихинским мостом и железнодорожным мостом Смоленского направления. Застройка предполагается смешанная по функции и включает жилье, апарт-отель, офисы, подземную автостоянку и встроенный детский сад. Композиционно она представляет собой 5 блоков классических кварталов с дворами без автомобилей, выдержанных в едином дизайн-коде, но при этом имеющих разное решение фасадов. Это совместный труд трех команд — SPEECH, «ТПО Резерв» и «АДМ». Используются сочетания клинкерного кирпича и натурального камня или архитектурного бетона — по цвету и фактуре напоминая об индустриальной архитектуре начала XX века.
Набережная в проекте предполагается общегородского значения, с причалом. Она на 10 метров выходит за существующую причальную стенку, что дает возможность организовать нижние террасы и спуски к воде. Вдоль всей набережной идет фронт с развитой общественной функцией.
Помимо движения по набережной рассматривается и внутреннее движение жителей кварталов по пешеходным мостикам, которые также скрывают собой въезды в автостоянку.
Жилой комплекс входит в охранную зону известного памятника — Церкви Покрова в Филях, и имеет ограничения по высоте: 70-ти метров застройка достигает вдоль набережной, постепенно снижаясь до 50. Тем не менее, экспертом Архсовета было рекомендовано получить на этот счет заключение в Департаменте культурного наследия.
При общей благоприятной оценке проекта членами совета, была отмечена недостаточная вовлеченность кварталов в городскую ткань.
Сергей Кузнецов: «Проект достоен одобрения и может развиваться дальше, однако нужно отдельно посмотреть связанность территорий, поработать с генпланом, с транспортной схемой, понять, как человек пешком или на велосипеде может попасть на эту набережную. Проезды сейчас запираются парковками и явно не тяготеют к тому, чтобы люди по ним двигались к реке. Здесь можно было бы сделать площадь, переход, может быть, автобусную остановку. Архитекторы, на мой взгляд, должны дать свое видение организация территории этого квартала с точки зрения пешеходных связей и паркового пространства вокруг церкви, проницаемости в отношении реки».
Главный архитектор отдельно похвалил в проекте эффектный акцент здания с консолью — «такого рода элементы добавляют узнаваемости проекту, — отметил Кузнецов. — И можно было бы добавить такой открыточный элемент».