Оперный театр-студия Московской консерватории
Площадь участка — 0,7052 га
Площадь застройки — 2 060 кв. м
Общая площадь здания — 15 400 кв. м, в том числе:
Подземная часть — 10 040 кв. м
Надземная часть — 5 360 кв. м
Строительный объем здания — 77 500 куб. м, в том числе:
Подземная часть — 55 000 куб. м
Надземная часть — 22 500 куб. м
Верхняя отметка — 17,700 м
Подземных этажей — 5 эт.
Надземных этажей — 3 эт. + технический
Вместимость основного зала — 500 чел.
Вместимость кафе — 100 чел.
Количество машиномест в автоматической автостоянке — 70 м/м
Оперный театр-студия проектировался в рамках 11 этапа реконструкции и реставрации с частичным новым строительством и приспособлением комплекса зданий Московской консерватории им. П.И. Чайковского (проектировщики: ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»). Участок входит в объединенную охранную зону, здесь расположены несколько ценных объектов, и строительство может осуществляться лишь в режиме регенерации исторической среды.
В центре участка располагается один из таких исторических домов, который по проекту восстанавливается в прежних габаритах. Однако, поскольку они не позволили вместить необходимый объем помещений (а помимо театра, техническое задание предусматривало размещение администрации, вокальной студии, двух больших репетиционных залов, мастерских по ремонту инструментов и проч.) архитекторы предложили убрать основной массив в подземную часть. Т.о. под землей оказались непосредственно оперный зал и колосниковая сцена. Помещения, требующие дневного света, расположились в наземной части, увеличенной за счет надстройки из матового стекла. За стеклянным фасадом предусмотрена светодиодная матрица, транслирующая изображения оперных сюжетов.
Комплекс располагается во внутриквартальной территории, в очень плотной исторической застройке. Единственный проход к нему осуществляется через проездную арку, откуда посетители попадают на миниатюрную площадь перед театром. Главный вход организован через стеклянный атриум (стена соседнего строения дом 3, стр. 1) т.о. включается в интерьер театра. Уровни атриума связывает парадная лестница и лифт.
Вместимость основного зала 500 человек. Театр проектируется с трансформируемой сценой и большой оркестровой ямой, оперный зал отвечает всем необходимым техническим требованиям по акустике и проч. Комплекс включает также подземную автостоянку на 70 мест.
Архсовет, прежде всего, отметил сложность проекта в связи со сложными исходными данными. «Объект находится в центре города, здесь много ограничений с точки зрения охраны культурной среды, — заявил председатель совета, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — И в очень непростой ситуации коллеги, надо сказать, нашли интересное, нетривиальное решение. Да, оно вызывает много вопросов, но в диалоге с архитектором совет склонился к тому, что с этим надо соглашаться, потому что в этой ситуации, видимо, принципиально улучшить ничего нельзя».
Сергей Кузнецов также напомнил, что недавно успешно завершена реконструкция театра Геликон-опера, при том что сам театр также строился в довольно сложном и тесном окружении исторического ансамбля усадьбы.
Единственной альтернативой сложившемуся объемно-планировочному решению «перевернутого театра», где сам зал находится в самой нижней точке здания, могло бы быть абсолютно новое здание, построенное на месте исторического в новых габаритах, отметил Сергей Чобан. «Однако, я понимаю, что сделать так нельзя, поэтому считаю представленное решение чистым и аккуратным. Проект существует в сложных пограничных условиях. У него есть, тем не менее, общественное пространство, и мне казалось, что его нужно усиливать при помощи функции, которая прилегала бы к этой площади; тогда и поток людей концентрировался не только на вход в этот атриум. Сейчас пока за этим глухим фасадом никакой активной функции нет».
Владимир Плоткин также отметил, что пока в проекте ощущается не достаточной та среда, которая формируется вокруг нового здания. «Планировочная структура выполнена вполне остроумно. Этот небольшой зал вполне соизмерим с этой внутренней площадью, которая там образована, и, в общем-то, в Европе, в той же Венеции есть множество примеров функционирования подобных объектов».
С учетом рекомендаций, касающихся развития в проекте публичной функции и пространства вокруг здания театра, он был поддержан.