ENG
 
Заседания Архсовета

Оперный театр-студия Московской консерватории

Реконструкция, реставрация с частичным новым строительством и приспособлением к современным функциональным и инженерно-техническим требованиям комплекса зданий ФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватории им. П.И. Чайковского»
Организаторы: АРХСТРУКТУРА
Дата рассмотрения:07 Октября 2015

Решение:проект одобрен
ЗаказчикФГБОУ ВПО «Московская государственная консерватории (университет) имени П.И.Чайковского»
ГенпроектировщикФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»
 
Основные ТЭПы

 

Площадь участка — 0,7052 га
Площадь застройки — 2 060 кв. м

Общая площадь здания — 15 400 кв. м, в том числе:
Подземная часть — 10 040 кв. м
Надземная часть — 5 360 кв. м

Строительный объем здания — 77 500 куб. м, в том числе:
Подземная часть — 55 000 куб. м
Надземная часть — 22 500 куб. м

Верхняя отметка — 17,700 м
Подземных этажей — 5 эт.
Надземных этажей — 3 эт. + технический

Вместимость основного зала — 500 чел.
Вместимость кафе — 100 чел.

Количество машиномест в автоматической автостоянке — 70 м/м

 
Описание проекта

 

Оперный театр-студия проектировался в рамках 11 этапа реконструкции и реставрации с частичным новым строительством и приспособлением комплекса зданий Московской консерватории им. П.И. Чайковского (проектировщики: ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»). Участок входит в объединенную охранную зону, здесь расположены несколько ценных объектов, и строительство может осуществляться лишь в режиме регенерации исторической среды.

В центре участка располагается один из таких исторических домов, который по проекту восстанавливается в прежних габаритах. Однако, поскольку они не позволили вместить необходимый объем помещений (а помимо театра, техническое задание предусматривало размещение администрации, вокальной студии, двух больших репетиционных залов, мастерских по ремонту инструментов и проч.) архитекторы предложили убрать основной массив в подземную часть. Т.о. под землей оказались непосредственно оперный зал и колосниковая сцена. Помещения, требующие дневного света, расположились в наземной части, увеличенной за счет надстройки из матового стекла. За стеклянным фасадом предусмотрена светодиодная матрица, транслирующая изображения оперных сюжетов.

Комплекс располагается во внутриквартальной территории, в очень плотной исторической застройке. Единственный проход к нему осуществляется через проездную арку, откуда посетители попадают на миниатюрную площадь перед театром. Главный вход организован через стеклянный атриум (стена соседнего строения дом 3, стр. 1) т.о. включается в интерьер театра. Уровни атриума связывает парадная лестница и лифт.

Вместимость основного зала 500 человек. Театр проектируется с трансформируемой сценой и большой оркестровой ямой, оперный зал отвечает всем необходимым техническим требованиям по акустике и проч. Комплекс включает также подземную автостоянку на 70 мест.

 
Мнение Архсовета

 

Архсовет, прежде всего, отметил сложность проекта в связи со сложными исходными данными. «Объект находится в центре города, здесь много ограничений с точки зрения охраны культурной среды, — заявил председатель совета, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — И в очень непростой ситуации коллеги, надо сказать, нашли интересное, нетривиальное решение. Да, оно вызывает много вопросов, но в диалоге с архитектором совет склонился к тому, что с этим надо соглашаться, потому что в этой ситуации, видимо, принципиально улучшить ничего нельзя».

Сергей Кузнецов также напомнил, что недавно успешно завершена реконструкция театра Геликон-опера, при том что сам театр также строился в довольно сложном и тесном окружении исторического ансамбля усадьбы.

Единственной альтернативой сложившемуся объемно-планировочному решению «перевернутого театра», где сам зал находится в самой нижней точке здания, могло бы быть абсолютно новое здание, построенное на месте исторического в новых габаритах, отметил Сергей Чобан. «Однако, я понимаю, что сделать так нельзя, поэтому считаю представленное решение чистым и аккуратным. Проект существует в сложных пограничных условиях. У него есть, тем не менее, общественное пространство, и мне казалось, что его нужно усиливать при помощи функции, которая прилегала бы к этой площади; тогда и поток людей концентрировался не только на вход в этот атриум. Сейчас пока за этим глухим фасадом никакой активной функции нет».

Владимир Плоткин также отметил, что пока в проекте ощущается не достаточной та среда, которая формируется вокруг нового здания. «Планировочная структура выполнена вполне остроумно. Этот небольшой зал вполне соизмерим с этой внутренней площадью, которая там образована, и, в общем-то, в Европе, в той же Венеции есть множество примеров функционирования подобных объектов».

С учетом рекомендаций, касающихся развития в проекте публичной функции и пространства вокруг здания театра, он был поддержан.

 

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.