ENG
 

Завершен первый этап реставрации кинотеатра «Художественный»

04 Февраля 2020
Завершен первый этап реставрации кинотеатра «Художественный»

Реставраторы привели в порядок кирпичную кладку внутренних стен, демонтировали поврежденную штукатурку фасадов, устроили монолитные железобетонные конструкции и смонтировали стальные фермы над главным кинозалом. Завершить комплексную реставрацию памятника архитектуры планируют уже в этом году.

Продолжается комплексная реставрация объекта культурного наследия регионального значения – здания кинотеатра «Художественный» по адресу: Арбатская площадь, дом 14. Работы проходят под контролем столичного Департамента культурного наследия.

«Масштабная реставрация легендарного кинотеатра «Художественный» - важнейшее событие, к которому приковано внимание не только нашего ведомства, но и многих жителей Москвы. Сейчас завершился первый этап реставрации, в рамках которого были усилены все конструкции, а также дверные и оконные проемы, обеспечена гидроизоляция, восстановлена прочность кирпичной кладки стен, завершены работы по устройству перекрытий кровли и монтажу его покрытия. Полным ходом идут работы по монтажу внутренних инженерных систем, ремонту, восстановлению кирпичных стен со стороны фасадов и реставрации лепного декора», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Кроме того, к настоящему моменту проведен ремонт и восстановление кирпичной кладки внутренних стен реставрационным кирпичом, смонтированы стальные фермы над главным кинозалом, в том числе, две подлинные сохранившиеся фермы работы Шехтеля, устроены монолитные железобетонные конструкции, демонтирована расслоенная штукатурка фасадов.

Алексей Емельянов отметил, что проект реставрации полностью учитывает архитектурную уникальность строения и необходимость приспособить его под современные нужды кинотеатра. Особое внимание уделено реставрации богатого лепного декора кинотеатра, сейчас в мастерских находится порядка 1000 элементов.

Известно, что главному фасаду здания полностью вернут исторический облик: раскроют оконные проемы и воссоздадут исторические надписи: “Художественный электро-театръ” в верхней части фасада, а над парадными дверьми — “Входъ” и “Выходъ”.

На стены нанесут каменную штукатурку — ею были отделаны фасады здания в начале XX века. Это прочное покрытие делают по особой технологии с применением крошки дробленых горных пород. Оно сохраняется десятилетиями без специального ухода.

Работы по реставрации и воссозданию штукатурного слоя начнут весной. Монтаж лепных декоративных элементов будет производиться после завершения штукатурных работ. Около 40 процентов лепных элементов будет отреставрировано и докомпоновано для возвращения на фасады. Остальное из-за большого процента повреждений от атмосферных воздействий будет воссоздано по отливкам с подлинных элементов.

Пластиковые двери и окна в здании, которые появились в 2000-х годах заменят. Вместо них поставят деревянные. Их воссоздадут по историческим документам и сохранившимся образцам.

Помещения кинотеатра также приведут в порядок. Там восстановят каменную лестницу с кованым металлическим ограждением, ведущую на второй этаж. А в фойе на месте утраченного светящегося фонтана с чашей появится «сухой» фонтан.

История памятника

Кинотеатр «Художественный» — одно из самых известных зданий в Москве. Строительство заказал московский предприниматель Роберт Альберт Брокша. Автором проекта стал архитектор Николай Благовещенский. Тогда кинотеатр носил название «Художественный электро-театр». Это было первое в городе здание, предназначенное и оборудованное именно для показа фильмов. Остальные московские кинотеатры приспосабливали для этого уже существующие помещения. Зрительный зал был рассчитан на 400 мест, а украшением фойе стал светящийся фонтан. «Художественный электро-театр» был настолько популярен среди горожан, что скоро перестал справляться с наплывом посетителей. Именно поэтому в 1912-1913-х годах здание перестроили по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля.

Фасады были оформлены в неоклассическом стиле. Для него характерны черты античной архитектуры. Так, по бокам от четырех окон на главном фасаде архитектор симметрично расположил два парадных входа — изначально вход был один, он располагался в правой части.  Они выделены ризалитами (декоративными выступами) с полукруглыми нишами. Их украшали барельефы с античным сюжетом — мчащимися навстречу друг другу колесницами. Над парадными дверьми висели маскароны — декоративные рельефные элементы в виде головы человека. Над выходом находился мужской маскарон, а над входом — женский. Карниз, украшающий стену и ризалиты был оформлен модульонами – декоративными кронштейнами, поддерживающими карниз. По бокам двери и оконные проемы обрамляют пилястры (плоские полуколонны).

В начале прошлого века исторический облик здания существенно изменился. А во время Великой Отечественной войны был разрушен трехэтажный жилой дом, вплотную примыкавший к зданию. В 1950-1960-х годах, когда в архитектуре была объявлена борьба с излишествами, барельефы, маскароны и модульоны сбили, окна были заложены, и здание приобрело более строгий вид. А в 1980-х годах, во время капитального ремонта были оборудованы дополнительные кинозалы, что существенно изменило внутреннюю планировку здания.  

Федор Шехтель (1859-1926 г.г.) — русский архитектор, живописец, график, а также сценограф немецкого происхождения. Один из ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Также он работал в стиле неоклассика. Многие построенные по его проектам здания сохранились до наших дней. Среди них — здание Ярославского вокзала, особняки Зинаиды Морозовой (улица Спиридоновка,17) и Александры Дерожинской (Кропоткинский переулок, дом 13 строение 1), комплекс зданий скоропечатни Левенсона (Трехпрудный переулок, дом 9), бывший доходный дом Строгановского училища (улица Мясницкая, 24) и другие.


Изображения: Анна Иванцова, "Вечерняя Москва"


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.