ENG
 

Юлиана Княжевская: В разработке 100 километров новых дорог

26 Сентября 2019
Юлиана Княжевская: В разработке 100 километров новых дорог

Любая будущая дорога, развязка, мост или тоннель рождаются в компьютерах проектировщиков, архитекторов. О том, как осуществляется это проектирование и каких перемен следует ожидать в ближайшее время и в отдаленном будущем «ВМ» рассказала председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Сколько нужно Москве дорог?

— Юлиана Владимировна, зачем в Москве строится так много дорог? Кто принимает решение о строительстве?

— Все проекты по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе улично-дорожной сети, заложены в Генплане города Москвы. Разумеется, Генплан — не догма, это живой документ, который может изменяться по мере того, как изменяется сама Москва. Но главные приоритеты остаются незыблемыми: улично-дорожная сеть должна обеспечивать горожанину возможность оптимального, комфортного перемещения, в том числе и за счет быстрых и удобных пересадок на другие виды транспорта. Еще одна важнейшая цель — обеспечить транспортную доступность так называемых точек притяжения в городе, Сергей Семенович Собянин уделяет особое внимание вопросам полицентрического развития.

Исходя из этих приоритетов, на основе решений, заложенных в Генплане, власти Москвы определяют очередность проектирования и строительства тех или иных объектов. Подчеркну, что в большей степени эта очередность зависит от пожеланий горожан.

— Приведите пример выбора тех или иных решений.

— Говоря о стратегических решениях, то очевидной необходимостью, например, является борьба с пробками. Когда Москву возглавил Сергей Собянин, было решено приступить к глобальной реконструкции радиальных направлений и МКАД. Мы начали с радиальных улиц и на первом этапе использовали точечные решения — например, уширение улицы на полосу для общественного транспорта, выделение обособленной полосы, чтобы вместе со всем остальными не стоять в пробках. Потребовалось расширение существующей проезжей части, строительство боковых проездов. К примеру, любой, кто пользуется Варшавским шоссе, смог оценить перемены к лучшему, когда построили боковые проезды. 

— Многим кажется, что в Москве слишком много дорог, но так ли это, если сравнивать с другими мегаполисами мира?

— Напротив, для такого развивающегося и растущего города, как Москва, улично-дорожной сети недостаточно. На сегодняшний день в городе действует порядка 6 тысяч километров дорог — это очень мало, если сравнивать с мировыми столицами. Вот пример: плотность улично-дорожной сети у нас составляет порядка 5,5 километра на квадратный километр, в Лондоне — 9,3, в Токио — 10,6, в Нью-Йорке — 12,4. У нас нет другого выбора, чем поддерживать набранные темпы дорожного строительства. Иначе Москву ждет транспортный коллапс. Поверьте, это не только модный термин, которым оперируют журналисты. Коллапс — это реальный риск, избежать которого можно только разумным и эффективным дорожным строительством, перераспределением транспортных потоков, выстраиванием четкой логистики. 
Поясню, что плотность улично-дорожной сети — это показатель формирования сети в отдельном секторе, она измеряется общей протяженностью дорог на квадратный километр территории. Мы оперируем этим показателем при градостроительном планировании.

— Что сейчас находится в разработке, чего ожидать в ближайшие годы в сфере дорожного строительства?

— Самые серьезные проекты — продолжение строительства участков хордовых направлений на территории старой Москвы и замыкание их в хордовое кольцо, а также формирование поперечных связей на территории ТиНАО, таких как Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, Варшавское шоссе — Андреевское — Яковлево.

Самые актуальные — те проекты, которых ждут сами жители, на которые сформирован общественный спрос в плане логистики. Например, улично-дорожная сеть для обслуживания промзоны «Руднево» и района Некрасовка, расположенных в 5 километрах от МКАД. Недавно в Некрасовку дотянулось метро, и теперь горожане просят ускорить строительство участка Северо-Восточной хорды, чтобы быстрее добраться до метро, пересесть и ехать в центр. Сейчас проект планировки участка хорды находится в стадии утверждения, в Адресной инвестиционной программе города заложено финансирование на проектирование, и в ближайшее время начнется строительство. 

Это лишь один пример создания проектов планировки по запросам жителей, которые правительство считает приоритетными. На сегодняшний день у нас в разработке находятся порядка 60 подобных проектов — это около 100 километров новых дорог. Более половины из них надеемся утвердить до конца года. Наиболее интересные, на мой взгляд, проекты — путепровод через Октябрьскую железную дорогу в районе платформы Алабушево в Зеленограде, пешеходный переход через Алтуфьевское шоссе, улично-дорожная сеть в Коммунарке.

Хордовое кольцо: «дружим» спальными районами, разгружаем центр

— Не все представляют себе роль хорд в формировании транспортного каркаса Москвы. Расскажите об этом подробнее.

— Основное назначение хордового кольца — а в будущем все четыре хордовых направления сомкнутся в кольцо, вытянутое в сторону ТиНАО, — перераспределить транспортные потоки, а также снять нагрузку с МКАД или Третьего транспортного кольца. Например, сейчас, чтобы выехать из южных районов в центр или на запад, нужно проехать по МКАД или по перегруженному Каширскому шоссе. Хорды позволят избежать этого. Другая иллюстрация удобства: Северо-Восточная хорда не только соединяет САО и ВАО, она «подхватывает» скоростное направление Санкт-Петербург — Москва и дальше вливается в трассу Москва — Нижний Новгород — Казань. Разумеется, мы говорим в первую очередь о разгрузке московских трасс, а не об удобствах для транзитников.

Если говорить о структуре кольца, то оно состоит из Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной хорд, а также Южной рокады. Протяженность кольца составит порядка 133 километров с учетом боковых проездов и выходов на вылетные магистрали. В составе кольца проектируется множество интересных искусственных сооружений — например, винчестерный тоннель на улице Народного Ополчения и строящийся мост на улице Нижние Мневники. Разумеется, будут и внеуличные пешеходные переходы, причем не только через саму магистраль, но и с учетом развития железных дорог и направлений МЦД, а также эстакады и другие объекты.

— Как отразится ввод в эксплуатацию хорд на дорожно-транспортной ситуации?

— Северо-Восточная хорда создаст дополнительную связь в северном, северо-восточном и в восточном секторах Москвы, которые являются наиболее загруженными в городе. Уменьшится время в пути, а количество пробок и заторов сократится на 20 процентов. Хорда разгрузит целый ряд направлений: Алтуфьевское шоссе, Дмитровское, Щелковское, Открытое и шоссе Энтузиастов, Проспект Мира и ряд других магистралей, включая 40-километровый участок МКАД.
Другой пример преимущества – соединение Юго-Восточной хорды с трассой Солнцево – Бутово - Варшавское шоссе. Это обеспечит дополнительную связь между Старой и новой Москвой, позволит жителям ТиНАО попадать в город, не выезжая на МКАД. И подобных примеров много.

— Есть ли особенности в планировании таких крупных объектов, как хордовое кольцо?

— Разумеется, есть. Проектировщикам приходится учитывать множество факторов и особенностей территорий: плотную застройку, прохождение железнодорожных путей, дислокацию промзон и многое другое. Основополагающий фактор, конечно — минимум неудобств для жителей. Там, где это было возможно, мы старались «отодвинуть» магистраль от жилой застройки, даже если для этого приходилось трассировать хорды практически в полосе отчуждения железной дороги. Конечно, общая структура магистралей заложена в Генплан, но если есть хоть малейшая возможность позаботиться о комфорте москвичей, проектировщики обязательно делают это.

— Какие участки хордового кольца сейчас находятся в разработке?

— Северо-Западная хорда практически сформирована. Сейчас проектируется ее последний участок, который соединится с участком Северо-Восточной хорды, — это отрезок от Ярославского шоссе до Дмитровского. 

Утверждены проекты планировки участков Северо-Восточной хорды между Ярославским и Дмитровским шоссе и от Щелковского шоссе до Открытого. Сейчас идет проектирование этих участков.

Юго-Восточная хорда тоже практически сформирована, планировочное решение магистрали по всем участкам разработано, проведены публичные слушания.

Южная рокада сформирована начиная от развязки МКАД с Рублевским шоссе. В настоящее время она построена до Пролетарского проспекта. Дальше по Генплану предусмотрено прохождение рокады от Кантемировской улицы через улицу Борисовские пруды и далее на юго-восток со строительством протяженного тоннеля. Решение по этому участку пока не принято, поэтому Южная рокада пока доходит до Юго-Восточной хорды. 

Магистрали: роли исполняют и дублируют…

— Дороги-дублеры сегодня также ожидаемы и востребованы горожанами. Завершается строительство участка Южного дублера Кутузовского проспекта от Аминьевского шоссе до Минской улицы. Как изменится обстановка после завершения его строительства и всего дублера?

— Южный дублер Кутузовского проспекта — это вылетная магистраль из центра города от Третьего транспортного кольца до МКАД. Сам Кутузовский проспект сегодня перегружен, он принимает на себя мощный трафик из области, в частности, из Одинцовского городского округа. Сюда же направляется поток жителей Подмосковья, едущих в Москву через Можайское и Минское шоссе. Этот 11-километровый дублер существенно разгрузит проспект и к тому же позволит обеспечить транспортное обслуживание новой застройки, в том числе реализуемой и по программе реновации района Очаково-Матвеевское.

— На какой стадии планировка Северного дублера Кутузовского проспекта? Где он будет проходить и какова его протяженность?

— Протяженность этого дублера составит около 10 километров, он будет строиться по концессионному соглашению. На сегодняшний день утвержден проект планировки, разработана проектная документация. Разумеется, на всем его протяжении появятся внеуличные подземные и надземные пешеходные переходы.

— Одно из самых загруженных на сегодня радиальных направлений — Калужское шоссе. Расскажите о его реконструкции: что удалось сделать на данный момент и что предстоит?

— Точнее сказать было одним из самых загруженных. На сегодняшний день Калужское шоссе реконструировано до пересечения с Центральной кольцевой автодорогой. Передвижение по нему стало более комфортным, что также отмечено жителями присоединенных к городу Москве территорий.

Хочу отметить, что на всех вылетных магистралях, включая Калужское, Волоколамское и другие шоссе, проделана большая работа по оптимизации планировочных решений с целью улучшения движения транспорта как личного, так и общественного. Появились заездные карманы для общественного транспорта, уширения проезжей части для поворотного движения, боковые проезды. Все эти элементы серьезно облегчили движение и к тому же обеспечили дополнительную безопасность водителей и пассажиров.

— Жители Новой Москвы ждут дорогу Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Какие участки прорабатываются?

— Действительно, эта магистральная улица очень важна для ТиНАО: она обеспечит связь всех районов между собой и со Старой Москвой — можно будет проехать напрямую из Бутова в Коммунарку. Все проекты планировки, градостроительная документация по трассе готовы и утверждены, построены участки от Киевского до Калужского шоссе и от Калужского до Коммунарки. Теперь предстоит продлить магистраль до Бутова, в настоящее время ведется подготовка проектной документации на данный участок. В разработке находится и проектная документация последнего отрезка от Киевского шоссе до Боровского, им занимаются в Департаменте строительства Москвы. Полагаю, что в течение трех лет дорога полностью будет сдана в эксплуатацию.

— Что еще сегодня делается в ТиНАО для развития улично-дорожной сети?

— Вся территория Новой Москвы в работе у проектировщиков и строителей. Есть понимание структуры улично-дорожной сети. Многие проекты планировки уже утверждены, как, например, по магистральной улице Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево. Помимо уже упомянутой магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, обеспечивающей поперечные связи в ТиНАО, важнейшим проектом для округа будет магистраль МКАД –— Коммунарка — Остафьево, которая возьмет на себя уже продольные связи.

МКАД: дело идет к развязке

— Как сейчас кольцо справляется с текущей нагрузкой? Какие планы и этапы по реконструкции участков МКАД? Какие развязки будут модернизированы? 

— На сегодня главная проблема МКАД — неэффективные развязки на пересечениях с вылетными магистралями, которые не справляются с возрастающим трафиком. Поэтому реконструкция этих объектов — одно из приоритетных направлений. Здесь мы уже проделали большую работу: утверждены проекты планировки практически на все участки, нуждающиеся в реконструкции, — это 89 километров из 109. Например, развязка с Можайским шоссе — в свое время там нагрузка приблизилась к критической отметке. Сейчас идут работы на развязке с Волоколамским шоссе, где всегда были жуткие пробки из-за узости пересечения. Здесь будут сделаны новые направленные съезды, увеличится ширина проезжей части, где это возможно, и пропускная способность развязки, конечно же, существенно возрастет. Закончены работы на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей. Ведется реконструкция развязки с ул. Генерала Дорохова.
В ближайших планах — реконструкция пересечений с Алтуфьевским и Осташковским шоссе, проекты уже утверждены и подкреплены финансированием. Также утвержден проект реконструкции развязки МКАД с Липецкой улицей, по ней было множество обращений жителей. Работы там начнутся в ближайшее время.

Проектирование: из виртуальности в реальность

— Многих интересуют тонкости процесса проектирования объектов улично-дорожной сети. Чем руководствуются разработчики?

— На начальной стадии рассматривается множество нюансов: какой будет эта улица, сколько полос, какой ширины, какое у нее функциональное назначение, будет ли это межквартальная, межрайонная или общегородская связь? Основные параметры, конечно, заложены в Генплане, но реальная ситуация часто требует корректив. Чтобы правильно спроектировать участок трассы, необходимо моделирование транспортных потоков с учетом особенностей развития территории. Существует специальное программное обеспечение, с помощью которого проектировщики создают виртуальную модель, загружая туда параметры существующего трафика и технико-экономические показатели перспективной застройки. 

Модели создаются как на микроуровне — отдельный квартал, микрорайон или район, так и на макроуровне, охватывающем большую территорию. Получается достаточно точная модель, на которой можно отработать различные сценарии, влияющие на ситуацию в улично-дорожной сети. В результате разрабатываются конкретные планировочные решения, на основе которых создается проектная документация. Последняя уточняется в масштабе 1:500.

В итоге мы получаем детальную картину, учитывающую все, — от особенностей рельефа до залегания инженерных сетей. При этом ряд проектов создается с применением передовых BIM-технологий. Это технологии создания компьютерных моделей в определенной программной среде, которые можно посмотреть в различных проекциях и устранить возможные риски еще на стадии проектирования.

— Вы сказали, что в результате моделирования удается выбрать оптимальное проектное решение. Есть примеры того, как это было реализовано на практике?

— Таких примеров множество. Причем оценку подчас дают и специалисты, и сами жители. Массу хороших отзывов мы получили после окончания строительства Северо-Восточной хорды от Бусиновской транспортной развязки. Люди получили новый маршрут для поездок. И вот любопытная деталь: многие недоумевали, почему этот участок так мало загружен, не ошиблись ли проектировщики в его востребованности? Вот здесь и проявились особенности моделирования ситуации на перспективу. Сейчас трафик на участке скромный, но когда хорда будет достроена, загруженность возрастет до проектной, и люди убедятся в точности транспортного моделирования.

— Спасибо за детальный рассказ. Прочитав это интервью, люди действительно убедятся в том, что дорог в Москве задумано ровно столько, сколько нужно для нормального перемещения по городу и свободного сообщения с Подмосковьем.

— Я тоже очень на это надеюсь. Мы видим на общественных слушаниях, как растет в обществе понимание необходимости развивать улично-дорожную сеть. Люди устали от так называемых перепробегов, от необходимости добираться до цели окольными маршрутами, от пробок и заторов. Еще раз подчеркну: приоритеты в развитии улично-дорожной сети подсказывают нам сами москвичи. Все, что мы делаем — делаем для горожан.

СПРАВКА

Юлиана Владимировна Княжевская окончила Московскую государственную юридическую академию. По 2003 год работала в судах, затем юрисконсультом в ГУП «УПСП Москомархитектуры». В 2012 году заняла должность заместителя председателя Москомархитектуры, в 2014 году стала первым заместителем, а затем по распоряжению мэра Москвы возглавила ведомство.


Изображения: .


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.