ENG
 

Старинные росписи и барельефы: что нашли реставраторы во время подготовки дома Филиппова к работам

15 Июля 2021

Все найденные элементы будут сохранены под контролем Мосгорнаследия.

Дом по адресу Тверская улица, д.10 известен как дом Д.И.Филиппова с булочной, кондитерской и кофейной. Статусом объекта культурного наследия здание не обладает. Тем не менее по настоянию Мосгорнаследия и авторского надзора все важные архитектурно-художественные элементы декора сохраняются под контролем ведомства. Сейчас мы наблюдаем начало их полноценной научной реставрации.

В здании закончилось подробное дообследование всех конструкций и художественных деталей. Во время этих работ специалистам удалось раскрыть от ремонтных шпаклевок и записей 3 слоя росписи на живописном плафоне, альфрейные росписи, имитирующие обои с виньетками, а также уникальный барельеф «Танец» с большой вероятностью выполненный П.П.Кончаловским и С.Т.Коненковым. Обследование проходило в разных залах, в том числе в булочной, в зале ресторана «Центральный» и в вестибюле (главный вход в гостиницу). Также установлено, что стены всего здания заражены биодеструкторами (опасными грибами и бактериями).

«Это действительно интересное здание, главный фасад которого участвует в формировании облика Тверской улицы. Здесь располагалась одна из самых известных в столице булочных – заведение семьи Филипповых. За свою историю здание пережило многочисленные перестройки. Хотя дом статусом объекта культурного наследия не обладает, мы настояли на сопровождении работ. Буквально на днях специалисты, проводившие обследование помещений, порадовали новыми находками. Они обнаружили историческую живопись и элементы декора. Все важные элементы отреставрируют либо на месте, либо в реставрационных мастерских», - рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Росписи на живописном плафоне в помещении булочной сохранилась в плохом состоянии – верхний слой отслаивается, шелушится и осыпается. Поэтому специалисты укрепили ее для последующего демонтажа и реставрации. Не демонтировать живопись в данном случае невозможно, поскольку она может пострадать вовремя ремонта перекрытий.

Барельефы Кончаловского тоже досконально изучили и укрепили. Стена, на которой они закреплены находится в аварийном состоянии, поэтому они будут бережно демонтированы и перевезены в мастерские для последующих работ по сохранению.

Во время подготовительных работ также были тщательно изучены состав и крепость гипса, штукатурки, уникальных деревянных перил (американский орех), метлахской плитки по всей площади полов.

В зале ресторана «Центральный» расчистили стены и изучили гипсовые декоративные детали, на которых, как оказалось, присутствует множество ремонтных доработок. Скульпторы выполнили формы и копии для детального изучения. Кроме того, на стенах были обнаружены авторские красочные слои с легким посеребрением и золочением. Отдельное внимание уделили кариатидам: провели тщательное обследование и подробно изучили систему их монтажа, что позволит их бережно демонтировать без утрат и сколов и затем после реставрации монтировать на место.

Реставраторы выяснили, что все потолки с богатым лепным декором также сильно пострадали. Сейчас, несмотря на аварийность потолков, специалисты изучают все, что на них сохранилось, чтобы затем привести их в порядок.

В вестибюле во время обследований был найден красный и белый мрамор в отделке стен.                Он относится к середине прошлого столетия. Помимо этого, обнаружена хорошо сохранившаяся гипсовая капитель и несколько периодов росписи на живописном плафоне. Все это также готовится к демонтажу. Почти все стены, к которым крепили декоративные элементы, требуют срочных восстановительных работ.

«Обследование, расчистка, укрепление и демонтаж декоративных элементов на Тверской, 10 – по-настоящему трудоемкий и очень сложный процесс, высокохудожественная работа. Поэтому у нас задействованы даже не лепщики, а высококвалифицированные мастера-скульпторы. Мы изучили состояние всех материалов и главное поняли, как декор крепится к стенам. Наша цель – максимально сохранить изящные детали уникальной ручной работы, украшавшие помещения. Поэтому большинство из них аккуратно демонтируют и перевозят в мастерские. Там можно безопасно вернуть элементам исторический облик и затем вернуть их на место. Это дает гораздо больше гарантий сохранности подлинников, нежели их реставрация без демонтажа», - прокомментировала научный руководитель, реставратор высшей категории Елена Кузнецова.

Она отметила, что декор изучается не только с точки зрения состояния и материалов, но и с искусствоведческой позиции.

В настоящий момент специалисты продолжают расчищать готическую столовую на втором этаже. Там находится очень тонкая лепнина с уникальными капителями в виде букетов маков, имитирующая деревянную резьбу.


Изображения: .


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.