Стажировка – обязательная часть образования
Что дает молодому архитектору стажировка в зарубежном бюро? Как туда попасть? Как подготовиться и чего ждать? На эти и многие другие вопросы ответили архитекторы, прошедшие стажировки в бюро Алехандро Аравены, Жана Нувеля, Кэнго Кума и других всемирно известных компаниях.
Практикующих архитекторов с опытом стажировок в совершенно разных по географии, традициями культуре работы странах, Франции, Японии, Китае, Нидерландах, США и Чили собрал круглый стол «Личный опыт: стажировки в зарубежном бюро», который прошел в рамках образовательного проекта Москомархитектуры «Открытый город».
Участники мероприятия сошлись во мнении, что стажировки бывают очень разные в зависимости от страны, конкретного бюро и навыков стажера. Краткосрочные и длительные – до полугода, и даже года. Оплачиваемые и не оплачиваемые. Во многих странах Европы не оплачиваемые стажировки сегодня запрещены, но есть государства, где оплата не является обязательной части стажировки в бюро. В некоторых компаниях стажеры участвуют в проектах наравне с ведущими архитекторами, а в некоторых – приходится клеить макеты. Но вывод один – стажировка, это важный опыт для молодого специалиста. Она принесет не только ценную для работодателя строчку в резюме, не только навыки реальной работы в бюро, но и даст возможность расширить личный и профессиональный кругозор.
Основываясь на собственном опыте, спикеры круглого стола дали ряд советов тем, кто еще только задумывается над подачей документов на стажировку.
По словам Полины Балыш, которая стажировалась в Future Polis (Китай), стажировка – обязательная часть образования. Для того, что попасть на нее, надо знать английский. Без этой базы будет очень сложно.
«Один из плюсов стажировки в том, что она покажет вам – ваш ли вообще это путь. Потому что учеба в вузе достаточно сильно отличается от реальной практики. Так что лучше пройти ее пока вы еще учитесь. В российских вузах, к сожалению, не дают отпуск на прохождение стажировки, так как это происходит в европейских странах, поэтому придется брать академический отпуск или успевать за летние месяцы, хотя я считаю, что стажироваться лучше более длительный срок, полгода-год», – рассказал Антон Котляров, стажировался в Kengo Kuma & Associates (Япония), – Если говорить о шагах, которые нужно сделать, то я бы рекомендовал составить список бюро, которые вам интересны. Стажировка – это важный шаг и, наверное, не стоит идти в любое бюро. Выберите то, что вам действительно близко. Посмотрите, что они требуют – часто это указано на сайте компании – и если вы не владеете какими-то программами, то начните их изучать. Составьте портфолио, я делал это с помощью сайта Yumpu.com, где можно сравнить свое портфолио с другими, и понять на каком вы уровне. Обычно портфолио включает не более 5-6 проектов и весят не более 10 МГб. Еще я бы рекомендовал приготовится к отказу. В этом случае не расстраивайтесь, отправьте запрос еще раз через какое-то время, а если ответа не будет, попробуйте расширить список бюро».
Ольга Лебедева, стажировалась в Toshihiro Oki architects (США), отметила, что одним из важных навыков, для нее стал навык работы в команде с незнакомыми людьми. Стажеров, часто из разных стран, объединяли в группы по 2-3 человека для работы над разными проектами.
«Но нам дали очень важный ключ, которым стал манифест проекта. В начале работы вы садитесь, выписываете тезисы – то, что по вашему мнению должно обязательно быть или точно не быть в проекте, как кодекс. Потом сравниваете, и оставляете те пункты, с которыми согласны все члены команды. После этого начинаете проектировать. И все последующие идеи вы сверяете с этими тезисами. Этот опыт очень пригодился мне потом в России, когда мы проектировали с коллегами временный павильон в Парке Горького. Наш проект тогда победил, но его разработка была сопряжена с большим творческим процессом, и нам нужно было прийти к единому мнению, что получилось благодаря, в том числе, опыту работы с манифестом», – рассказала Ольга.
По словам Никиты Сергиенко, стажировался у Жана Нувеля (Франция), найти стажировку помогают настойчивость и фарт. Почему настойчивость? Потому, что если бюро крупное, то на его адрес приходит много запросов и резюме может просто потеряться. Поэтому лучше перезвонить и не бояться быть настойчивым. Почему фарт? Потому, что иногда действительно везет – на отправленное портфолио сразу перезванивают и просят выйти на следующий день. А иногда могут и вообще не ответить. Многое зависит не только от портфолио, но и от объективных обстоятельств – загруженности бюро, или заинтересованности в специалисте из конкретной страны, если бюро планирует или уже работает на том или ином национальном рынке.
Анастасия Тихомирова, стажировалась в бюро Elemental (Чили), рекомендует не бояться. «Вы думаете, что таких как вы тысячи и сомневаетесь, почему должны выбрать именно вас. Но на самом деле, поверьте, тех, кто действительно нажимает Enter намного меньше, чем тех, кто просто мечтает о стажировке, так что конкуренция у вас не настолько велика, – отметила Анастасия, – И еще советую, всегда смотрите шире. Даже если вам дают простые или рутинные задания, наблюдайте, как работает бюро, как общаются между собой сотрудники, как они ведут переговоры с заказчиком, как презентуют проекты и как выстроен рабочий процесс. Вообще стажировка – это способ понять, что то, как вас учили – может быть прекрасный, но далеко не единственный путь».
Станислав Кашин, стажировался в MVRDV (Нидерланды) в своем выступлении посоветовал сделать портфолио, которое зацепит с первого взгляда. В крупные бюро приходит больше 1,5 тыс. портфолио, это значит, что на каждое они тратят в среднем 3 секунды. «Вообще для каждого бюро я делал отдельное портфолио, так как у всех компаний своя подача. На сайте каждого бюро есть манифест, я знакомился с ним и исходя из этого формировал портфолио», – рассказал Станислав.
- Темы:
- открытый город |
- стажировка