ENG
 

Работы по реставрации лепнины кинотеатра «Художественный» завершены на 80%

02 Марта 2020
Работы по реставрации лепнины кинотеатра «Художественный» завершены на 80%

Независимые эксперты совместно с Мосгорнаследием провели оценку отреставрированного декора кинотеатра «Художественный». Часть деталей отправились на переделку. Завершить комплексную реставрацию памятника архитектуры планируют уже в этом году.

Члены научно-методического совета при Мосгорнаследии провели выездную проверку хода реставрации лепного декора объекта культурного наследия регионального значения – здания кинотеатра «Художественный». Эти работы ведутся в условиях мастерских с декабря 2019 года.

«Возвращение исторического облика лепному декору «Художественного» - очень трудоемкий процесс. Ежедневно в мастерских реставраторы кропотливо расчищают и аккуратно восполняют утраты на деталях, а также занимаются формовкой и отливкой декоративных элементов, которых здесь порядка тысячи. Для того, чтобы результат оказался точным с точки зрения истории, реставраторы высшей категории, скульпторы и архитекторы, входящие в состав научно-методического совета, провели тщательный осмотр промежуточных итогов. Часть отреставрированных и воссозданных деталей была утверждена, а часть отправилась на доработку. Мы приняли решение провести еще одну проверку в марте», - рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Глава ведомства уточнил, что из тысячи лепных элементов около сорока процентов будет отреставрировано и докомпоновано для возвращения на фасады. Остальное из-за большого процента повреждений от атмосферных воздействий воссоздается по отливкам с подлинных элементов.

Сейчас мастера отлили 12 кессонов для реставрируемого потолка зрительного зала. Проектом реставрации также предусмотрена интеграция сохранившихся кессонов Шехтеля. Также отлиты все капители северного фасада и около 140 погонных метров тянутого карниза для главного зрительного зала и фойе. Началась подготовка модели букв для западного фасада. Выполнены профили колесниц барельефов «Гелиос» и «Селена», ведется проработка орнамента. Начаты работы по воссозданию коринфской капители из Главного зрительного зала.

Кроме того, продолжается комплексная реставрация самого здания кинотеатра по адресу: Арбатская площадь, дом 14. Работы проходят под контролем столичного Департамента культурного наследия.

К настоящему моменту усилены все конструкции здания кинотеатра, а также дверные и оконные проемы, обеспечена гидроизоляция, восстановлена прочность кирпичной кладки стен. Проведен ремонт и восстановление кирпичной кладки внутренних стен, смонтированы стальные фермы над главным кинозалом, в том числе, две подлинные сохранившиеся фермы работы Шехтеля, устроены монолитные железобетонные конструкции, демонтирована расслоенная штукатурка фасадов, выполнено устройство металлических конструкций зенитного фонаря.

Продолжаются работы по монтажу внутренних инженерных систем, восстановлению кирпичных стен со стороны фасадов, монтажу перегородок, устройству входных групп. Начались работы по черновой отделке.

Проект реставрации полностью учитывает архитектурную уникальность строения и необходимость приспособить его под современные нужды кинотеатра.

История памятника

Кинотеатр «Художественный» — одно из самых известных зданий в Москве. Строительство заказал московский предприниматель Роберт Альберт Брокша. Автором проекта стал архитектор Николай Благовещенский. Тогда кинотеатр носил название «Художественный электро-театр». Это было первое в городе здание, предназначенное и оборудованное именно для показа фильмов. Остальные московские кинотеатры приспосабливали для этого уже существующие помещения. Зрительный зал был рассчитан на 400 мест, а украшением фойе стал светящийся фонтан. «Художественный электро-театр» был настолько популярен среди горожан, что скоро перестал справляться с наплывом посетителей. Именно поэтому в 1912-1913-х годах здание перестроили по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля.

Фасады были оформлены в неоклассическом стиле. Для него характерны черты античной архитектуры. Так, по бокам от четырех окон на главном фасаде архитектор симметрично расположил два парадных входа — изначально вход был один, он располагался в правой части.  Они выделены ризалитами (декоративными выступами) с полукруглыми нишами. Их украшали барельефы с античным сюжетом — мчащимися навстречу друг другу колесницами. Над парадными дверьми висели маскароны — декоративные рельефные элементы в виде головы человека. Над выходом находился мужской маскарон, а над входом — женский. Карниз, украшающий стену и ризалиты был оформлен модульонами – декоративными кронштейнами, поддерживающими карниз. По бокам двери и оконные проемы обрамляют пилястры (плоские полуколонны).

В начале прошлого века исторический облик здания существенно изменился. А во время Великой Отечественной войны был разрушен трехэтажный жилой дом, вплотную примыкавший к зданию. В 1950-1960-х годах, когда в архитектуре была объявлена борьба с излишествами, барельефы, маскароны и модульоны сбили, окна были заложены, и здание приобрело более строгий вид. А в 1980-х годах, во время капитального ремонта были оборудованы дополнительные кинозалы, что существенно изменило внутреннюю планировку здания.  

Федор Шехтель (1859-1926 г.г.) — русский архитектор, живописец, график, а также сценограф немецкого происхождения. Один из ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Также он работал в стиле неоклассика. Многие построенные по его проектам здания сохранились до наших дней. Среди них — здание Ярославского вокзала, особняки Зинаиды Морозовой (улица Спиридоновка,17) и Александры Дерожинской (Кропоткинский переулок, дом 13 строение 1), комплекс зданий скоропечатни Левенсона (Трехпрудный переулок, дом 9), бывший доходный дом Строгановского училища (улица Мясницкая, 24) и другие.


Изображения: Агентство городских новостей "Москва"


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.