ENG
 

«Приметы городов» стали лучшим просветительским проектом года по версии АРХ-Москвы

02 Июня 2017
«Приметы городов» стали лучшим просветительским проектом года по версии АРХ-Москвы

Лучшие эксперты в области архитектуры, реноваций и городских изменений из российских регионов приняли участие в работе II Ежегодного Регионального дня проекта «Приметы городов».

В рамках Международной выставки «АРХ Москва-2017» прошла серия дискуссий, посвященных новым девелоперским проектам и инициативам в городах России, которые меняют городской ландшафт и социо-культурные модели поведения горожан. По результатам работы дискуссионной программы и выставки, «Приметы городов» стали лучшим просветительским проектом 2017 года по версии «АРХ-Москвы».

Ключевые вопросы II Ежегодного «Регионального дня» проекта «Приметы городов» были связаны с поисками и городской идентичности. Зачем нужны городские бренды? Как образ города может повлиять на его экономику и культуру? Как с помощью цвета можно изменить жизнь территории? Как и кто управляет городскими переменами? — Ответы на эти вопросы искали ведущие специалисты по архитектуре, урбанистике, городским изменениям.

г. Гороховец. Фото предоставлено Strelka Magazine

ПЕРВЫЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ОБСУЖДЕНИЮ ПРАКТИК РАБОТЫ С ГОРОДСКОЙ АЙДЕНТИКОЙ.

Предваряя начало разговора, Юлия Зинкевич, автор и куратор проекта «Приметы городов», руководитель коммуникационного агентства «Правила общения» — организатора проекта, отметила, что «основная идея проекта „Приметы городов“ — популяризация и продвижение современных качественных примеров нового строительства и реставрации зданий и общественных пространств, которые появляются за пределами Москвы. В России множество городов, где за последние несколько лет произошли существенные изменения, построены новые здания, реконструированы заброшенные пространства. И мы хотим их собрать на своей площадке и дать им возможность быть увиденными и услышанными».

Соня Эльтерман, главный редактор Strelka Magazine выступила с докладом на тему: «Как историческому российскому городу удалось попасть в предварительный список ЮНЕСКО?». Она, в частности сказала: «Есть основные критерии, по которым город может оказаться в этом списке, и Гороховец соответствует двум. Первый — это сохранение исторического ландшафта. Если посмотреть на то, как сегодня устроен Гороховец, то его основные доминанты остались такими же, как были при Петре Первом, то есть 400 лет назад. Вторая причина, по которой город попал в список ЮНЕСКО, это его гармоничное сочетание с окружающей средой. Город Гороховец уникальным образом обошло массовое новое строительство. Поэтому сегодня, если забраться на Лысую гору, можно сфотографировать практически подлинную панораму 17-го века».

Разговор о городской идентичности продолжила Наталья Рыбальченко — эксперт по брендингу городов: «Буквально на днях мы защитили перед жителями и предпринимательским сообществом концепцию города Суздаль. В основе концепции — масштабное исследование. Основной инсайт, который мы получили, проведя опрос среди предпринимателей Суздаля, заключается в том, что это — город, который как бы открывает тебя. То есть, когда ты приезжаешь в Суздаль, с тобою происходит какая-то внутренняя трансформация. Далее мы замерили отзывы туристов, которые описывают город совершенно с другой позиции. Выяснилось, что они, напротив, не воспринимают Суздаль, как что-то живое, скорее как декорацию. Так стало очевидно, что нужно искать некую объединяющую всех идею города. И вот, что мы в итоге предложили: Суздаль — это вовсе не самый туристический и гостеприимный город России. Это — город, который хранит в себе множество тайн и секретов, к которым нужно подобрать ключ, как к каждому человеку. Базовая идея Суздаля как „города Тайны“ понравилась многим. Сейчас мы продолжаем развивать ее».

Фото с фестиваля «Новый Город: Древний» в Нижнем Новгороде. Фото предоставлено фестивалем

ВО ВТОРОМ БЛОКЕ ДИСКУССИЙ ЭКСПЕРТЫ ДЕЛИЛИСЬ СЕКРЕТАМИ УСПЕХА ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ

Алексей Суглоб, генеральный директор «САРОС — Свет М», один из организаторов проекта: «Мы рады тому, что проект „Приметы городов“ взял на себя труд рассказать о том, как живет сейчас Россия, чем гордится и к чему стремится. Приведу всего один пример из нашей практики: есть в Западной Сибири город Белоярский, окружение которого составляют лесотундра и болота. Здесь живут люди, которые честно и много работают. И есть администрация, руководитель которой сказал: „Мы не можем изменить природу вокруг, но можем сделать так, чтобы в нашем городе люди забывали о том, что снаружи“. И наша компания несколько лет в тесном контакте с администрацией и Архитектурным бюро „СитиАрх“ трудились над решением этой задачи. И у нас получилось. Один ККЦ „Камертон“ чего стоит — настоящая культурная и архитектурная жемчужина, которой многие по-доброму завидуют».

Илья Мукосей, партнер в PlanAR Studio: «Развитие городов зависит от многих факторов, но одним из самых главных является частная, личная, корпоративная и прочая негосударственная инициатива. И стоящие за этой инициативой конкретные люди. Инициатива „снизу“ является самой лучшей базовой основой для развития, на которую потом может оказаться „надета“ любая поддержка, в том числе и государственная».

Артем Филатов, организатор фестиваля уличного искусства в Нижнем Новгороде: «Не секрет, что в Нижнем Новгороде много деревянных домов, попадающих с точки зрения чиновников под „ветхое“ жилье. Между тем, за каждым этим домом стоит целая жизнь. В рамках Фестиваля мы решили „вернуть“ жизнь этим домам. Художники расписали дома такими элементами, как, например, кружевные салфетки, которые можно встретить у бабушек и дедушек в интерьере. На их фоне проступают нанесенные на стены цитаты из Августина Блаженного, где он рассуждает в своей автобиографии о том, как устроена человеческая память, о том, как мы забываем, запоминаем какие-то вещи. Эти приемы в корне изменили судьбу домов. Конечно, кружева не остановят разрушения, но они буквально приковали внимание к этим домам, как к арт-объектам».

Многие из объектов фестиваля «Новый Город: Древний» в Нижнем Новгороде в каком-то смысле вернулись обратно на карту города, стали заметными и в итоге обретают статус городских достопримечательностей. Вместе с этим в городе поменялось отношение к таким домам, теперь практически не стоит вопрос о том, будто бы все люди хотят уезжать из деревянных домов, а чиновники не могут себе позволить говорить о них, как о гнилушках или собачьих будках.

Артем Филатов: «Осенью 2017 года мы планируем открыть выставку в здании бывшего Музея Нижегородской Интеллигенции, построенного в 1842 году и являющегося Объектом Культурного Наследия. Своей выставкой мы хотим рассказать об истории этого квартала и истории единственного музея интеллигенции в России. Вместе с этим мы хотим показать варианты развития этого исторического пространства, стимулировать будущие проекты современного использования исторического наследия города. Темой выставки станет понятие „дом“, которое мы хотим исследовать через призму того, как меняется концепция личного пространство в истории и как оно влияет на человека и его становление с самого детства».

Разговор о городских изменениях на примере Нижнего Новгорода продолжила Марина Игнатушко, председатель правления общественной организации «Открытая Стрелка»: «Главные истории, которые происходят в нашем городе, связаны со Стрелкой. Так называется уникальное место в самом центре города, где сливаются две мощные реки — Волга и Ока. Хаотичное проектирование Стрелки велось достаточно давно. В начале 90-х появились самые разнообразные проекты, самым гигантским из которых стал стадион. Образ Стрелки „рассыпался“. В последнее время предпринимаются попытки со стороны власти, профессионального сообщества и активных горожан вернуть или создать Стрелке неповторимый образ. До сих пор этот процесс носил самодеятельный характер в виде разовых акций. К изменению среды это не приводило. Сейчас мы пытаемся действовать системно. В настоящее время при губернаторе области создана экспертная комиссия, которая работает по Стрелке.

О том, как сегодня развивается Екатеринбург, рассказал Никита Сучков, автор и куратор проекта «Дни конструктивизма на Урале». Проект состоит из выставок, лекций, экскурсионной программы. В зоне внимания — конструктивистские дома, которые проект помогает всем желающим увидеть в новом свете — показать, как работала архитектурная мысль, представить конструктивистские здания неисчерпаемым источником вдохновения для современных градостроителей и урбанистов. В зависимости от проблематики экскурсионные и лекционные пути «Дней конструктивизма» проходят по таким объектам, как, например, Городок чекистов, дома Уралоблсовнархоза на Малышева, Медгородок на Репина, Институт охраны материнства и младенчества — конструктивистский комплекс, который сейчас находится в статусе выявленного объекта культурного наследия. В своем выступлении Никита Сучков высказался за сохранение конструктивистского наследия и включение его в современную городскую повседневность.

Закончила парад российских городов Анна Селянина, куратор кинопроекта «Код города», продюсер фильма «Напротив Левого берега», которая рассказала о Ростове-на-Дону и своем исследование про то, как сами ростовчане видят свой город.

Анна Селянина: «С одной стороны, есть внешний шаблонный набор образов Ростова: казаки, жара, румяные барышни, кабаки, разгульная жизнь. С другой стороны, местные жители живут в совсем другом Ростове. Когда разговариваешь с ними про город, на свет выходят совершенно другие реалии и символы. Чаще всего рассказывают о знаменитых мозаиках в ростовских переходах, о Парамоновских складах-купальнях, которые сейчас прикрыли из-за разрушения, и это задевает практически каждого жителя города. А место, правда, уникальное: там вода 18 градусов круглый год. Там в 6 утра плавали местные старушки и верили, что их здоровье напрямую связано с тем, что они купаются там каждый день. Сейчас, по словам Администрации Ростова-на-Дону, реконструкция Парамоновских складов не может быть произведена из-за присвоенного им статуса культурного наследия».

ТРЕТИЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ТЕМЕ «ДИЗАЙН-КОД ГОРОДА»

Эркен Кагаров, арт-директор «Студии Артемия Лебедева»: «Москомархитектура предложила нашей студии разработать правила расположения вывесок и указателей для Москвы. Когда мы начали работать над этим проектом, мы обнаружили факты крайнего невнимание к архитектуре. То есть размещается все без учета декора зданий, без учета масштаба, без учета архитектурных деталей. Следующая проблема — это избыточное количество вывесок, и они хаотично по отношению друг к другу расположены. Мы разобрались в этом вопросе. Сейчас у нас есть документ, в котором изложены основные проблемы и те принципы, которые мы решили использовать для того, чтобы меньше было подобных проблем. Конечно, любой город требует специфического подхода, и в Москве есть свой характер улиц, свой масштаб зданий. Но я легко могу предположить, что в небольшом туристическом городке с узкими средневековыми улочками дизайн-код может не только стимулировать, так скажем, расчистку, чтобы не было хаоса, а он может создавать очень интересные и даже туристически привлекательные образы».

Асен Чумов, архитектор, КБ «СТРЕЛКА»: «Мы делали городские регламенты среды города Саратова. Сам дизайн-код стал одним из инструментов в рамках данной работы. Мы его разделили на две основные группы — постоянный и временный. В постоянные моменты входят, например, информационные конструкции, в переменные (сезонные) — террасы кафе и некоторые городские объекты. Сейчас мы пытаемся найти баланс между арендаторами тех зданий, которые нуждаются в идентификаторах, табличках, указателях, и жителями города. На самом деле, дизайн-код влияет на всех, потому что для всех целевых аудиторий очень важно эстетически воспринимать и принимать свой город».

Экспозиция на АРХ Москве

ПОСЛЕДНИЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ОТДАН ТЕМЕ «ЦВЕТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Участники дискуссии обсудили кейсы изменений городской среды, основным инструментарием которых являются цветовые и арт-решения. Эксперты признали, что наличие или отсутствие цвета в городе значительно влияет на качество жизни, особенно в России.

Анна Нистратова, идеолог стрит-арта: «В ситуации, когда у нас шесть месяцев в году зима и монохромный пейзаж, любое цветовое пятно выглядит уже как большой подарок. Однако примеров, как с помощью цвета можно управлять городским пространством и городскими изменениями, в настоящее время можно больше найти за рубежом. Приведу в пример столицу Албании, город Тирана, где в конце 90-х годов был избран мэром Эди Рама (в прошлом — художник). Одна из первых его городских реформ состояла в том, что он раскрасил всю Тирану в разные цвета, что привело к значительным изменениям в жизни всего города: включая экономические и культурные страты. В 2004 году мэр Тираны получил звание лучшего мэра мира, а теперь он премьер-министр Албании».

О том, как и в России можно эффективно управлять территориями и пространствами с помощью цвета, рассказали ведущие архитекторы, работающие в данной сфере.

Владимир Юданов, «Ё-ПРОГРАММА»: «Наше архитектурное бюро реализовало немало амбициозных городских, промышленных проектов, связанных с цветовым инструментарием. В последствие эти проекты становятся точкой притяжения культурной активности горожан. В частности, в цехе «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода, который сейчас больше похож на торговый центр, чем на место, где создается тяжелая промышленность страны, практически ежедневно проводятся экскурсии для горожан, для школьников, для студентов и экскурсии для приезжих. Из разных стран мира приезжают, в том числе, владельцы и руководители крупных заводов».

Сергей Илышев, «Ё-ПРОГРАММА»: «Цех «Высота 239» построен на территории ЧТПЗ, но, по сути своей, он фактически сам является заводом. Что здесь интересного было сделано? Мы спроектировали, в частности, необычный главный вход на галерею цеха, которая висит на 7 метрах высоты и делит цех пополам. Слева идет заготовка трубы, когда лист гнется, а справа труба уже доводится до конца и превращается в готовый продукт. Посреди — лавры, лавровые деревья, живые, и паркет, настоящий паркет. Это — настоящая галерея, вписанная в рентабельное производство. В интерьере Цеха нами совместно с заказчиком были использованы агрессивные цвета — желтый, красный, оранжевый, черный, чтобы люди концентрировались и быстрее работали. Влияние архитектурных решений на производственный процесс очевидно. Один пример: мы посадили всех начальников за стеклянные стены. При том, что обычно кабинеты руководства находятся в изолированных помещениях. Мы же сделали «опэн спэйс», в котором сидели все сотрудники, а начальники департаментов находились напротив — в стеклянных «аквариумах». В результате подобной организации пространства производительность труда выросла на 20%».

В рамках «цветового» дискуссионного блока проекта «Приметы городов» партнеры дизайн-бюро «Ё-ПРОГРАММА» рассказали и о своем новом проекте — предприятии «ЭТЕРНО», специализирующемся на выпуске соединительных деталей трубопроводов.

Владимир Юданов: «Заводской цех «ЭТЕРНО» официально был открыт в декабре прошлого года. Он входит в обойму заводов ЧТПЗ и полностью соответствует философии белой металлургии. Все цеха завода, особенно их внешняя, фасадная часть, объединены четырьмя цветами — белым, красным, серым и черным. Многие цветовые решения мы заимствовали у супрематистов, авангардистов, которых очень любим. Кроме того, в дизайн предприятия достаточно органично вписался силуэт верблюда (он находится на гербе Челябинской области). Мы обыграли эту идею: запустили «караван верблюдов» в виде канвы, обрамления в ряде фасадных и навигационных решений. Получилось органично».

В поле обсуждения участников дискуссионного блока «Примет городов» попали и такие проекты «Ё-ПРОГРАММЫ», как Первоуральский металлургический колледж — образец того, как дизайн учебного заведения способен поднять престиж образования вообще и профессии металлурга в частности. Другая, но связанная с колледжем дизайнерская история «Ё-ПРОГРАММЫ» — электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32». Эксперты пояснили аудитории, что необходимо рассматривать эти проекты как часть единого бизнес-плана.

Сергей Илышев: «Необходимость колледжа возникла потому, что на ЧТПЗ создавались новые цеха, где должны были работать квалифицированные кадры, которых неоткуда было взять и не на что привлечь. Что было сделано для решения данной задачи? Во-первых, было закуплено новое оборудование, учебное, чтобы готовить школьников к этим новым цехам, к новому оборудованию, станкам. Во-вторых, была произведена реконструкция внутреннего и внешнего пространства учебного заведения. После того, как была проведена реконструкцию, по-моему, уже на следующий год в колледже был конкурс — 15 человек на место. То есть молодежь захотела здесь учиться и впоследствие работать».

Владимир Юданов: «Сейчас там реально созданы условия для социального роста, Ребята знают, что они в итоге, если будут хорошо учиться, попадут на одно из предприятий ЧТПЗ, где будут работать на хорошей зарплате, на хорошем оборудовании».

В заключении «Цветной дискуссии» слово взял Никита Маликов, архитектор из Твери, эксперт в области архитектуры, который поделился своим опытом создания красивых домов в сегменте эконом-класса, доказав, что простые цветовые решения могут «вытянуть» типовую застройку и сделать её привлекательной для людей и рынка.

Никита Маликов: «Основная трудность заключалась в том, чтобы убедить заказчика, что можно добавить красок и красоты в проект эконом-класса, не меняя при этом его смету. На самом деле, это вполне реалистично. Изначально у меня, как у архитектора, была в работе типовая коробка. Первое, что приходит в данной ситуации на ум — это как можно больше ярких цветов на фасад нанести, и тогда все будут обращать на это внимание. Но в процессе проектирования мы поняли, что цвет — это тонкий инструмент, которым надо пользоваться аккуратно. В итоге было решено, что нужно выбрать в доме части, где будут цветные и серые вставки. Почему был выбран серый цвет? — Потому что себестоимость дома была низкая — 30 тысяч рублей за кв.м, и нужно было придумать, исходя из этой стоимости, какую-то красоту. Нам пришлось играть с оттенками. Было решено, что если все классические строительные материалы перекрасить в разные оттенки серого, то дом начинает выглядеть на порядок дороже. В результате получился серый основной остов с ярко-салатовыми вставками на фасаде».

ЭКСПОЗИЦИЯ «ПРИМЕТЫ ГОРОДОВ»

Кроме того, в рамках «АРХ-МОСКВЫ» проект «Приметы городов» продолжил презентацию «портретов» российских городов, составленных из социо-культурных, исторических особенностей и традиций, делающих один город непохожим на другой.

В 2016 году в рамках выставки были представлены 14 «портретов» городов. В 2017 году коллекция проекта пополнится десяткой новых городов: Саратов, Рязань, Томск, Астрахань, Иркутск, Новосибирск, Краснодар, Владикавказ, Ростов-на Дону, Зеленоград.

Презентации городов были подготовлены с помощью Британской высшей школы дизайна (курс иллюстраторов Виктора Меламеда), а также при участии дежурных по городам — из числа региональных архитекторов, журналистов, специалистов по истории, активных горожан, влюбленных в свой город.

Также в экспозицию вошли некоторые яркие объекты из лонг-листа общероссийской премии «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций», вручение которой состоится в октябре. Прием заявок идет на сайте проекта до 31 августа 2017 года, экспертное и открытое голосование пройдет в сентябре.

Среди представленных объектов: реконструкция Северо-Осетинской филармонии (в здании бывшей кирхи) во Владикавказе, государственный музей-заповедник «Куликово поле» в Тульской области, курортный комплекс Mriya Resort & Spa в Ялте, жилой район «Академический» в Екатеринбурге,  объекты из города Иннополиса в Татарстане, здания «Матрешка», Технопарк и Университет в подмосковном Сколково, винодельня «Гай-Кодзор» в Краснодарском крае, Музей-хранилище коньячного завода «Альянс-1892» в Калининградской области, Академия ФК «Краснодар» в Краснодаре, ЖК «Актер Гэлакси» в Сочи и другие.

Организатор проекта — коммуникационное агентство «Правила общения». Куратор — Юлия Зинкевич. Генеральные партнеры проекта: компания «САРОС», Британская Высшая школа дизайна, курс художников-иллюстраторов Виктора Меламеда.

 


Изображения:


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.