Планы мастеров мастер-плана
Начальник Управления Генплана города Москвы Александра Сытникова побывала в гостях у программы «Доверие» на канале «Москва 24» и без утайки рассказала о новом мастер-плане Москвы и его главных отличиях от старого генплана 2010 года.
Что такое мастер-план
Все крупнейшие города Европы и Азии, как известно, развиваются именно по мастер-плану. Но на самом деле принципиальной разницы между понятиями «мастер-план» и привычным нам с советских времен «генеральным планом» нет – это дословный перевод с английского. Тем не менее, когда институт Генплана и Москомархитектура заговорили о необходимости актуализировать принятый в 2010 году документ и посмотреть на город под более широким углом, термин вошел в оборот.
«Чтобы четко провести границу между предыдущим жестко регламентированным документом и новым видением, стали использовать термин «мастер-план». Но на самом деле это одно и то же».
Зачем он нужен
Как рассказал Сытникова, старый генеральный план прежде не учитывал – в том числе в силу объективных причин – очень многих факторов. Прежде всего – это 148 000 га присоединенных территорий, из-за которых площадь Москвы увеличилась почти в 2,5 раза.
Второй момент – бурный рост и развитие метрополитена. До 2010 года правительственной программы, в рамках которой сейчас в год строятся десятки километров тоннелей и открывается по несколько новых станций, просто не существовало.
Не предусматривает последний генеральный план и планируемого увеличения общественных пространств, которым сейчас уделяется повышенное внимание: «В старом документе они были, но не в таком объеме», – отметила Сытникова.
Особенностью мастер-плана и «нового видения» станет и целый ряд других деталей. Например, в нем будет учитываться численность мигрантов (в том числе нелегальных) и продолжительность их пребывания в городе. Кроме того, мастер-план предусматривает размещение 18 вертолетных площадок общего пользования – на перспективу, хотя в данный момент доступ в столицу малой авиации запрещен.
Промзоны больше производить не будем
На вопрос ведущих о новых промзонах начальник Управления генплана Москвы высказалась однозначно: новые производственные территории создаваться точно не будут. «Современные производства большей частью наукоемкие, так что даже в существующем объеме промышленные зоны Москве не нужны. Все «ожерелье» промзон вокруг центра города будет тщательнейшим образом изучено и пересмотрено – мы уже это делаем и решаем их дальнейшую судьбу».
Уговоры на высшем уровне
В настоящий момент разрабатывается много проектов скоростного общественного транспорта – подробно говорить о них пока рано, но уже сейчас понятно, что они будут в приоритете.
«Москва перегружена и задыхается – каким-то образом нужно уговаривать горожан пользоваться общественным транспортом», – пояснила Сытникова. А уговорить можно только одним способом – предоставить гарантию, что за точно прогнозируемый отрезок времени человек сможет попасть из точки А в точку В, не тратя лишних минут на ожидание.
Символы нового времени
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сейчас очень много говорит о новых принципах квартальной застройки. По словам Александры Сытниковой, именно она станет неким символом нашего времени – как высотки при Сталине или панельное жилье при Хрущеве.
Новые принципы квартальной застройки прежде всего коснутся новых территорий, на которых запланировано самое масштабное строительство.
«Будут общественные территории на первых этажах в жилых домах – нам это пока непривычно, но мы наблюдаем подобные вещи в тех развитых городах, куда приезжаем отдыхать».
Детские сады, досуговые центры, химчистки, прачечные, кафе – это места для социализации, для встреч с соседями. «Помимо прочего, такие общественные первые этажи будут обеспечивать нашу с вами безопасность, осуществлять своего рода социальный контроль», – добавила начальник управления Генплана Москвы.
«Мы очень надеемся, что в ближайшем будущем у нас получится реализовывать именно такие проекты», – резюмировала она свое выступление.
- Темы:
- Александра Сытникова |
- Генплан Москвы |
- новый облик массовой застройки |
- квартальная застройка |
- транспорт и метро