На форуме “Мой район” представили планы по развитию городских парков
В прошлом году московские парки посетили почти 90 миллионов человек и в этом году их ожидается еще больше. О развитии центральных и районных парков поговорили участники сессии “Парк - ближе, чем ты думаешь”. В сессии приняли участие представители Парка Горького, сада имени Баумана, Царицыно, Перовского и Бабушкинского парков.
Наталия Бессонова, руководитель отдела спецпроектов ГКУ «Объединенная дирекция «Мосгорпарк» отметила, что парки фактически являются культурными центрами районов и подчеркивают их уникальность.
Один из ключевых приоритетов развития парковой культуры Москвы - децентрализация и разнообразие форматов отдыха. Сегодня любой житель мегаполиса может дойти до парка за 10 минут.
В этом летнем сезоне московские парки приготовили для горожан около 7000 мероприятий, среди которых:
- Цикл лекций «Главные явления XX века» совместно с лекторием “Синхронизация” по живописи, архитектуре, моде и философии в саду “Эрмитаж”, саду имени Баумана, Измайловском, Перовском и Таганском парках, а также парках Музеон, Красная Пресня и Фили
- Открытые репетиции московских театров в парках «Зарядье», Парк Горького, «Музеон», сад «Эрмитаж», сад имени Баумана, детский парк имени Н.Н. Прямикова, Перовский и Измайловский парки, парк 50-летия Октября и «Сокольники».
- Проекты для детей и взрослых “Читаем в парке” совместно с издательством Clever, а также проекты с ведущими московскими библиотеками
- Проект “Огород в парке” - возможность создать свой “дачный” участок во многих парках Москвы
- Проверка здоровья в более чем 40 парках Москвы
По словам Бориса Болелова, заместителя директора по культурно-массовым мероприятиям, ЦПКиО имени Горького, парк - это четвертое по важности место для москвича после дома, работы и любимого бара. Поэтому Парк Горького стремится предоставить каждому посетителю выбор наиболее подходящей для него активности, будь то спорт, мероприятия для детей, модная выставка в музее современного искусства Гараж или набирающее популярность направление инфотейнмент, объединяющее образование и развлечение. К этому направлению, например, относятся лекции ВШЭ на территории парка.
Мария Урнова, менеджер по культурно-массовому досугу ГАУК г. Москвы «Сад КиО им. Н.Э. Баумана» рассказала о том, как привлечь аудиторию при помощи повторяющихся мероприятий, которые постепенно становятся визитной карточкой парка. Так, например, в саду имени Баумана к традиционным джазовым четвергам недавно добавились умные вторники, посвященные истории района Басманный - одного из старейших в Москве - и кинопятницы.
Более остро проблема привлечения посетителей стоит для маленьких парков, удаленных от центра. Евгения Жукова, заместитель директора по организации культурно-массовых мероприятий и связям с общественностью, ГАУК г. Москвы ПКиО «Перовский» отметила, что Перовскому парку сложно выдерживать конкуренцию со стороны таких крупных соседей, как Сокольники, Измайлово и Кусково. Однако благодаря тому, что все мероприятия парка придерживаются одной концепции, ему удалось найти свою аудиторию.
Конкуренция идеи и правильное позиционирование играют особую роль в программах, предлагаемых городскими парками. Так, например, два районных парка - Царицыно и Бабушкинский - развивались по совершенно разным сценариям.
Камиля Байдильдина, заместитель генерального директора ГБУК г. Москвы «ГМЗ «ЦАРИЦЫНО» отмечает, что парк обладает тремя статусами - музей-заповедник, памятник архитектуры и природоохранный комплекс, где есть краснокнижные животные. Он ориентирован в первую очередь на семейную аудиторию, поэтому несмотря на ограничения, связанные с исторической застройкой, там очень хорошо развита инфраструктура для детей.
Концепция парка Бабушкинский в большей степени направлена на спортивные развлечения. Хотя, как отмечает Евгения Воробьева, начальник отдела по организации творческих и культурно-массовых мероприятий ГАУК г.Москвы ПКиО «Бабушкинский», там есть и музейное пространство, посвященное летчику Михаилу Бабушкину. Именно в такой диверсификации и стремлении охватить разную аудиторию и заключается секрет успеха московских парков.
Другая важная роль московских парков - формирование вокруг себя местных сообществ, которые объединяются как по территориальному признаку, так и по интересам. Например, в парках Строгино или Левобережный сильны серферские комьюнити. Скейтеры любят Бабушкинский и Останкинские парки. Музей Гараж как магнит собирает молодежную аудиторию, интересующуюся современным искусством. К сожалению, иногда под воздействием естественных процессов маленькие комьюнити разрушаются. Это произошло с кафе La Boule в Парке Горького и Ping Pong Club Moscow, который имел свои площадки на Красном Октябре, в Парке Горького, дизайн-заводе Флакон и других местах. Участники дискуссии отметили, как важно поддерживать местные комьюнити и стартапы, созданные активными горожанами.