ENG
 

Рождение завода или как закалялся атом: все о перформансе «‎Мистерия Высокого давления»‎

23 Декабря 2019
Рождение завода или как закалялся атом: все о перформансе «‎Мистерия Высокого давления»‎

21 декабря Завод энергетического машиностроения в Чехове на несколько часов превратился в театральную сцену. В этот день Благотворительный резервный фонд Александра Лебедева и проектная группа «8 линий» представили site-specific оперу режиссера Юрия Квятковского «Мистерия Высокого Давления».

«Когда я первый раз посетил завод, был крайне удивлен. Как раз только вернулся из Египта и под его впечатлением увидел в цехах и пирамиды Гизы, и храмы Карнака. Ну да, СССР поклонялся другим богам — он строил именно храмы космической индустрии, тяжелой религиозной идеологической промышленности. Религия, машиностроение, культура, идеология, этатизм все было на месте, но не хватало искусства. В такие-то грандиозные  декорации оно само просилось! Познакомившись с Антоном Кочуркиным и Юлей Бычковой, и пройдя через отлично выполненную ими задачу экофестиваля в Алуште, мы стали обсуждать опыт «Страстей по Мартену» в Выксе, где искусство уже побывало в цеху. Так, за два месяца работы родилась «Мистерия высокого давления» — на мой взгляд, уникальный шедевр синергии советской индустрии и театрального искусства, представленный на самой большой сцене в мире размером в 3,5 га ночью. Real immersive experience! Это наш общий успех!», — говорит инициатор мероприятия Александр Лебедев.

Название стало органичным отражением всей концепции перформанса. Мистерия — это мир служений, таинств и посвящений. Еще в эпоху Средневековья мистерии были делом ремесленных гильдий и цехов. Люди труда создавали реалистичные картины, чтобы показать этот мир таким, какой он есть, и каким его видят простые рабочие. Попытка отразить действительность настоящего  — это и есть посвящение в «‎Мистерию Высокого Давления», созданную совместно с трудовым коллективом чеховского «‎Энергомаша»‎.

«Такого масшабного события в действующем цеху не было никогда. Спектакль поистине масштабный: он задействует два цеха по изготовлению и хранению арматуры. Нам повезло: лучше декорации, чем сам завод не придумаешь. Сложное оборудование, материалы, цеха очень художественны сами по себе. Стоит приложить к этому творческий взгляд, и пространство тут же оживает. Более того, продукты, производимые на заводе использовались в инсталляциях и, в том числе, в музыкальном инструменте, на котором Николай Попов исполнил композицию в первом действии.

Непросто было синхронизироваться с режимом работы действующего предприятия, распорядком, и организовать внутри него творческий процесс, но нам это удалось. Также нам было важно, чтобы заводчане открыли свое детище по-новому и испытали чувство гордости. Именно поэтому многие рабочие принимали участие в спектакле, а почетные ветераны завода находились в качестве зрителей. В финале публику ждало грандиозное шоу с лазерами, дымом, балетом, подвешенными конструкциями, где мы соединили возможности производства и современной сценографии. Лирическая и интригующая концовка, где двое актеров растворились в пространстве цеха определенно натолкнули всех присутствующих на размышления о прошлом и будущем завода и в целом промышленности», —поделился продюсер перформанса Антон Кочуркин.

В первой части зрители окунулись в атмосферу военного времени: 1942 год, силы уже на исходе, но рабочим жизненно необходимо трудиться для себя, для фронта. Стране нужно, чтобы котлы кипели, люди нуждаются в тепле, а электростанции — в арматуре. После того, как ремесло Высокого Давления все-таки побеждает, у нас появляется первая в мире атомная электростанция. Укротить природу силой человеческого духа — это и есть новый вызов для рабочих.

Для достоверной передачи событий того времени в качестве материала для либретто использовались инструкции к станкам, вербатимы рабочих, архивы предприятия. Так, сложные аппараты и детали стали инструментами для звукоизвлечения, а конструкции завода предстали в роли балетной сцены и декораций.

«‎Главная задумка принадлежала владельцу завода Александру Лебедеву. Он хотел акцентировать внимание на производстве, и мы предложили такой нестандартный способ — site-specific перформанс в действующих цехах, который отражает и транслирует историю создания завода и реальную жизнь рабочих. Чем примечателен формат site-specific, так это столкновением творческой мысли с конкретными условиями. Режиссер выстраивает инсталляции с помощью реальных станков, актерам нужно освоить тонкости производства деталей для атомных электростанции, а рабочий коллектив погружается в атмосферу креативных идей драматурга и хореографа. Другими словами, это искусство haute couture, которое происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Из такой яркой коллаборации все смогли вынести новые знания и потрясающий опыт. И самое главное, нам удалось создать уникальное произведение театрального искусства, которое, я надеюсь, запомнится всем надолго», — рассказала продюсер перформанса Юлия Бычкова.

Когда вызов был принят, возник вопрос: кто сильнее? Человек или сталь? Высокое давление или труд? Природа или дух? На них отвечали работника завода, осваивая новое производство для обуздания энергии атома.

«У меня был опыт работы с различными индустриальными пространствами, но особенностью именно этого проекта стал его масштаб — мы старались использовать все возможности завода, чтобы вовлечь его в этот исключительный процесс. Предприятие никогда ранее не было задействовано в чём-то подобном, и для создания такого яркого арт-события внутри него мы проделали колоссальную работу. Ее отражением стал грандиозный финал — именно он должен был «попасть» в каждого из нас», — поделился режиссер-постановщик, Юрий Квятковский.

Финальная часть никого не оставила равнодушным. На протяжении всего спектакля зрители были свидетелями таинства зарождения завода под аккомпанемент оркестра и хора, увидели завораживающую оперу в движении и масштабные инсталляции прямо в сердце действующего производства. В кульминационный момент, когда десятки артистов, киловатты света и звука, движущиеся платформы, краны и спецэффекты заставили ожить огромное предприятие, стало ясно — так выглядит возрождение промышленности.


Изображения: Юлия Абзалтдинова


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.