ENG
 

Как преобразится Павелецкая площадь осенью 2021 года

04 Февраля 2021
1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7
1 / 7

Увеличить

Один из наиболее сложных долгостроев Москвы – Павелецкая площадь – к концу 2021 года преобразится в многофункциональный торговый комплекс с городским парком, у которых нет аналогов в России.

 

Участники проекта

Mall Management Group – девелопер
Проектное бюро АПЕКС – генеральный проектировщик
5+Design – автор концепции
SWA / Balsley – ландшафтные архитекторы

Об объекте

Разрабатываемый Проектным бюро АПЕКС на основе концепции международной архитектурной студии 5+Design проект призван вдохнуть новую жизнь в прежде навевавшую тоску и заброшенную на протяжении десятилетий привокзальную зону. Пятно застройки, представляющее собой форму неправильной трапеции, станет новым «оазисом» в пределах Садового кольца, с возвышающимися над землей фонарями-входами в подземную часть, малыми архитектурными формами и разбитым на кровле парком.

Объект находится на пересечении не только важнейших транспортных потоков, но и среди разномасштабных построек нескольких исторических эпох. Павелецкая площадь станет неотъемлемой частью цепочки городских общественных пространств от Таганской площади к Серпуховской и Калужской площадям, а также парку Горького.

Торговый комплекс будет расположен под землей, что позволит избежать загромождения территории и конфликта с окружающей застройкой, а со стороны Садового кольца и вокзала участок примет вид благоустроенной парковой зоны.

Архитектурный облик проекта строится на композиции стеклянных кровель, выполненных в форме пространственных куполов, которые позволяют естественному освещению проникать внутрь комплекса к торговым пространствам и зонам отдыха. Их дополняют загнутые вверх массивные козырьки, акцентирующие входы в торговый центр для удобства ориентации посетителей.

Основной вход в торговой комплекс предусмотрен в юго-восточной части участка, там посетитель попадает на -1 этаж. Далее по  каскаду из открытых лестниц и пандусов, защищенных навесом, посетители попадают на -2 этаж, в многосветное пространство главной части. От основного вестибюля идут двухсветные торговые пассажи-галереи с естественным верхним освещением. Второй вход в ТРЦ также защищен навесом – он расположен ближе к Дубининской улице и сформирован вокруг малого атриума с эксплуатируемой кровлей.

Функционал объекта также весьма обширен: помимо значительной доли торговых площадей в комплексе планируется устройство кафе, гастрономического пространства и ресторанов, а гости, прибывающие на автомобилях, смогут оставлять свой транспорт в подземном паркинге, рассчитанном на 300 м/м.

Архитектура и использование пространства

Навес из стекла на восточной стороне окружен ландшафтом, переходящим во внутренний двор торгового центра. Парадная лестница главного входа начинается под параметрической стеклянной крышей, высота которой 13 метров над уровнем земли.

На территории парка также предусмотрены световоды, вмонтированные на уровне площади, которые создают обмен естественным и искусственным освещением между парком и помещениями внизу, что создает у посетителей торговой галереи чувство словно они находятся в парке.

Инженерные и конструктивные решения

Архитектура объекта сложилась исключительно благодаря уникальным инженерным и конструктивным решениям объекта, позволившим раскрыть потенциал территории. Специалистам консорциума проектировщиков удалось предложить новое смелое решение подземного пространства, достигнув минимального воздействия на окружающую застройку как во время строительства, так и после его завершения. Использование эволюционных алгоритмов и искусственного интеллекта при многокритериальной оптимизации позволило сохранить эстетику и легкость конструкций.

Инженерные решения объекта сохраняют идею просторного подземного пространства, поддерживающего над собой удобную зеленую городскую площадь. Сложной задачей оказалось вписать в облик площади неотъемлемые элементы любого здания – вентиляционные шахты, а также инженерные коммуникации. Благодаря кропотливой работе инженеров и творческому подходу архитекторов, удалось сделать их максимально незаметными и едва узнаваемыми, обеспечив при этом необходимый уровень комфорта для посетителей всех уровней новой площади.

Используемые материалы

Ключевые материалы объекта – гранит, тик, стекло, металл и керамогранит. Тиковое дерево особенно ценится своей прочностью и водонепроницаемостью, его активное использование в дизайне интерьера является отсылкой к натуральной, насыщенной растительностью верхней части комплекса. Для подчеркивания полутемного и кольцевого пористого вида дерева его дополнили темно-коричневыми анодированными металлическими панелями и отраженными металлическими световодами.

Устойчивость и энергосбережение

В настоящий момент Павелецкая площадь – это оживленная территория, практически не имеющая общественных мест для отдыха. Активное озеленение позволяет вдохнуть больше жизни в  привокзальную зону и создать новое «органическое» пространство. Проект предусматривает интенсивное озеленение, занимающее более 75% площади, что не только облагородит, но и позволит создать экологически чистое пространство с пешеходной зоной в пределах Садового кольца. Все растения, деревья и кустарники подбирались с учетом сезонности и устойчивости к континентальному климату Москвы.

Использование многочисленных световодов по всей территории парка позволило минимизировать энергопотребление и максимально увеличить количество естественного солнечного света в подземной части.

Безопасность и защита

Все материалы, используемые на объекте, негорючие и имеют соответствующие сертификаты пожарной безопасности. Деревянные элементы, используемые в качестве отделочных материалов, проходят огнеупорную обработку и выдерживают огонь в течение времени, необходимого для эвакуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Негорючие утеплители, кровельные мембраны и др. использовались на протяжении всего проекта. Внутренняя система пожаротушения, установленная в здании, обеспечивает контроль и мгновенное реагирование в случае возгорания.

Историческая справка

Построенная в 1900 году русским архитектором Александром Красовским, Павелецкая железнодорожная станция воплотила грандиозную идею соединения 12-ти густонаселенных губерний с городом путем создания ветки Павелец-Москва. Вокзал приветствовал путешественников богато украшенными интерьерами, выполненными в соответствии с архитектурными канонами того времени.

Позднее, спустя три десятилетия, на выходе посетители попадали в квадратный сад, расположенный прямо перед вокзалом и Садовым кольцом.

Со временем здание вокзала отделили от сада, тем самым обеспечив доступ для автомобилей и общественного транспорта. Часть площади превратилась в парковку.

Новый проект восстанавливает утраченную связь между исторической частью вокзала и площадью. Ограничения по высоте и смотровые площадки на крыше торгового центра укрепляют визуальный баланс между вокзалом и окружающими элементами.

Открытый ландшафтный парк и тропиночная сеть внутри него обеспечивают проницаемость территории. Проезд с северо-западной части от участка, который раньше был доступен в основном для автомобилей, теперь будет ограничивать доступ для транспортных средств, чтобы создать пешеходную зону между станцией и площадью.

 

Марк Вельц, директор, 5+design:

Главной задачей, которую мы перед собой поставили – это создание торгового центра, который не только облагородит данную территорию, но и гармонично впишется в историческое пространство железнодорожного вокзала «Павелецкий» и Садового кольца.

Работая в сотрудничестве с SWA / Balsley Landscape Design мы разработали концепцию мультифункционального объекта площадью 73 000 м2, включающий в себя подземный торговый центр с парком на улице. Данное решение сохраняет видимость железнодорожного вокзала, а центральная площадь, окруженная садами и прогулочными дорожками, предусматривает возможность проводить публичные мероприятия: ярмарки, фестивали и концерты.  

При проектировании торгового центра основными целями были обеспечение освещения и связь с природой. Так, и восточный, и западный дворы имеют большие стеклянные купола, соединяющие свет и природу парка с внутренним торговым проектом. В восточной части  площади  мягко спускается к торговому входу под стеклянной крышей, поддерживаемой колоннами в форме деревьев. Линия между интерьером и экстерьером размывается непрерывностью дорожных покрытий и ландшафтных материалов на обе стороны от входа. На северной и южной стороне вестибюли оснащены световыми люками, пропускающими естественный свет. Они имеют форму конуса, за счет чего играют с плавной геометрией площади и ландшафтным парком.

Алина Стрелкова, директор по развитию и коммерции, девелопер Mall Management Group:

В этом году в центре столицы откроется самый ожидаемый проект – торгового-развлекательный центр “Павелецкая плаза” на площади перед Павелецким вокзалом. На месте долгостроя появится новое комфортное пространство для досуга и шопинга, которое объединит в себе много граней — моду, еду, покупки, события и городской парк.

Изначально мы создавали проект, ориентированный на человека – жителя мегаполиса, его желания и потребности – поэтому торговое пространство расположится под землей, а на наземной части будет благоустроен ландшафтный парк площадью около 3 гектар. Согласно исследованиям урбанистов, удобный для жизни город – это город, где в шаговой доступности от дома или работы есть парки и общественные пространства.

Задача нашего проекта – внести вклад в создание комфортных условий для жизни москвичей. Именно поэтому вместе с архитекторами проекта мы уделяли много внимания концепции парка: в нем будут площадь с фонтаном, открытый амфитеатр для проведения городских мероприятий, пешеходные дорожки, зоны для активного и спокойного отдыха, занятий спортом, а также кафе и рестораны с уютными верандами.

Трехуровневый подземный торговый центр включает два этажа с модными магазинами и гастрономическим пространством, а также один этаж с супермаркетом и паркингом на 300 м/м.

Евгений Быков, заместитель исполнительного директора, проектное бюро АПЕКС

Обычно здание развивается либо ввысь, либо в стороны, либо вниз. Мы были ограничены во всех трех направлениях. Несмотря на поддержку города, нам поставили достаточно жесткие условия по максимальной высоте здания – нужно было сохранить исторический вид на вокзал, оставить площадь практически плоской и просматриваемой с Садового кольца.

Под будущим МФК находится ветка московского метро, она практически простирается под всей Западной частью площади. Саму площадку окаймляли существующие подземные бетонные стены 25-30 метровой глубины, наследие предыдущего застройщика. Вдобавок ко всему площадку перерезала действующая трамвайная линия. Найти более сложное место в Москве было и будет сложно. Это поистине Гордиев узел столицы.

Фактически команда АПЕКС начинала путь со слова «невозможно». Мы начали с обследования и сбора архивных документов. Работа похожая на детектив: искали по всему городу тех, кто как-либо участвовал в строительстве в нулевых, десятых годах, по листам находили и разбирали чертежи. Одновременно с этим скрупулезно начали обследовать заброшенные конструкции, полностью обмерили и обследовали станцию Павелецкая находящуюся под нами. Что интересно – это работа, которую приходилось делать исключительно по ночам. Геологические изыскания мы провели дважды. На первых же этапах реализации проекта АПЕКС удалось объединить в работе над конструктивными решениями МФК пять ведущих научно-исследовательских организаций Москвы, каждая из которых в разное время на протяжении 2000-х годов принимала участие в разработке вариантов проекта. Благодаря этому удалось соединить предыдущий опыт, профессионализм команды Апекс и новое смелое решение просторного подземного пространства, достигнуть минимального воздействия на окружающую застройку. Абсолютно новый по наполнению и качеству проект того, что стояло заброшенным на протяжении полутора десятка лет, при поддержке города и инвестора нам удалось сделать за год.



Изображения: .


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.