Идеология, философия и перспективы развития школы МАРШ
19 июня в ММОМА на Петровке, 25 состоялся пресс-завтрак по случаю открытия выставки «МАРШ V», посвященной пятилетию архитектурной школы МАРШ. Главными темами обсуждения стали идеология, философия и перспективы развития школы МАРШ.
Ректор школы Евгений Викторович Асс и директор школы Никита Токарев рассказали о фактических достижениях школы МАРШ за 5 лет работы. Татьяна Багаева рассказала о сотрудничестве школы МАРШ и ММОМА. Куратор выставки «МАРШ V» Кирилл Асс рассказал о главной идее выставки. Иностранные коллеги и партнеры школы Роберт Малл (руководитель школы Архитектуры и Дизайна в Брайтоне) и Стефания Родес (The CASS, Лондон) поделились своими впечатлениями о выставке и школе МАРШ. Философия школы МАРШ заключается в том, что архитектура – это не только и не столько умение строить, сколько способность проникать в суть явлений и вещей.
Выставка «МАРШ V» призвана отразить философию школы МАРШ глазами ее студентов-архитекторов. «Когда в работе над проектом архитектор создает нечто прекрасное, проект впитывает его стремление к искусству: он проектирует всем своим существом. Иначе архитектура перестает быть искусством – а ничем иным она быть не может», - комментирует куратор выставки, преподаватель и лектор школы МАРШ Кирилл Асс. Философия школы МАРШ основана на двух принципиальных позициях: приоритет гуманитарных ценностей и способность к быстрому саморазвитию.
Школа МАРШ - это непрерывно продолжающийся эксперимент. Манифест школы продолжает рассуждение о гуманитарных ценностях: «мы воспитываем чувствительного, думающего и ответственного архитектора», где чувствительность – способность человека критически и рефлексивно наблюдать за происходящим вокруг него. Способность думать – умение сосредотачиваться на результатах наблюдения.
«Мы не проводим границ между думанием и художественным творчеством. Архитектура должна всегда существовать с поэзией – это именно то, чего не хватает современной архитектуре», - подчеркивает ректор школы Евгений Асс.
Ответственность – понимание своей социальной, политической роли и критического отношения к различным сторонам жизни, способность архитектора жить в пространстве понимания человеческих нужд и ответственности перед миром, жизнью и каждым человеком в отдельности. Евгений Викторович Асс рассказал о истории создания школы и ее основной миссии. Школа МАРШ возникла в тот момент, когда стало понятно, что архитектурная школа не может реформироваться внутри себя.
«К сожалению, вся структура образования при всех попытках обновления через государственные структуры, все равно оказывается заложником архаических и непреодолимых препятствий на пути нового архитектурного образования», - комментирует ректор школы.
Сложившаяся система архитектурного образования, основанная на синтезе «Эколь де боз Ар» (Ecole des Beaux-Arts) и ВХУТЕМАСа, к окончанию XX века показала исчерпанность педагогических и идеологических ресурсов. Фактическим импульсом возникновения школы МАРШ послужило присоединение системы образования РФ к Болонскому протоколу. Данное присоединение привело к 5-летнему бакалавриату в архитектурных институциях и фактическому отсутствию магистратуры, что противоречит идее двухступенчатого обучения. МАРШ возник как реальный европейский проект в рамках общей системы европейского образования.
По мнению преподавателей МАРШ, российская архитектура до сих пор находится на периферии международной архитектурной жизни и существует необходимость преодоления данной изоляции. Поэтому школа МАРШ активно взаимодействует с международными архитектурными Университетами, среди которых: AA School of Architecture (Лондон), Politecnico di Milano, швейцарские архитектурные школы. Английский архитектор и руководитель школы Архитектуры и Дизайна в Брайтоне Роберт Малл поделился своими впечатлениями о школе МАРШ, так как был свидетелем ее основания и активного развития: «Счастлив приехать сюда спустя 5 лет и увидеть, что день рождения школы происходит в ММОМА. Существует масса архитектурных школ и университетов, которые постоянно говорят о связи архитектуры и искусства, но также эти разговоры очень часто остаются всего лишь словами. Уникальность школы МАРШ – это тесная связь практического подхода и глубокого осмысления архитектурной деятельности».
- Темы:
- МАРШ