ENG
 

Дом с кариатидами и грифонами: еще одно здание в центре Москвы признано памятником архитектуры

13 Января 2021
Дом с кариатидами и грифонами: еще одно здание в центре Москвы признано памятником архитектуры

Статус объекта культурного наследия регионального значения получил доходный дом XIX века. В наши дни здание считается украшением проспекта Мира. Теперь оно находится под охраной государства.

Доходный дом купца Камзолкина признан памятником архитектуры. Над зданием в разное время работали архитектор Василий Загорский и прославленный скульптор Сергей Коненков. Доходный дом был возведен в 1885 году и частично перестроен после пожара спустя восемь лет. Имел отношение к формированию облика дома и легендарный Лев Кекушев: именно он в качестве участкового архитектора утверждал ремонт и перестройку фасада здания в 1893 году.

«Изящный доходный дом, которому официально присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения, является настоящим украшением проспекта Мира. Наибольшую ценность представляет декоративное оформление фасадов конца XIX века, в том числе панно, ионические пилястры, скульптуры: женские гермы (колонны с изображениями головы женщины), грифоны и кариатиды, а также львиные маскароны и другие лепные элементы. Статус объекта культурного наследия гарантирует государственную защиту здания и его исторического облика», — рассказал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Владение, на территории которого возвели доходный дом, было куплено основателем купеческой династии Камзолкиных Василием Ивановичем в 1865 году. Спустя 20 лет его сын Иван обратился к знаменитому архитектору Василию Загорскому с просьбой разработать проект каменного трехэтажного дома с нежилым подвалом.

Прежде всего, сломали все старые деревянные и каменные строения, располагавшиеся по восточной, южной и северной границам участка. Кладку стен нового дома выполнили из кирпича. Каменные лестницы (как парадные, так и с черного хода) укрепили металлическими косоурами (каркасами). Была сделана металлическая кровля, украшенная декоративными башенками.

На первом этаже подсобные помещения соединялись с торговыми залами широкими полуциркульными арками, оформленными профилированными штукатурными тягами.

Торговый зал декорировали многопрофильным штукатурным карнизом с лепной розеткой в центре потолка для люстры. Для обогрева помещений первого этажа использовались печи, облицованные белыми изразцами. Не исключено, что прилавки магазинов устанавливали в широких арках, соединявших торговый зал с подсобными помещениями.

Отделка жилых комнат в квартирах, расположенных на двух верхних этажах, была обычной для своего времени. Там можно было увидеть многопрофильные или простые штукатурные карнизы, лепные розетки, двухстворчатые филенчатые двери и профилированные оконные рамы с латунной скобянкой. Полы набирались из дубового штучного паркета. Отапливались эти помещения с помощью больших угловых печей, тоже облицованных белыми изразцами. В ряде комнат были установлены камины.

Кухня и кладовые при ней имели выход на черную лестницу, но были изолированы от жилых комнат длинным коридором. Во всех нежилых помещениях полы были сделаны из тесаных досок и керамической плитки. Помимо коридорного принципа связи помещений, была устроена анфилада, объединявшая помещения вдоль уличного фасада. Все квартиры были подключены к водопроводу и канализации.

Декор здания специалисты относят к стилю эклектика и отмечают преобладание элементов, стилизованных под классицизм.
В 1888 году владение продали почетному гражданину Александру Журавлеву. В декабре 1892 года в одном из магазинов вспыхнул пожар. Владелец принял решение провести ремонт и сделать несколько исправлений. Примечательно, что работы были согласованы с участковым архитектором Львом Кекушевым, который подтвердил, что «ремонт просимый возможен».
Самым значительным становится изменение восточного уличного фасада. Разработал проект нового фасада А. Красильников. Известны три архитектора с такой фамилией, работавших в это время в Москве. Кто из них работал над перестройкой дома, не установлено. Довольно простая фасадная схема, предложенная в свое время Загорским, была усложнена. Особую роль начала играть лепнина.

Автором скульптур, маскаронов, кариатид и другого лепного декора считают Сергея Коненкова. Он оставил воспоминания: «Однажды получил заказ: вылепить кариатиды для фасада дома чаеторговца Перлова на Мещанской улице (Коненков ошибся в фамилии владельца дома. Перлову принадлежал соседний дом. — Прим. ред.). Работа принесла целую сотню рублей. Я отделил из них 35 и купил на них швейную машину “Зингер”, которую привез летом в деревню. Само собой разумеется, это произвело впечатление. Никто из домашних уж больше не сомневался, что из меня выйдет толк».

В конце 1917 — начале 1918 года здание национализировали: в нем устроили коммунальные квартиры. На первым этаже по-прежнему работали магазины. В начале 1920-х годов южная часть здания на уровне первого этажа была приспособлена под помещения ресторана, работавшего до 1927 года, когда помещения были переданы полиграфическому предприятию, впоследствии вошедшему в объединение «Вымпел».

В доме в разное время располагались объекты общепита, магазины, коммунальные квартиры. Менялась планировка внутренних помещений. Элементы лепного декора комнат и часть оформления фасадов были утрачены. В последний раз восстановительные работы там проводились в 1999 году.


Изображения: .


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.