ENG
 

Архитектурный дебют Шехтеля: эксперты подтвердили ценность скоропечатни Левенсона

15 Января 2021
Архитектурный дебют Шехтеля: эксперты подтвердили ценность скоропечатни Левенсона

История дома, в котором располагалось знаменитое «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона», насчитывает 120 лет. Его построили в стиле модерн по одному из первых проектов Федора Шехтеля. Тогда он еще не был известен как архитектор и мастер модерна. Он работал театральным художником, иллюстратором книг и считался лучшим виньетистом в Москве.

Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны здания «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Оно расположено по адресу: Трехпрудный переулок, дом 9, строения 1, 4.

Сама скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография. В конце XIX века это было уже довольно крупное полиграфическое производство. Для расширения дела в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект Федору Шехтелю. Сотрудничество с ним началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг.

«В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство товарищества считало, что эстетичную печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия. Скоропечатня А.А. Левенсона стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функциональности частей. Вдоль переулка расположено административное здание издательства и редакции со сторожкой слева. Вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Производственный корпус представляет собой четырехэтажное здание с огромными окнами. Каждый этаж — это отдельный цех: сверху расположен типографический и литографский, внизу — мастерские типографской отделки (золотильная, мастерская тиснения, гравировальная и так далее). Имелись также цеха хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом в едином с ним стиле устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Как отметил глава Мосгорнаследия, административный корпус скоропечатни похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой русская щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажами: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Она тоже была утрачена. Воссоздать ее удалось во время реставрации.

Благодаря эркеру и двум шатровым башенкам, расположенным в левом углу дома, создается живописная архитектурная перспектива, если смотреть на дом с Тверской улицы. Основание угловой башни здания украшено лепным орнаментом чертополоха — растительным мотивом, распространенным в Лотарингии. У административного корпуса — изящный рисунок рам и расстекловка, типичная для стиля модерн. Особое эстетическое впечатление производят ворота с коваными светильниками.

После проведения научных исследований был определен и утвержден предмет охраны здания скоропечатни. В него вошли композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1900–1909 годов, цоколь, крупный руст (штукатурка, имитирующая каменную кладку), междуэтажные тянутые и зубчатые карнизы, пилястры, лепной декор, в том числе цветы и листья чертополоха в оформлении углового и прямоугольного эркеров конторского корпуса, гладкие фризы, орнаментированные и профилированные пояски, декоративные замковые камни, барельефы и надписи на уличном фасаде.

Также специалисты утвердили ценность материала и характера отделки фасадных поверхностей — белого камня барельефов, лепного декора, руста, окраски по кирпичу, гладкой штукатурки с окраской.

Кроме того, предметом охраны признаны лестницы 1900 года, архитектурно-художественное оформление интерьеров 1900–1909 годов, в том числе тянутые карнизы, лепной плафон, штукатурный руст, декоративные потолочные балки и кессоны, чугунные колонны с капителями. В перечень включены и штукатурное оформление арочных проемов, барельеф, наборный паркет, метлахская плитка, барельеф над помещением кассы, дубовые оконные рамы с латунными скобяными приборами, художественный металл начала XX века.

В типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Скоропечатня Левенсона работала в этом доме до 1917 года. После революции ее национализировали. На ее базе образовалась 16-я государственная типография треста «Мосполиграф», ликвидированная в 1942 году.

В 2013–2016 годах провели комплексную реставрацию административного корпуса бывшей типографии. В частности, было возвращено первоначальное цветовое решение, отреставрированы лепной декор и барельеф на уровне третьего этажа, воссозданы надписи и имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга.

Кроме того, отреставрировали деревянный потолок и восстановили окраску стен на лестницах. На втором этаже был кабинет Левенсона, оформленный Федором Шехтелем в стиле модерн. Он соединялся дверью с комнатой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь были проделаны в полном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн которых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам. Здание было удостоено звания лауреата конкурса «Московская реставрация — 2016». Этот памятник культурного наследия федерального значения находится под охраной государства.


Изображения: .


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.