ENG
 

Ансамбль в неорусском стиле: Рижский вокзал признали памятником архитектуры

21 Января 2021
Ансамбль в неорусском стиле: Рижский вокзал признали памятником архитектуры

Здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения. Памятник архитектуры запрещено сносить. Также нельзя менять его исторический облик.

Ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Он считается одним из самых примечательных архитектурных творений в Москве и традиционно притягивает взгляды жителей и гостей столицы. Теперь его внешнее и внутреннее убранство стало предметом особой охраны государства.

Ансамбль включает в себя здание пассажирского вокзала (Рижская площадь, дом 1) и примыкающее к нему здание бывшего Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Сегодня там находятся Центр научно-технической информации и библиотек и Центр инновационного развития с выставочным залом.

Рижский вокзал является образцом псевдорусского (или неорусского) стиля. Для него характерно использование элементов древнерусского зодчества. Например, на фасадах можно увидеть арочные ниши, украшенные витыми и гладкими полуколонками с бусинами, а также множество разнообразных фризов (декоративных поясов). Оконные дверные проемы обрамлены резными наличниками, кокошниками и гирьками.

Вокзал, расположенный на Рижской площади, возвели в 1899 году в ходе строительства Московско-Виндавской железнодорожной линии. Она соединяла Центральную Россию с незамерзающими портами Балтики.

Вплоть до середины 1930-х годов вокзал назывался Виндавским по латвийскому городу Виндава (сегодня — Вентспилс). Потом он стал Балтийским, а с 1942 года — Ржевским. Свое нынешнее название Рижский вокзал получил в 1946 году.

Строительством Московско-Виндавской железнодорожной магистрали занималось Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Проект здания вокзала заказали архитектору Станиславу Бржозовскому. Однако строительством занимался уже другой архитектор — Юлий Дидерихс. Он внес ряд изменений в первоначальный проект.

«Здание пассажирского вокзала состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником. Центральная и две боковые части соединены между собой одноэтажными переходами. В главной части находился вестибюль багажного отделения и залы для пассажиров первого и второго класса. В правом крыле располагалась парадная комната, а в левом — зал ожидания для пассажиров третьего класса», — прокомментировал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Глава Мосгорнаследия добавил, что для своего времени вокзал был оборудован по последнему слову техники. Например, тут была собственная электростанция для бесперебойного освещения помещений и платформы. Официальное открытие вокзала состоялось 11 сентября 1901 года.

К 1917 году Виндавский вокзал обслуживал пассажиров северо-западных направлений железных дорог и соединил Москву и Петербург с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, а также Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний.

В конце 1920-х годов на месте железнодорожного пакгауза (склада для кратковременного хранения грузов) построили двухэтажное здание Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Оно примыкает к пассажирскому вокзалу (Рижская площадь, дом 1). Отделка фасадов здания музея также выполнена в псевдорусском стиле, однако его убранство более лаконично.

В первой половине 1990-х здание вокзала было приспособлено под современное использование. Крыльцо главного входа расширили: к нему с двух сторон пристроили пандус. Кроме того, по архивным чертежам в интерьерах восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали люстры освещения. Все деревянные перекрытия с декором в парадных залах сохранили.

В 2007 году в здании провели капитальный ремонт: привели в порядок фасады, укрепили несущие конструкции. Исторические элементы декора были сохранены.

«Статус объекта культурного наследия обеспечивает Рижскому вокзалу охрану государства. Это значит, что здание пассажирского вокзала, а также примыкающий к нему музей нельзя сносить. Реставрировать строения можно только под контролем Мосгорнаследия и после согласования проекта работ с нашими специалистами», — подчеркнул Алексей Емельянов.

Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.


Изображения: .


публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.