Ансамбль в неорусском стиле: Рижский вокзал признали памятником архитектуры
Здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения. Памятник архитектуры запрещено сносить. Также нельзя менять его исторический облик.
Ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Он считается одним из самых примечательных архитектурных творений в Москве и традиционно притягивает взгляды жителей и гостей столицы. Теперь его внешнее и внутреннее убранство стало предметом особой охраны государства.
Ансамбль включает в себя здание пассажирского вокзала (Рижская площадь, дом 1) и примыкающее к нему здание бывшего Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Сегодня там находятся Центр научно-технической информации и библиотек и Центр инновационного развития с выставочным залом.
Рижский вокзал является образцом псевдорусского (или неорусского) стиля. Для него характерно использование элементов древнерусского зодчества. Например, на фасадах можно увидеть арочные ниши, украшенные витыми и гладкими полуколонками с бусинами, а также множество разнообразных фризов (декоративных поясов). Оконные дверные проемы обрамлены резными наличниками, кокошниками и гирьками.
Вокзал, расположенный на Рижской площади, возвели в 1899 году в ходе строительства Московско-Виндавской железнодорожной линии. Она соединяла Центральную Россию с незамерзающими портами Балтики.
Вплоть до середины 1930-х годов вокзал назывался Виндавским по латвийскому городу Виндава (сегодня — Вентспилс). Потом он стал Балтийским, а с 1942 года — Ржевским. Свое нынешнее название Рижский вокзал получил в 1946 году.
Строительством Московско-Виндавской железнодорожной магистрали занималось Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Проект здания вокзала заказали архитектору Станиславу Бржозовскому. Однако строительством занимался уже другой архитектор — Юлий Дидерихс. Он внес ряд изменений в первоначальный проект.
«Здание пассажирского вокзала состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником. Центральная и две боковые части соединены между собой одноэтажными переходами. В главной части находился вестибюль багажного отделения и залы для пассажиров первого и второго класса. В правом крыле располагалась парадная комната, а в левом — зал ожидания для пассажиров третьего класса», — прокомментировал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Глава Мосгорнаследия добавил, что для своего времени вокзал был оборудован по последнему слову техники. Например, тут была собственная электростанция для бесперебойного освещения помещений и платформы. Официальное открытие вокзала состоялось 11 сентября 1901 года.
К 1917 году Виндавский вокзал обслуживал пассажиров северо-западных направлений железных дорог и соединил Москву и Петербург с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, а также Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний.
В конце 1920-х годов на месте железнодорожного пакгауза (склада для кратковременного хранения грузов) построили двухэтажное здание Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Оно примыкает к пассажирскому вокзалу (Рижская площадь, дом 1). Отделка фасадов здания музея также выполнена в псевдорусском стиле, однако его убранство более лаконично.
В первой половине 1990-х здание вокзала было приспособлено под современное использование. Крыльцо главного входа расширили: к нему с двух сторон пристроили пандус. Кроме того, по архивным чертежам в интерьерах восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали люстры освещения. Все деревянные перекрытия с декором в парадных залах сохранили.
В 2007 году в здании провели капитальный ремонт: привели в порядок фасады, укрепили несущие конструкции. Исторические элементы декора были сохранены.
«Статус объекта культурного наследия обеспечивает Рижскому вокзалу охрану государства. Это значит, что здание пассажирского вокзала, а также примыкающий к нему музей нельзя сносить. Реставрировать строения можно только под контролем Мосгорнаследия и после согласования проекта работ с нашими специалистами», — подчеркнул Алексей Емельянов.
Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.