Выставка «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика»
Выставка наглядно продемонстрирует значение рисунка в практике современного архитектора, его роль в условиях распространения компьютерных технологий, специальных программ и 3D-визуализаций.
В доцифровую эпоху рисунок являлся неотъемлемой частью творческого процесса архитектора, единственным способом разработки и презентации идей. На протяжении нескольких столетий зодчие, от Пиранези до Ле Корбюзье, отправлялись в путешествие за вдохновением. Рисуя с натуры, они глубоко изучали опыт предшественников, тренировали руку и воспитывали глаз. В России эту традицию поддерживали такие выдающиеся архитекторы ХХ века, как Иван Жолтовский, Иван Фомин, Борис Иофан и Алексей Щусев. Приверженцем этой практики является и Сергей Кузнецов.
Бухара. Пои-Калян. Бумага, акварель. Май, 2017
В студенчестве Сергей Кузнецов в полной мере освоил инструменты компьютерной графики, мастерски делал рендеры. Получив этот опыт, он понял, что «машина» не может заменить уникальное взаимодействие глаза, ума и руки, возникающее в процессе рисования с натуры, и вернулся к бумаге, карандашу, перу, туши и акварели. С 2006 года выезды на пленэр стали системной и неотъемлемой частью его жизни и профессионального саморазвития.
Арена ди Верона. Бумага, тушь, перо. 2011
Варьируя техники и материалы, Сергей Кузнецов подчеркивает в объектах изображения разные черты их характера. Например, кистью и коричневой тушью выявляет мощную пластику архитектуры Гауди в Барселоне. Мягким карандашом закручивает ярусы деревянной пагоды в Киото, усиливая ее стремление ввысь.
«Портретирование» исторических зданий дает творческие импульсы для архитектурной практики. Так, конструкции ультрасовременного Дворца водных видов спорта в Казани, спроектированного в бюро SPEECH, «выросли» из стрельчатых арок Руанского собора. А детализация поверхностей офисного здания на Ленинском проспекте берет начало в фактурных венецианских фасадах.
Венеция. Сан-Марко. Бумага, тушь, кисть. 2013
Постепенно анализ пластики, пропорций и деталей сменился желанием прочувствовать и выразить, прежде всего, атмосферу, эмоциональное воздействие зданий и пространств. Все чаще выбирается акварель — за возможность создавать легкие, быстрые, преображенные личным переживанием «слепки» реальности. Этот путь от рисунка-наблюдения к рисунку-впечатлению отражен в разделах выставки.
В 120 работах представлена и обширная география художественных опытов. Точка постоянного притяжения — конечно, Италия, особенно Венеция. Но не только. Нью-Йорк, Мехико, Буэнос-Айрес, Токио, Гонконг, Стамбул, Тель-Авив, Барселона, Прага, Москва, Владивосток, Бухара... Бывая в разных городах мира, Сергей Кузнецов всегда старается найти время для рисунка. Так он изучает и вбирает в себя жизнь улиц, площадей, парков и набережных. Это для него и метод познания, и медитация, и лучший способ установить с любым городом и архитектурным объектом свой личный контакт.
Токио. 2013. Бумага, карандаш. 32 x 40,9 см