Москва-река
themoscowriver.comСейчас к реке относятся как к инженерной конструкции. Нет доступа к воде для пешеходов. Проведена работа по сбору данных и анализу. Для поиска наилучшего решения решено применить метод конкурсного проектирования. Изучен международный опыт использования прибрежных территорий, в том числе в странах с холодным климатом. Формируется техническое задание на конкурс, который будет объявлен уже во 2 квартале текущего года.
Всего в границах рассмотрения находится 10 400 га территорий различного функционального использования, из них собственно водная поверхность занимает 1940 га, т.е. 18%. По функциональному назначению территории, прилегающие к руслу реки, обобщенно можно распределить по следующим категориям:
◦ жилые — 10%
◦ общественные — 11%
◦ производственные — 25%
◦ природные и озелененные — 14%
◦ транспорт — 10%
◦ неблагоустроенные, неосвоенные — 12%.
Протяженность Москвы-реки в пределах городской черты составляет 83 км. Протяженность береговой полосы (суммарно по обоим берегам) — 201 км.
Цель конкурса: формирование общей концепции развития в городе Москве целостной системы взаимоувязанных территорий прилегающих к Москве-реке, превращение реки из «барьера» в «связующе звено» в структуре города.
Результатом реализации градостроительного преобразования должно стать повышение качества городской среды, эффективности использования градостроительного потенциала территорий, прилегающих к реке.
Задачи:
― Реорганизация набережных с учетом приоритета формирования общественных пространств;
― Обеспечение проницаемости территории и улучшение связей прилегающих территорий с рекой;
― Повышение качества и комфортности городской среды, совершенствования облика территорий в целях улучшение общего имиджа города и повышения его привлекательности для жителей и туристов;
― Улучшения экологической ситуации за счет реабилитации Москвы-реки и ее долинного комплекса;
― Увеличение инвестиционной привлекательности территорий за счет повышения стоимости существующих и предлагаемых к размещению объектов недвижимости.
Результатом конкурса будет концепция градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки, включающая:
― Общую концепцию развития территории в зоне влияния реки с определением приоритетных территорий, подлежащих развития и реорганизации;
― Детализацию концепции на приоритетных территориях включая проектные предложения (в том числе градостроительные и планировочные транспортные экономические ландшафтные и прочие решения) предложения по повышению эффективности использования территории, определению этапов реализации Концепции и укрупненной экономической модели.
Тип конкурса:
Конкурс — международный двухэтапный.
Этап 1: Квалификационный отбор. Итог — выбор шести команд для участия во втором этапе.
Этап 2: Конкурс концепций. Итог — выбор Победителя конкурса и формирование рейтинга.
Жюри — международный состав, состоящий из представителей правительства,ведущих и авторитетных архитекторов, градостроителей и инженеров.
Участники — специалисты в области, градостроительства, архитектуры, которые могут привлечь в команду специалистов в области транспортной инфраструктуры, культурного программирования, экономики, социологии и экологии.
График конкурса:
29 июля — объявление конкурса, запуск сайта конкурса;
1 августа — начало приема заявок;
12 сентября — окончание приема заявок;
18 сентября — заседание жюри (выбор участников);
19 сентября — пресс-конференция.
1 октября — ознакомительный семинар для участников;
1 октября — 1 декабря — работа участников над конкурсными предложениями;
30 октября — промежуточный просмотр концепций;
1–9 декабря — техническая экспертиза конкурсных проектов;
10 декабря — заседание жюри (выбор победителя);
11 декабря — пресс-конференция.
18 сентября состоялось заседание жюри, в ходе которого были отобраны 6 финалистов конкурса:
◦ Архитектурное Бюро «Остоженка», Россия
◦ Maxwan Architects + Urbanists, Нидерланды
◦ Turenscape, Китай
◦ Burgos & Garrido arquitectos, Испания
◦ SWA Group, США
◦ Проект Меганом, Россия.
11 декабря на пресс-конференции в рамках Урбанфорума–2014 был объявлен победитель — Проект Меганом.