ENG
 
15 Апреля
Все события

Выставка «Очарованный классикой. Офорты Ивана Фомина»

Организатор: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Место: Воздвиженка, 5/25, Аптекарский приказ
Выставка «Очарованный классикой. Офорты Ивана Фомина»

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева открывает новую выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина.

На выставке посетители могут увидеть офортные доски, выполненные рукою мастера, авторские оттиски и более поздние отпечатки его архитектурных офортов 1960-х годов. 

Музей архитектуры впервые представляет выдающегося зодчего как мастера офорта. Эта художественная ипостась его творчества, известная в основном узкому кругу специалистов, помогает глубже понять оригинальный почерк и палитру архитектора. Иван Александрович Фомин, очарованный классикой с ученических лет, погрузился в многотрудное и тонкое искусство офорта в мастерской известного гравера и профессора Василия Матэ. В дипломной работе «Курзал на минеральных водах» (1909), выполненной в Академии художеств, рукотворная графическая подача проекта сопровождалась серией иллюстраций-офортов. В этих офортах Фомин показал себя как талантливый график, мастерски владевший штрихом и техникой акватинты. Он умело сочетал неожиданные ракурсы архитектурных форм с поэтическими жанровыми сценками. За эту работу Иван Александрович получил звание художника-архитектора и был удостоен пенсионерской поездки за границу. Отчетом по этой поездке явились многочисленные рисунки и эстампы, лучшие из которых отличает острота композиционного построения и подробная детализация. Это придает хорошо известным памятникам архитектуры Италии и Греции особую монументальность и внутреннюю динамику. 

В офортах Фомин разрабатывает также отдельные приемы, ракурсы, детали, которые позже появятся на его чертежах: например, разнообразные маски – непременный атрибут архитектуры эпохи неоклассицизма. Архитектор переводит в офорт и проектные чертежи, в которых он одновременно «проигрывает», как на театральных подмостках, сцены жизни в еще несуществующих интерьерах. Интересны работы Ивана Фомина, выполненные к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812: это конкурсный проект Музея 1812 года и памятники русским воинам – обелиски в Витебске и Борисове.

Процесс изготовления офортных досок и оттисков довольно сложный и трудоемкий. Один офорт Фомин мог напечатать в разном колорите (черно-бело-сером или коричневатых оттенках сепии) или в два цвета. Работа в печатной графике была для него внутренней потребностью, сформировавшейся с годами культурой самовыражения, наконец, удовольствием от постижения столь непростого процесса и столь выразительных его результатов. Многие офорты Фомина имеют его гравированные инициалы – «И. Ф.», а на лучших оттисках он ставил свою рукотворную подпись и дату. Этим они сейчас необычайно ценны. 

О серьезной увлеченности Ивана Фомина печатной графикой свидетельствует и то, что он сам спроектировал станок для печати офортов и фотогравюр. Здесь перед нами архитектор открывается как творец-универсал, которому в равной мере подвластны стихии вдохновенного творчества и строгой технической мысли. 

Куратор: Елена Желудкова 


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.