ENG
 
15 Апреля
Все события

«Русский акварельный портрет XIX века» из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино»

Организатор: Государственный музей-усадьба «Остафьево»-«Русский Парнас»
Место: Москва, улица Троицкая, 1А
«Русский акварельный портрет XIX века» из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино»

С 15 апреля по 26 июня в музее-усадьбе «Остафьево»–«Русский Парнас» будет проходить выставка «Русский акварельный портрет XIX века» из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино». В экспозиции представлено 57 акварельных работ известных русских и иностранных мастеров, дополненных аксессуарами и предметами декоративно-прикладного искусства того времени.

Как самостоятельный жанр акварельный портрет появился в России в начале XIX века благодаря иностранным мастерам, в том числе французскому художнику-миниатюристу Жану-Анри Беннеру, и работавшему одновременно с ним, петербургскому мастеру Леонтию Брамсону, выходцу из Германии, принявшему русское подданство. Работы Беннера представлены на выставке портретами членов российской императорской фамилии, которые отличает тщательная детализация туалетов и драгоценностей, но характер и духовный образ моделей остаются далеким от идеала. В то же время Брамсон, при всем несовершенстве своего далекого от академизма живописного языка, сумел создать произведения, в которых характер портретируемых передан с подкупающей откровенностью.

Ко второй четверти XIX столетия акварельный портрет в России выработал свой собственный стиль, отличающийся свободой художественных средств и особым подходом к личности модели. Появились русские мастера, специализировавшиеся только на этом жанре. Самый известный среди них – Петр Федорович Соколов – представлен в экспозиции элегантным портретом банкира барона Александра фон Штиглица. Чтобы подчеркнуть богатство портретируемого, у него в руке изображено заемное письмо от барона Ротшильда на миллион фунтов стерлингов. 

Младший современник Петра Федоровича Соколова, Владимир Иванович Гау — один из известнейших русских мастеров, посвятивший себя исключительно акварельному портрету. Отточенная техника, сдержанный, сбалансированный колорит его портретов, а также умение тонко польстить модели сделали его модным и востребованным художником. Портреты, выполненные Владимиром Гау часто копировали. Одну из таких копий — портрет великого князя Николая Александровича и великой княжны Александры Александровны, подписанный шутливым псевдонимом «Подраженцов» — зрители смогут увидеть на выставке. Предполагается, что копия была исполнена кем-то из членов императорской семьи под непосредственным руководством художника. Также будут представлены несколько работ выполненные самим Владимиром Гау, среди которых портреты графини Любови Александровны Мусиной-Пушкиной и князя Михаила Павловича Голицына.

Другой слой русского общества — московское купечество, дворянство среднего достатка, разночинная интеллигенция — представлен на выставке акварельными работами выпускника Московского училища живописи и ваяния Алексея Ивановича Стрелковского, и неизвестного мастера, подписывавшегося как Алексеев. У Алексеева особый интерес представляет пара портретов — купчиха-мать в повойнике и богатой яркой шали, несмотря на траур по мужу, купцу в синей сибирке, портрет которого написан после его смерти с имевшегося в семье живописного оригинала.

К 1830-м годам акварельный портрет приобрел большую популярность — им активно стали заниматься художники-любители, чаще всего рисовавшие родных, друзей или же копировавшие их портреты с работ художников-профессионалов. Некоторые из них добились определенной известности – это Екатерина Бакунина-Полторацкая, первая юношеская любовь А.С. Пушкина, и Дмитрий Пален, сослуживец Михаила Лермонтова, известный портретами офицеров и изображениями военных сцен.

Конец широкой популярности акварельного портрета в России положило повсеместное распространение во второй половине столетия более дешевой и легкой в исполнении фотографии. И лишь отдельные мастера продолжили традиции акварельной живописи, выявляя совершенно особенные возможности акварельного портрета. 

Выставка в Музее-усадьбе «Остафьево»-«Русский Парнас» – одна из редких возможностей для зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и виртуозной техникой владения акварелью.


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.