ENG
 
События

V.D.N.H. URBAN PHENOMENON — в поле критики

15 Июля 2016

В Библиотеке Ф.М. Достоевского прошла дискуссия, посвященная проекту V.D.N.H. URBAN PHENOMENON на нынешней Венецианской биеннале. Кураторы, критики и архитекторы собрались для того, чтобы прояснить смысл кураторского послания и суть экспозиции, вызвавшей множество разных толкований.

Каждый раз, когда Россия представляет свой павильон на Венецианской биеннале архитектуры, возникает дискуссия и разнообразная критика. Павильон начинают сравнивать с другими, и почти всегда находят, что Россия отвечает на кураторское послание как-то по-своему и невпопад. V.D.N.H. URBAN PHENOMENON не стал исключением, и его тоже обсуждают. Есть мнение, что показывать ВДНХ как проект, где пролегает наш актуальный «фронт» — правильно, а есть прямо противоположное: биеннале — про бедность и социальное неравенство, а ВДНХ — про циничную советскую иллюзию и тоталитаризм.

Как заметил архитектурный критик Григорий Ревзин, выступавший куратором павильона России ни много ни мало с 2000 по 2014 гг., темы биеннале всегда формулировались предельно расплывчато, и упрекать кураторов в том, что они не соответствуют лозунгу, странно. Биеннале 2000 года, например, проходила под девизом «Меньше эстетики, больше этики», который придумал Массимилиано Фуксас. «В Русском павильоне в тот раз было сделано прямо противоположное: я решил, что этика архитектора — делать красивые здания, то есть этика равна эстетике. И такая альтернативная точка зрения всегда вызывает большой интерес...», — считает Григорий Ревзин.

В случае с биеннале нынешнего года тема «Reporting from the front» — один из тех громких лозунгов про архитектуру, решающую социальные проблемы, которыми выставка всегда привлекала посетителей, считает Ревзин. И добавляет, что на самом деле, за весь XX век архитектура так и не решила ни одной социальной «язвы» общества, за нее это делали другие дисциплины — экономика, политика и т.п. Похожего мнения придерживается и декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков (НИУ ВШЭ выступила организатором образовательной программы павильона): «Такой легкий, эстетский взгляд на бедность, который предлагает нам Аравена, мне, честно говоря, неприятен, и я с удовольствием отметил, что российский павильон стал таким альтернативным ответом на позицию куратора, которая для меня — социальная инженерия в чистом виде...».

Куратор Российского павильона — в этом году им стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — считает, что трактовать тему биеннале как тему социального жилья — не совсем верно, и что Аравена в своем «репортаже с передовой» скорее рассчитывал увидеть актуальные «фронты» национальных архитектур. Идея показать ВДНХ куратору биеннале понравилась.

Почему выбор пал именно на ВДНХ? «Есть у нас объекты наследия определенного времени, которые заслуживают особого отношения. Этот вопрос заинтересовал меня как архитектора: как место, созданное в определенной архитектурной стилистике, может быть современным, модным и интересным, где можно комфортно, неглупо и небанально провести время? Как оно отвечает изменившейся политике города? Мне показалось, что это как раз то пространство — в планах уж точно — где новые задачи можно интересно раскрыть, наполнить форму тем содержанием, которое будет релевантно времени, а заодно и затронуть тему смысла и роли архитектора в сегодняшней нашей жизни», — сказал Кузнецов.

В том, чтобы показывать международной общественности, куратора, по его словам, убедило и отношение к профессии: с развитием техники, которая научилась рисовать архитектуру, самим архитекторам осталось сочинять модели использования этих зданий и их наполнение, считает Кузнецов, то есть условно писать будущее ТЗ для этих машин. Это и показывает российский павильон: в нем есть история, воплощенная в рисунках, отмывках, скульптуре и зданиях, и есть настоящее — в виде культурного программирования.

Многие, кто побывал в павильоне, отметили, что историческая часть вышла фундаментальной. Огромный пласт исследований и всевозможных публикаций о ВДНХ был собран кураторами, в частности Павлом Нефедовым, в т.н. «Кабинете исследователя». В то же время, критика посчитала эту историческую тему недостаточно отрефлексированной, намекая на тяжелые события сталинского времени, стоявшие за всей этой радужной картиной всеобщего счастья. Например, приглашенный редактор последнего номера «Проект Россия», посвященного, в частности, биеннале, Марина Хрусталева считает, что именно этот аспект, который можно было бы сформулировать как «передовая работы с „нежелательным“ наследием советского времени», не совсем раскрыт, и, говоря о наполнении старой формы новым содержанием, все-таки непонятны возможности современной работы с ним.

Отчасти этой темы коснулась в своем проекте будущего ВДНХ выпускница Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Лива Дударева — автор видео, запечатлевшего проход по территории комплекса и его заброшенным пустым павильонам, покрытым золотистой пленкой — «это территория бывшей империи, которая спит в ожидании того, когда эти имперские смыслы вернутся и будут востребованы. Эта архитектура была создана в определенное время и с определенным посылом, и он, как скрытый заряд, задержится в ней и рано или поздно будет распакован», — считает Марина Хрусталева.

«Да, мне нравится эта архитектура, и меня ужасает этот режим, — ответил Сергей Кузнецов. — Я считаю, что все это было чудовищно, но нельзя отрицать и то, что многое было сделано очень талантливыми людьми, остроумно и заслуживает глубокого уважения к себе. Поэтому мы говорим о том, что можно взять эти классно сделанные вещи и наполнить их другим смыслом».

В дискуссии приняли участие Сергей Кузнецов, Алексей Новиков, Григорий Ревзин, Марина Хрусталева, Юлий Борисов, Анатолий Белов и др.


Изображения: МКА


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.